Мы часто романтизируем разные профессии. Среди них и профессия машиниста метро. Кажется, что машинист работает в загадочном подземном царстве. Но эта работа связана с постоянным стрессом. Машинист всегда находится в напряжении, часто не высыпается, да еще и начальство не упрощает жизнь. Если почитать, что об этой профессии говорят и пишут работники метро, то понимаешь, что это очень тяжелый труд.

«Машиниста могут лишить половины премии, если он придет небритым»
Бывший машинист Сергей рассказывал, что был вынужден уволиться из Московского метро из-за неадекватных требований начальства. Его откровения публиковал «Рамблер».
«Представьте себе, сейчас машиниста могут оштрафовать, то есть лишить половины премии, если он придет небритым или с плохо поглаженными стрелками на брюках. Или если начальству покажется, что ты в мятой рубашке».
«Еще машинистов могут наказать рублем за ошибки в тесте. Каждую неделю работники сдают мини-экзамен из десяти вопросов. Не ответил хотя бы на один — минус пять тысяч».
«Допустим, в час пик въезжаешь на станцию, диспетчер тебе: “Машинист, ответьте”. А ты по инструкции не можешь ей ответить, ты должен правильно затормозить, открыть двери, закрыть двери. И она тебе потом весь перегон: “Почему не отвечаете? Почему не отвечаете?”».
«Например, зажало человека дверями, он посчитал, что вредный машинист специально это сделал и жалуется. Хотя никто никого специально зажимать дверями не будет! Люди запрыгивают в вагон в последний момент, уже после объявления о том, что двери закрываются».
Сергей ушел с работы после того, как снял видео из кабины машиниста и выложил его «ВКонтакте». По его словам, это было «совершенно безобидное видео», но это посчитали нарушением, и его вынудили перейти в слесари, а оттуда он сам ушел.
«8-12 часов ежедневно в полном одиночестве»
Сергей Галкин – еще один машинист, но уже петербургского метро – несколько лет написал в блоге об ужасах работы в подземке северной столицы.

«После медкомиссии наша группа насчитывала 42 человека. Сейчас, после моего увольнения, осталось работать пятеро. Через месяц практики у одного парня начались проблемы с сердцем. Еще через месяц у другого практиканта стало резко ухудшаться зрение. А ведь им не было еще и 30 лет. Только за 1999 год на нашей линии было списано из-за проблем с психикой два человека».
«Ухудшение слуха из-за постоянного шума, ухудшение зрения из-за плохой освещенности, гипертония и подобные «прелести» из-за нерегулярного и недостаточного отдыха, язва и гастрит из-за неравномерного питания, желудочные расстройства из-за отсутствия горячей воды и мыла, стрессы от постоянного нервного напряжения, геморрой, остеохондроз, сквозняки, тряска, пыль, электромагнитные поля – список можно продолжать и продолжать».
«Шансов дожить до старости у машиниста метро немного, если уже через десять лет работы он собирает все возможные болезни. Некоторые в 35 лет выглядят на все 60».
«8-12 часов ежедневно в полном одиночестве в кабине «славного голубого экспресса», несущегося по мрачным питерским подземельям… Представили? А если еще учесть, что на Невско-Василеостровской линии, где мне пришлось работать, почти все станции – закрытого типа и машинист видит живых людей только в маленькое зеркальце заднего вида, то картина получается вовсе уж зловещей».
«Работа машиниста – сменная. Это значит, что сегодня ты можешь заступить на смену в 6:50 утра, завтра – в 8:27, послезавтра – в 17:14. Именно так — опоздания караются самым строгим образом. Ночные смены считаются самыми тяжелыми: заступаешь на работу примерно в 17 часов, до часу ночи крутишь баранки, идешь спать в специальную комнату отдыха, а в 5 утра встаешь и работаешь примерно до 9-ти часов».
Три состава на линии – большая разница
«Сложнее всего работать, когда ты хочешь спать, — а хочешь спать ты всегда. Утренний час пик напряженнее, чем вечерний, потому что он короче: все едут на работу примерно в одно время, вечером кто-то может задержаться, пойти на встречу с друзьями. В утренний час пик интервал между поездами — 1 минута 40 секунд, в вечерний — 1 минута 45 секунд. Это на три состава меньше на линии — легче ездить», – рассказывал анонимный действующий машинист московского метро изданию The Village.

Впрочем, с появлением новых поездов «Москва» жизнь машинистов существенно упростилась.
«В отличие от старых составов «Еж» новые поезда «Москва» – просто царские палаты. В плане простора. Первое, что делает машинист, осмотрев состав, нажимает кнопку включения поезда. Потом состав загружается — прямо как наши смартфоны. Это делается для того, чтобы проверить перед выходом на линию работоспособность всех систем поезда», – рассказывал «Российской газете» Алексей Волк.
«В первые два дня – два ЧП»
А вот еще одна история от мужчины, у которого «роман с метро» закончился на стадии практики:
«Вышел в первый день на линию помощником машиниста. Состав вылетает из туннеля, боковым зрением улавливаю движение слева… Мужчина лет 30-ти разбегается из центра зала и прыгает под состав! В первый мой день практики! Разбивает своей башкой лобовое стекло и улетает под состав. Машинист среагировал, остановился. Повезло ему, ударился башкой о лобовое, упал в лоток между рельс и сломал руку!
На следующий день, выходим в ночь. Состав вылетает из туннеля… Я только услышал сильный удар… Оказалось, пьяный гражданин решил справить нужду в начале перрона на пути, только достал свой пистон и тут состав. Разнесло башку зеркалом – труп. Я даже смотреть не пошел. Машинисты потом говорили: “Ты подумай, не твое это, в первые два дня – два ЧП! Один труп! Вот так не сложилась моя карьера машиниста”».