Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше

Блог

Большая часть пассажиров поездов дальнего следования в России путешествует в плацкартных вагонах. В последние годы РЖД и производители подвижного состава анонсируют все новые и новые типы плацкартных вагонов, однако пока единственное, что удалось создать – это несколько десятков плацкартных вагонов со шторками. «1520. Все о жд» рассказывает об эволюции плацкартного вагона.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон старого образца

От классики до двухвагонного сцепа

Все новые плацкартные вагоны в России производит один завод – это Тверской вагоностроительный завод.

Взяв за основу классический плацкартный вагон, ТВЗ постепенно «доводил его до ума».

Сперва в таких вагонах появились биотуалеты и кондиционеры. Потом – розетки, сперва по несколько на вагон, затем у каждого места.

В последней версии плацкартного вагона, который выпускался как «независимый» вагон (то есть для эксплуатации не в виде двухвагонного сцепа), были уже розетки у каждого места, usb-разъемы для зарядки гаджетов и даже индивидуальные светильники у каждого небокового места.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон поезда «Таврия» №7/8 Санкт-Петербург – Севастополь

Последний раз крупную партию таких вагонов завод выпустил в 2019 году. Сегодня они эксплуатируются главным образом в составах поездов «Таврия» перевозчика «Гранд Сервис Экспресс», которые курсируют в Крым.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон в составе поезда «Таврия»

В этих поездах еще сохранились классические «титаны».

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Фото: пресс-служба ГСЭ

Начиная с 2019 года, ТВЗ выпускает только плацкартные вагоны, которые эксплуатируются в виде двухвагонных сцепов.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Двухвагонный купейный сцеп

В таких плацкартных вагонах у каждого пассажира внизу есть розетка, а наверху – usb-разъем для зарядки гаджетов. У каждого места – светильник. На окнах – двойные шторки.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный двухвагонный сцеп. Фото: ТВЗ

В одном из двух туалетов – душ, в другом – пеленальный столик. В каждом – гигиенический душ.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Душ в двухвагонном сцепе

А вот вместо титана – пурифайер. Устройство, которое не кипятит воду, а фильтрует, нагревая или охлаждая ее.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Пурифайер в двухвагонном сцепе

Теперь все новые плацкартные вагоны – только такие.

Плацкартные вагоны со шторками

В 2018 году РЖД презентовали новую концепцию плацкартного вагона. В СМИ и пресс-релизах такой вагон стали называть «со шторками», хотя изменений в нем было существенно больше.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон со шторками. Фото: Дмитрий Назаров

Речь шла не о производстве новых вагонов, а о том, что на заводе «Вагонреммаш» в Тамбове во время капитального ремонта вагонов, у которых вышел срок службы, старым вагонам таким образом будут продлевать жизнь.

Главное, на что обратили внимание пассажиры – это, конечно, шторки. Место вокруг каждой полки теперь завешивается, и это очень удобно. Я несколько раз ездил в таких вагонах и видел, что шторками пользуются сто процентов пассажиров.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон со шторками

Однако шторки – не единственное удачное решение в этих вагонах. Например, здесь сделали другие – гораздо более удобные лестницы, чтобы залезать на верхнюю полку.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон со шторками

А на третьей багажной полке появилась выемка, чтобы было удобно присесть на верхней полке.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон со шторками

Здесь – также, как и в двухвагонных плацкартных сцепах от Тверского вагоностроительного завода, – светильники установлены возле каждого места. Еще из «фишек» – столик для пассажиров верхних полок. Поначалу его критиковали – мол, небезопасно. Но со временем распробовали. Столик сделан как корыто с очень высокими бортами, так что ничего не прольется не выпадает.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон со шторками

К сожалению, таких вагонов было сделано всего несколько десятков. Сложно сказать, почему именно. Сегодня такие вагоны курсируют, в частности, из Москвы в Горный парк Рускеала (Карелия).

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше

Как только вышел плацкарт со шторками, в сети появились рендеры похожего вагона – в нем, правда, обещали убрать боковые полки и удлинить поперечные. Получился бы почти купейный вагон, но открытого типа. Такая планировка заинтересовала многих, но ее так и не реализовали.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Проект плацкартного вагона без боковых полок. Источник: ippiart

Четыре вагона будущего

Каким будет плацкартный вагон будущего? В РЖД по этому поводу идут дискуссии. Пока ясно одно: сделать новый плацкартный вагон собираются в принципиально ином кузове. Это будет вагон габарита Т. Он шире на 28 см и длиннее на 73 см привычных. Такие вагоны хотят производить с пневмотележками, что обеспечит им более плавный и бесшумный ход (как у поездов «Ласточка», «Иволга» или «Сапсан»).

В 2020 году Тверской вагоностроительный завод презентовал один такой вагон. Снаружи он выглядел совершенно иначе, нежели привычные.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Вагон габарита Т. Фото: РЖД

О том, какой будет «начинка» вагона, пока идут дискуссии. Главное – вагон должен вмещать минимум 54 человека (а лучше 58). В каждом вагоне обещают душ.

В 2020 году ТВЗ обещал заняться сертификацией новых вагонов уже «на следующий год», но все застопорилось. В 2023 году глава ФПК Владимир Пястолов заявил, что вагоны габарита Т могут пройти сертификацию в первой половине 2024 года, в том же году их начнут получать в РЖД.

При этом до сих пор неясно, какой будет «начинка» этих вагонов. Было представлено четыре варианта.

Плацкарт со шкафом

В произведенном и презентованном вагоне классическая планировка плацкарта была дополнена шкафами для вещей, которые установили прямо посреди некоторых отсеков. Предполагалось, что туда пассажиры будут складывать вещи вместо третьей полки.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон со шкафом

При этом третьи полки сняли, убрали столики от окна, а между «отсеками» сделали шторки.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон со шкафом

Этот вариант активно критиковали в соцсетях за непродуманность. Например, в четырех из десяти отсеков не было ни шкафа, ни верхних полок. Где везти багаж – неясно. Убрать чемоданы под нижнюю поперечную полку в отсеках со шкафом тоже не получилось бы. Она была выполнена по принципу «нижней боковой» полки. Непонятно также было, куда убирать матрасы, кто будет чистить ящики для обуви и т.д.

Вагон-елочка

Второй вариант – вагон с местами, расположенными под углом. Его прозвали «вагон-елочка».

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Проект вагона-«елочки»

Представьте себе, что вы заходите в вагон. Проход у вас находится ровно посередине. С двух сторон – отсеки, похожие на обычные плацкартные, но расположенные под углом. Получается, что все угловое – угловой стол, угловые окна. И в отсеке – восемь человек, а не шесть, как раньше, потому что напротив вас не боковые места, а расположенные под углом такие же четыре полки.

Когда этот макет презентовали на выставке «Транспорт России» в 2021 году, то официально заявляли, что спальное место получилось длиннее обычного на 12-15 см. Но из-за скосов голова и ноги оказываются в узком пространстве. Это неудобно. И не очень понятно, как стелить белье: простыни и матрасы.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон-елочка

Сидеть на полке и смотреть в окно удобно только в том случае, если ты находишься на той стороне, которая образует с окном острый угол. А вот тому, кто напротив, будет уже плохо.

Капсульная елочка

Третий вариант «Трансмашхолдинг» считает вариацией предыдущего, но, на мой взгляд, это совсем другой вагон с другим уровнем комфорта. Места расположены так же – под углом к проходу. Но это единственное, что объединяет концепты. В реальности каждый пассажир здесь получает индивидуальную «капсулу», где можно сидеть, лежать, есть, пить чай, смотреть в окно и так далее.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше

Каждое место закрывается шторкой. Внутри «капсулы» у пассажира есть светильник, розетка и usb-разъем для зарядки гаджетов, крючки, а также места для размещения ручной клади.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Проект вагона-«елочки»

При этом нижний пассажир может посидеть, спустив ноги на пол к окну. Верхний может спокойно разогнуться и посидеть на второй полке с комфортом, как в купейном вагоне. Спустить ноги вниз не получится, но можно… постоять, опершись на лестницу.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон-капсульная елочка

Снаружи вагон может выглядеть таким образом – с множеством маленьких окон для каждого путешественника. В таком случае, правда, непроясненным остается вопрос с аварийными выходами.

Капсулы как в Китае

Наконец, четвертый вариант концепции – тоже капсулы, но расположенные уже не под углом, а вдоль прохода. По сути, это «калька» с китайского вагона с капсульными местами.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Плацкартный вагон-капсулы как в Китае

Как и в прошлом случае, проход расположен посреди вагона, а с двух сторон – по два ряда боковых мест, расположенных в шахматном порядке.

Эволюция плацкарта. Как меняются плацкартные вагоны в России и чего ждать дальше
Китайский спальный вагон

Новый концепт рассчитан на 56 индивидуальных мест-капсул. У каждой пассажира будет своя шторка, столик с углублением под стаканы, светильник, USB-розетка. Багаж можно будет хранить под нижней капсулой либо на стеллаже, расположенном при входе в вагон. Ноги пассажиров лежат в «ящиках», которые являются одновременно столиком для другого пассажира.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

тринадцать + 13 =

  1. Ирина

    Спасибо за обзор. Очень хорошо, чтоРЖД развивается. Но … Как многодетной матери путешествовать с маленькими детьми? Рассовать каждого по своим капсулам или всех запустить в свою? А если ехать 3-5 суток?

    Ответить
    1. Кирилл Балберов автор

      Ну если такие вагоны и появятся, то не вместо существующих. Где-то будут дополнительно вцепляться. На этапе покупки билета все будет понятно.

      Ответить
    2. Альфия

      Согласна! Очень понравился вариант со шторками, а еще лучше без боковых полок! И никаких капсул, как в Китае! Ну если только пару вагонов поставить в состав для пассажиров, путешествующих без детей!

      Ответить
  2. Александр

    Капсульный вариант, как в Китае, наиболее предпочтительный. Обычных плацкартов и купе «для семьи» и так хватает, надо бы и индивидуальный для тех, кто не хочет, чтобы ему мешали.

    Ответить
  3. Ёлочка колючка

    А вот мне интересно, зачем между отсека и, на уровне головы дверцы сделали. За перегородок едет посторонний человек, мне с ним ни к чему общаться. Или специально сделано что бы храп слышится громче? Ну не пойму Зачем?

    Ответить
    1. Кирилл Балберов автор

      Потому что между вашей полкой и полкой напротив шкаф, и вам не пообщаться. Авторы предполагали, что пассажиры будут это как-то предвидеть и, путешествуя парой, брать места за стенкой друг от друга. Честное слово, не сам придумал.

      Ответить
  4. Виктор

    Ёлочки разрабатывались лет 40 назад, если не раньше. Самое оптимальное — св, купе, плацкарт. Делать из современных технологичных материалов, большими сериями для удешевления. А не изобретать велосипед.

    Ответить
  5. Татьяна

    Большая просьба к заводу,к разработчикам,сделайте спальное место побольше,
    60 см это просто ужас
    Ехать 2 ночи в Крым ,ад
    Зато все хвалите красоту
    Лучше бы о людях подумали,издевательство

    Ответить
  6. Анна

    Вариант со шторками и лесенками, без верхних полок

    Ответить
  7. Александр

    Здравствуйте!капсульная ёлочка и капсульная Китай это то что нужно.
    Просьба РЖД поставить разные вагоны на ВДНХ за павильон ТРАНСПОРТ,на всеобщее обозрение и оценку вагонов,тогда будет видно какие и в какие направления отправлять поезда с этими вагонами.
    Спасибо за внимание. ))

    Ответить
  8. Надежда Морозова

    Ехала на нижней боковушке. Так не могла уснуть 2 ночи. Место мало того, что узкое, так ещё и короткое. При моем росте 164 см у меня на умещались ноги. А как же ездить мужчине с ростом 180 см?!Боковушке возле туалета и возле проводника, вообще надо убрать!

    Ответить
  9. Валерий

    Все представленные варианты тупикового развития. Нужно кардинально изменить концепцию пассажирских перевозок. Конструкции пассажирских вагонов 19 и 20 века должны уйти в прошлое, в музей их. Нужны новые принципиальные конструктивные решения. Хотел бы я знать, я один так думаю.

    Ответить
  10. Марина

    В этом году ехала в новом вагоне, где установлен пурифайер. Хочу сказать про туалет. Нет поручней, ручек, за которые можно держаться. Нет полочки, куда можно было бы положить свои вещи(пасту, щетку и т.д.).На раковине стояли жидкое мыло и дез.средство. И всё, больше места нет! И неудобно расположен мусоросборник. Приходится руками отодвигать крышку, к которой неизвестно сколько человек и какими руками прикасались. В нашем случае он еще и постоянно был переполнен.

    Ответить
  11. Павел

    В 2021 плацкартный,, со шторками» ходил в Анапу с,, Казанского вокзала (фирменный)..

    Ответить
  12. Василий

    Все это хорошо для поездов, которые едут одну ночь

    Ответить
  13. Вячеслав

    Согласен с мнениями, что не нужно изобретать велосипед и отмывать кучу денег на сомнительные проекты. Плацкарт со шторками отличный вариант, главное все сделать из качественных износостойких материалов, чтобы эти шторки не отвалились через 2 года. Как мне кажется РЖД нужен вагон для людей, которые едут в одиночку, по моему между Москвой и Питером у какого-то частного поезда есть такие купе.

    Ответить
  14. Ольга

    Мы едем в купе 270 Имеретинский курорт- Чита это просто ужас !!! Душа нет ,вагона ресторана нет и убил старый унитаз с педалькой! За что берут такие деньги за билеты а комфорта нет! Сама нач. поезда сказала не выгодно вагон ресторан ,денег много ж/д теряет. Так что о каких комфортных условиях для людей может идти речь. Когда они просто зарабатывают а на людей плевать ,поел горячего или вонючий почти 6 суток едет. Фамилия нач. поезда Ендрихинская Елена ,которая даже не скрывала что они теряют много денег.

    Ответить