Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты

Блог

Нидерланды располагают одной из наиболее мощных и эффективных сетей железных дорог в Европе. А также порой своеобразным подвижным составом и слегка архаичной, не особо дружественной к туристам тарифной системой.

Железнодорожная сеть

Нидерланды – страна с одной из самых развитых железнодорожных сетей в Европе. Линии достигают практически всех уголков страны, движение здесь очень интенсивное. Основные города связаны между собой каждые 10-15 минут, на периферийных линиях поезда ходят каждые 20-60 минут. Ночные поезда ходят между Утрехтом, Амстердамом, Гаагой и Роттердамом, а в выходные – и на ряде других линий.

Главный узел – Утрехт (Utrecht Centraal), следующие по величине – Амстердам и Роттердам. Проехать страну из конца в конец (от Маастрихта до Гронингена) можно примерно за 4-5 часов.

Высокоскоростная линия в стране одна – на 125 километров. Она именуется HSL-Zuid и соединяет Амстердам через аэропорт Schiphol с Роттердамом, после чего продолжается далее в Бельгию и Францию. Скорость международных экспрессов Thalys и Eurostar на ней – 300 км/ч, внутренних поездов – 200 км/ч. Остальные ключевые линии в стране рассчитаны на скорости до 140 – 200 км/ч, при этом реальная скорость – не выше 140 км/ч.

Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты
Поезда в Нидерландах

Львиная доля маршрутов по-прежнему занята бывшим полным монополистом – национальным перевозчиком Nederlandse Spoorwegen (NS). Отдельные региональные линии обслуживаются альтернативными операторами – например, Connexxion, Keolis или Arriva.

Типы поездов и подвижной состав

В расписаниях существует всего три типа внутренних поездов:

  • InterСity direct – поезда, следующие по высокоскоростной линии между Амстердамом, аэропортом Schiphol, Роттердамом и Бредой;
  • InterCity (IC) – прочие междугородные скорые поезда (у альтернативных перевозчиков могут именоваться Sneltrein);
  • Sprinter (или Stoptrein) – региональные и пригородные поезда с частыми остановками, ливрея у NS – бело-синяя, у других перевозчиков может отличаться.

Поезда InterCity и InterCity direct имеют желто-синюю ливрею и часто выглядят довольно живописно, большую их часть составляют двухэтажные составы.

Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты
Поезда Sprinter и InterCity

Тарифы, скидки и проездные

Независимо от типа билета следует валидировать его на турникете или ридере при входе на станцию. При выходе со станции после поездки – сделать то же самое (иначе с некоторых билетов может списаться максимально возможный тариф). Такой же порядок двойной валидации действует в городском транспорте Нидерландов. На некоторых станциях в небольших городах есть турникеты разных перевозчиков, и использовать нужно турникет своего перевозчика во избежание лишних списаний.

Стандартные разовые тарифы в Нидерландах фиксированы и не зависят от типа поезда. Скидок за поездку туда-обратно тоже нет. Примеры стандартных цен в 2023 году:

  • проезд по городу – 1-4 евро;
  • Амстердам – аэропорт Schiphol (13-17 минут) – 4,9 евро;
  • Гаага – Утрехт (40 минут) – 13 евро;
  • Гаага – Роттердам (25 минут) – 5,7 евро;
  • Амстердам – Роттердам (40 мин на IC direct или 75 минут на Sprinter) – 17,9 евро;
  • Амстердам – Эйндховен (80 минут) – 22,7 евро.
Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты
Вокзал Amsterdam Centraal

Максимально возможная цена разового билета – 29,4 евро. При покупке минимум за четыре дня до поездки доступна скидка в 10%. Кроме того, группа от двух человек может сэкономить на дальних поездках, купив онлайн групповой разовый билет (34 евро на 2-3 человек, 38 евро на 4 человек, 42 евро на 5, и так далее), однако этот билет не действует с 6:30 до 9:00 и с 16:00 до 18:30 по рабочим дням. Покупка разового билета в автомате добавляет к цене 1 евро, покупка в кассе – 1,5 евро.

Можно также купить дневной проездной по стране за 58,8 евро (либо Holland Ticket за 48 евро, включающий также автобусы, трамваи и метро, но не работающий в утренний пик с 6:30 до 9:00 в рабочие дни).

Для тех, кто хочет осмотреть всю страну плюс Бельгию и Люксембург, есть еще одна опция – проездной Interrail по странам Бенилюкса. Он рассчитан на 3-8 дней поездок в течение месяца (можно не подряд) и стоит от 127 евро за 3 дня до 240 за 8 дней. Вариант для молодежи младше 28 лет на четверть дешевле.

Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты
Транспортная карточка Нидерландов — OV-chipkaart

Большинство билетов доступны в электронном виде по бесконтактной банковской карте или по местной транспортной карточке OV-chipkaart (она работает также в автобусах, трамваях и метро по всей стране и дает там огромные скидки по сравнению с бумажными билетами). Однако использование OV-chipkaart для туристов обходится недешево. Во-первых, сама карточка стоит 7,5 евро. Во-вторых, чтобы просто войти на станцию, на ней должно быть минимум 20 евро баланса (в течение часа станцию можно покинуть без списания баланса, отметив карточку на выходном турникете или ридере).

Формально в Нидерландах имеется масса скидочных предложений, позволяющих, в частности, ездить на 40% дешевле в непиковое время. Однако для туристов они малодоступны, ибо оформляются лишь, как месячные подписки на личную OV-chipkaart с возможностью отмены не ранее, чем через месяц.

При использовании InterCity direct по любому тарифу на участке между аэропортом и Роттердамом (в том числе, для поездок Амстердам – Роттердам или Бреда) требуется доплата в 2,9 евро (вне часа пик – 1,74 евро). Обычно заплатить ее можно прямо на платформе на специальном ридере.

Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты
Ридер для взимания доплаты за InterCity direct на вокзале Амстердама (цена 2019 года)

Международное сообщение и иностранные поезда

Теоретически, внутри Нидерландов можно ездить и иностранными высокоскоростными поездами, но это стоит дороже.

В немецких ICE (маршрут Амстердам – Утрехт – Арнем – Германия) можно ездить по голландским билетам с уплатой дополнительного сбора в 2,9 евро.

В экспрессах Thalys, следующих в Брюссель и Париж, внутренние билеты недействительны, а собственные билеты Thalys между Амстердамом и Роттердамом стоят на несколько евро дороже, чем поездка на голландских поездах. В поездах Eurostar, следующих в Лондон, ездить внутри Нидерландов нельзя.

Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты
Высокоскоростные поезда Thalys в Париж и Eurostar в Лондон на вокзале Амстердама

Наиболее напряженный международный маршрут собственно NS – линия InterCity Амстердам – Брюссель с ежечасными рейсами. Цены по полному маршруту – от 25 до 41 евро. Thalys на том же маршруте обычно заметно дороже, но и на полчаса быстрее.

Существует также ряд региональных линий в Германию, Бельгию и Люксембург по стандартным тарифам. А также пара ночных поездов — через Германию в Австрию и Швейцарию. Международные билеты и проездные работают на большинстве турникетов.

Хиты и особенности

Поезд-башня (ICM). Вероятно, самый впечатляющий поезд Европы, похожий спереди на шахматную ладью. Необычная конструкция предназначалась для перехода между двумя сцепленными составами, но нередко ломалась, и в итоге створки были заменены заглушкой и переходов больше нет. А феерично выглядящий поезд есть. Ходит он как InterCity на линиях с небольшой загрузкой.

Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты
Поезда ICM на вокзале Амстердама

Линии, конвертированные из обычных железнодорожных в метро. RandstadRail (метро Роттердама и Гааги) частично состоит из переделанных ЖД-линий. Причем одна из них (к порту и пляжу в Хук-ван-Холланде) сохраняет грузовое движение, а другая (в Гаагу) – содержит еще и трамвайное.

Два поезда на одной платформе. Платформы в Нидерландах часто делятся на две секции – А и В, при этом от каждой могут отправляться разные поезда. А чтобы они не мешали друг другу, между платформами может быть проложен третий путь, по которому поезда могут заезжать на требуемую часть платформы, объезжая поезд, стоящий у другой части той же платформы. Если поезд длинный, то он будет числиться в обеих секциях.

Разделение составов. Для многих поездов в Нидерландах типично разделяться в пути на два состава. В этом случае, условно, часть поезда до Роттердама может стоять на платформе 4А, а часть состава до Гааги – на платформе 4В, хотя технически это пока единый состав. В пути он незаметно для многих пассажиров разделится во время одной из остановок, и тут важно не оказаться в неправильной части поезда.

Как устроены железные дороги в Нидерландах: «фишки», поезда, перевозчики, билеты
Sprinter стоит на платформе 11b, InterCity прибывает на платформу 11а, используя для этого промежуточный 12 путь, не имеющий платформы
Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

8 − 4 =