Всякий, кто ездил из Москвы «вглубь страны» на восток, знает, что поезда туда уходят с разных вокзалов. В Казань – с Казанского вокзала (что логично), в Нижний Новгород – с Казанского, Ярославского, Восточного и Курского вокзалов. Так почему же тогда Транссиб начинается именно на Ярославском? Ведь Ярославль от Москвы – на север, а не на Восток.

На фотографии выше – Ярославский вокзал. А так выглядит вокзал Владивостока. Сама вокзальная архитектура подсказывает нам, что они стоят в начале и конце Великого Сибирского пути.

На мысль написать этот текст меня вынудил недавний выпуск «Что? Где? Когда?», в котором знатокам на блице показали железнодорожную стелу с числом 9288 и спросили, где она находится. Знатоки за 20 секунд нашли правильный ответ – она находится во Владивостоке и означает конец Транссиба, а 9288 км – это его длина.

Обсуждая ответ, команда какое-то время потратила на то, чтобы понять, а не в Москве ли находится этот знак, а если в Москве, то на каком он может стоять вокзале.
Спустя несколько дней после эфира «Что? Где? Когда?» в Сети появилась программа «Разборка», автор которой Павел Ершов, также попытался логически выбрать вокзал, где может стоять такой столб в Москве.
Послушав его рассуждения, я понял, что Ярославский вокзал логически не выбирается, если не знать, что поезда по Транссибу уходят оттуда. Ведь Ярославль из Москвы – на север. А Сибирь на восток. Если искать логику, то на восток поезда должны идти с Восточного вокзала. Или хотя бы – с Казанского.
Те, кто ездил на поезде из Москвы в сторону Урала или Сибири, знают, что большинство маршрутов поездов проходят через Владимир, Нижний Новгород, Киров, Екатеринбург. Это действительно оптимальный железнодорожный путь «вглубь России». И легендарный поезд №1/2 «Россия» сообщением Москва – Владивосток долгие годы (с начала 2000-х до 2020) ходил именно так.
При этом поезда до Нижнего Новгорода уходят аж с четырех вокзалов – и с Казанского, и с Ярославского, и с Восточного и даже – по старой привычке – есть одна «Ласточка» с прикрытого для поездов дальнего следования Курского вокзала. Так удобнее РЖД. В конечном итоге, почти все эти поезда так или иначе выходят на Горьковское направление и едут в сторону Владимира и Нижнего Новгорода. А вот все те поезда, которые идут дальше Нижнего Новгорода по Транссибу, стабильно уезжают с Ярославского вокзала.
Чтобы понять, почему, нужно углубиться в историю Транссиба.

В разные годы Транссибирской магистралью назывались разные маршруты, а поезда по Транссибу уходили из Москвы и с Нижегородско-Курского (ныне – Курского) и с Казанского вокзала. Но это было в начале ХХ века.
Официальный маршрут в его нынешнем виде был утвержден в 1956 году и проходит так: Москва-Ярославская – Ярославль-Главный – Данилов – Буй – Шарья – Киров – Балезино – Пермь-2 – Екатеринбург и далее вглубь России вплоть до Владивостока… И те самые 9288 км получаются, если мерить Транссиб именно этим путем.
Поскольку Транссиб официально начинается на Ярославском вокзале, то и поезда вглубь России уходят оттуда. А то, что не все они идут через Ярославль – это уж «так получилось». Маршрут был изменен в 2001 году – во многом с целью ускорения поездов и с целью лучшей их загрузки (Нижний Новгород дает много пассажиров).

Что касается поезда «Россия», то до 2001 года он, как и большинство других поездов, шел именно через Ярославль по канонической трассе Транссиба. В 2001 году «Россию» пропустили через Владимир – Нижний Новгород – Киров. Наконец, в 2020 году тот поезд, который был «Россией», разжаловали с фирменного до обычного скорого поезда №61/62 Москва – Владивосток (курсирует три раза в неделю).
Название «Россия» и номер 1/2 передали бывшему ежедневному скорому поезду 99/100 Владивосток – Москва. Его маршрут в окрестностях столицы отличается. Он уходит – как и положено – с Ярославского вокзала на Ярославль, но далее сворачивает с «канонической» трассы Транссиба на Кострому, возвращаясь на нее в Галиче.
Если верить служебным расписаниям поездов, то маршрут «России» через Кострому получается длиннее Транссиба (9288 км), а именно 9300 км. Маршрут поезда №61/62 через Владимир и Нижний Новгород – 9259 км. Поезд №61/62 проходит расстояние до Владивостока на 16-20 часов быстрее.
Кстати, выехать из Москвы трассой Транссиба тоже можно. Для этого нужно сесть на поезда, которые идут на Галич через Буй. Это поезда №77/78 Москва – Абакан и №69/70 Москва – Чита.

И, наконец, последнее. «Глюк Транссиба». В Москве на Ярославском вокзале тоже стоит колонна, обозначающая нулевой километр. На ней указано, что длина Транссиба не 9288 км, как написано во Владивостоке, а 9298 км.

Как объясняют в Сети, 9298 – это тарифная длина (та, по которой высчитывается стоимость билета). Почему было не написать фактическое расстояние, что такое тарифная длина и зачем устраивать путаницу… оставим это на совести РЖД.
Спасибо автору за интересные факты.
Спасибо! Тоже смотрел тот выпуск и задался вопросом, почему Транссиб начинается на Ярославском) например, при поездке из Омска я приезжал на Казанский (и обратно оттуда же). Было бы интересно почитать от вас про историю РУЖД.