Колеса поезда стучат все меньше и романтика стука колес, ради которой мы так любили путешествовать по железной дороге, уходит в прошлое. Новые технологии позволяют менять путь, укладывая не короткие 25-метровые рельсы, как раньше, а длинные 800-метровые плети (так называемый бесстыковый или «бархатный» путь). Но как эти рельсы доставить до места укладки, «ведь если погрузить их на поезд, то он не сможет повернуть»? Так думают многие.

Но мы-то с вами знаем: поезд повернуть еще как сможет. И сейчас мы объясним, почему.
Начнем с того, что в июле 2023 года было сразу две новости про ЧП, которые показывают, насколько хорошо гнуться рельсы.
Сперва в Тюмени при проведении маневровых работ с вагонов съехали рельсовые плети. Как видим на фото, они отлично гнутся и больше похожи на модную рисовую лапшу.

Куда драматичнее все было в Москве. Там с вагонов съехала рельсовая плеть и буквально разгромила новенькую платформу Матвеевская, а заодно и повредила электричку. Фотография хорошо показывает гибкость рельсов.

Наверное, многие видели фото, как выглядит железная дорога после землетрясений в тех или иных регионах. Например, такие повреждения получил путь после землетрясения в Турции, которое произошло 6 февраля 2023 года.

Иногда рельсы изгибаются от жары или при проведении ремонтных работ, если нарушена технология. Это называется выброс пути. На это видео заснято, как это происходит.
Все эти фотографии и видеозаписи демонстрируют гибкость рельсов. Гибкость – важная характеристика, которая важна, чтобы рельс был пластичным и не деформировался в процессе эксплуатации.
Так как же их перевозят? Ведь длина рельсовой плети – 800 метров. Когда такие рельсы укладывают, получается «бархатный» путь. Поезда по нему идут быстрее. А колесо стучит уже не раз в 25 метров, а раз в 800. Так что никакого чучух-чучух.

Чтобы 800-метровые рельсовые плети доставить к месту укладки, их грузят на вагоны поезда. Получаются вот такие составы.
Когда поезд входит в кривую (поворачивает), то рельсы просто изгибаются – точно так же, как изогнулись бы на земле при укладке пути.

Сложно представить, что рельсы такие гибкие, ведь один 25-метровый рельс весит около полутора тонн – как полноценный легковой автомобиль.
