В Казахстане презентовали дизайн новых купейных и плацкартных вагонов производства компании Stadler для железных дорог Казахстана. И если скоростные поезда Stadler делает великолепно, то с купейными и плацкартными вагонами получился тихий ужас. Даже не верится, что это сделали швейцарцы.

Казахстан активно обновляет свой подвижной состав. Вагоны покупаются как в России (или делаются в партнерстве с российскими производителями), так и за рубежом.
В частности, в Казахстан поставлено 670 вагонов Talgo. Для их сборки в Казахстане даже был построен завод. Однако контракт с производителем разорвали досрочно из-за обвала тенге. Это обидно. Поезда Talgo пользуются большой популярностью в стране. Спрос на поездки такими поездами явно превышает предложение. Поезда Talgo в Казахстане аналогичны российским «Стрижам», которые эксплуатировались до введения санкций в 2022 году.

Новый интересный контракт Казахстан подписал в 2022 году со швейцарским производителем Stadler. Швейцария должна поставить в 2025-2030 годах 537 вагонов локомотивной тяги и обслуживать их в течение 20 лет. Сборка будет на том самом построенном для Talgo заводе «Тулпар» в Астане, который был передан Stadler.
Заказ был интересен тем, что у западных вагоностроителей, как правило, нет опыта производства плацкартных вагонов. В Европе для массовых ночных перевозок, скорее, применяют планировку «кушетка» (условно говоря, шестиместное купе). Тем интереснее было взглянуть, каким они сделают плацкарт.
Пока показан только макет. Издание ORDA из Казахстана, которое опубликовало фото макета, утверждает со ссылкой на производителя, что вагоны полностью будут соответствовать представленному образцу. Производитель вагоны у себя на сайте не анонсировал, на наш запрос не ответил, так что будем довольствоваться публикацией «Орды».

«Первое, что бросается в глаза – узкие проемы и кровати. На таком спальном месте будет тяжело уместиться высокому и упитанному человеку. Тесно будет казаться даже ребенку. Зато матрасы очень мягкие и сделаны из качественного материала», – пишет ORDA.

Однако на фотографиях, которые приводит издание, нет части верхних полок, в том числе верхних боковых, но номера для них приклеены. Непонятно, как будет опускаться пластиковый столик на боковом месте…

Кстати, на фото видно, что верхние полки будут иметь нечетные номера, а нижние – четные.
«В плацкарте примерно такая же картина – очень узко, но мягкая и красивая обивка визуально сглаживает этот недостаток. В целом, система планировки почти такая же, как и в старых советских вагонах – четыре спальных места с одной стороны, и народная “боковушка” с противоположной. Розеток всего две, светильников по одному на спальное место. Перегородка исполняет роль лестницы на верхнюю полку. Выше находятся отсеки для хранения вещей», – говорится в публикации.

Когда смотришь на эти фото, то и правда не понимаешь, как получился такой ужас. Все какое-то узкое, пластиковое. Единственное, за что можно похвалить производителя, так это за удобные лестницы и отсутствие третьей полки.

Вообще, Stadler – производит хорошие современные поезда. В России, кстати, можно покататься на таких поездах по маршрутам «Аэроэкспрессов». Двухэтажные «Аэроэкспрессы» – не что иное, как модификация Stadler KISS RUS (АЭРО).

А еще в Петербурге ходят трамваи «Чижик». Их тоже делал Stadler.

Но, видимо, плацкарт – дело специфическое и швейцарцы не очень смогли понять, каким же он должен быть. Может, плацкарт – это и есть та самая скрепа «пространства 1520», которая непостижимы извне?