Катастрофа в городе Арзамасе Горьковской (ныне Нижегородской) области произошла из-за жуткого стечения обстоятельств, однако окончательная итоговая версия так и не была названа. В результате случившегося погиб 91 человек и сотни пострадали.

События в то утро развивались так. Грузовой поезд из 54 вагонов следовал с оборонного завода в городе Дзержинске (находится под Нижним Новгородом) в Казахстан. В первых трех вагонах состава находились промышленные взрывчатые вещества, суммарный тротиловый эквивалент которых достигал 145 тонн. Они предназначались для горной промышленности.

Что случилось в Арзамасе 4 июня 1988 года
Около 9:30 утра при подъезде к железнодорожной станции Арзамас-1 произошла детонация вагонов. Взрыв был такой силы, что так или иначе повредил около тысячи домов и полностью разрушил 44. Образовавшаяся воронка имела длину 60-70 м, ширину 25-30 м и глубину 6-8 м.
Местные жители тогда решили, что началась война. Тогда над Арзамасом образовался столб дыма грибовидной формы.

Погиб 91 человек, более 700 получили ранения. Пострадали 1 тыс. 502 семьи, из них 823 остались без крова. Машинист поезда и его помощник остались живы, их секцию локомотива отбросило на 200 метров.
Официальная версия случившегося
Первый состав по рельсам, положенным по засыпанной землей яме, прошел уже через несколько дней. Он следовал из Воркуты в курортный Адлер.

В течение нескольких месяцев после взрыва на месте трагедии работала комиссия. Следствие установило, что взрывчатка была упакована в коробки из картона и ДСП, а также в мешки. Кроме того, в нарушение правил вещества разных разрядов взрывоопасности перевозились в одном вагоне.
Официальная версия случившегося так и не была названа. Среди возможных версий – взрыв в результате механического повреждения, неисправность газопровода, проходящего под железнодорожными путями, террористический акт и диверсия со стороны спецслужб других стран. Причиной трагедии также называли попадание искры из трубы тепловоза.

Проведенное моделирование взрыва, однако, показало, что боеприпасы не могли сдетонировать от механического воздействия или нарушений при погрузке.
Сейчас на месте взрыва возведена часовня и установлен памятник со стрелками, застывшими на отметке 9:32.
Кстати, катастрофа под Арзамасом, в отличие от многих других происшествий, не замалчивалась в новостях на телевидении.
И напоследок немного о мистике. Или совпадениях. Спустя ровно год после трагедии в Арзамасе – 4 июня 1989 года – произошел взрыв на железной дороге в Башкирии. Тогда пострадали два пассажирских поезда. В общей сложности в тот день погибли около 600 человек.