Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии

Блог

Весной 2022 года РЖД совместно с китайскими железнодорожниками построили скоростную магистраль между двумя самыми крупными городами Сербии – столицей Белградом и городом Нови Сад. После этого время в пути сократилось почти с полутора часов до 35 минут. Обслуживают линию поезда из Швейцарии.

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Поезд Stadler KISS «Соко» сообщением Белград – Нови Сад на вокзале Београд-Центар

Путешествие из Белграда в Нови Сад начинается с главного железнодорожного вокзала Белграда, который называется Београд-Центар. Станция расположена под землей на отшибе города и не имеет удобного транспортного сообщения с центром Белграда. Это рай для таксистов и один из самых неудобных вокзалов европейских столиц. Его задумали в 1970-е, но из-за непростого периода в жизни Югославии достроили только в 2010-е. Старый вокзал, расположенный ближе к центру, закрыли, а на месте старых железнодорожных путей строят элитное жилье. В этом году обещают над подземным Белград-Центаром возвести полноценное здание вокзала с торговым центром.

Поезда в Нови Сад бывают двух видов.

Четырехвагонные поезда Stadler Flirt сербский перевозчик купил несколько лет назад. Поезда в пути следования делают от семи до двенадцати остановок в зависимости от рейса. Время в пути составляет чуть менее часа. Скорость достигает 150 км/ч.

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Поезд Stadler Flirt на станции Нови Сад в Сербии

Четырехвагонные двухэтажные поезда Stadler Kiss – скоростные. Они брендированы как «Соко» («Сокол») и проходят расстояние от Белграда до Нови Сада за 35 минут.

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Поезд Stadler KISS «Соко» сообщением Белград – Нови Сад на станции Нови Сад

Стоимость проезда отличается в зависимости оттого, как покупать билет – онлайн, в кассе или у проводника поезда. Но она не превышает 500 сербских динаров (до 300 рублей).

У меня есть претензии к обслуживанию в поездах. Например, в поездах Stadler Flirt нет розеток, туалеты грязные даже в момент начала рейса – там запросто может не быть туалетной бумаги или мыла. К Wi-Fi нормально подключиться тоже не получилось.

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Салон поезда Stadler Flirt

До ввода нового участка в эксплуатацию время в пути поездов составляло более 1,5 часов. Новая железнодорожная линия прошла по маршруту старой, ее длина – 75 км. Из них 35 км (от Белграда до Стара Пазова) построили китайские строительные компании, следующие 40 км (от Стара Пазова до Нови Сада) – «РЖД Интернейшнл».

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Схема ж/д линии Белград – Стара Пазова – Нови Сад с продолжение до границы с Венгрией

Ширина колеи здесь 1435 мм. У РЖД был откровенно более сложный участок, чем у китайцев. В частности, российская компания построила первый в истории современной Сербии железнодорожный двухпутный тоннель Чортановци и самый протяженный на Балканах двухпутный виадук (3 км).

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии

На этом видео в Youtube можно посмотреть, какой стала железнодорожная линия Нови Сад – Белград после введения в эксплуатацию скоростного участка. А здесь – какой была до реконструкции.

В Нови Саде – приятный вокзал, он был построен в 1964 году и отреставрирован к запуску скоростного движения. Конечно, он не сравнится с подземным белградским вокзалом.

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Железнодорожный вокзал города Нови Сад

Здесь отчетливо видно, что руку к работам приложили РЖД. Кажется, они просто привезли из России серо-красные таблички указатели и развесили их везде, где только можно. Особенно умилило, что они сделали стационарную вывеску Covid-инфо, очевидно предполагая, что злой вирус с нами надолго.

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Железнодорожный вокзал города Нови Сад

Из минусов – мало работающих касс, из-за чего выстраиваются большие очереди за билетами. Понятно, что это претензия не к РЖД, а Сербской железной дороге. Автоматов по продаже билетов тоже немного, и они принимают только банковские карты, что для россиян совсем не подходит, т.к. карты российских банков за рубежом почти нигде не работают.

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Железнодорожный вокзал города Нови Сад

Отреставрировали не только Нови Сад, но и другие станции по ходу движения поезда. Я был, в частности, на станции Земун. Что могу сказать? Не безупречно (делал Китай).

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии
Подземный переход на станции Земун

В будущем железнодорожная линия Белград – Нови Сад станет частью скоростной магистрали Белград – Будапешт. Время в пути должно составить около 2-2,5 часов. Насколько я знаю, строительство сербской части от Нови Сада до Суботицы (сербский город на границе с Венгрией) уже идет полным ходом. Контракт достался не РЖД, а китайским подрядчикам. На время стройки отменены поезда не только из Белграда до Будапешта, но и от Белграда до Суботицы.

Поезд «Соко» прибывает в Нови Сад

От Нови Сада до Суботицы добраться можно, но не по прямой линии, которую реконструируют, а в объезд. Это хоть и долго, но, говорят, весьма живописно. Там до сих работают семафоры, а платформы выложены исторической брусчаткой.

Кстати, сербские железные дороги очень неоднородны. На вокзале Белграда скоростные поезда из Швейцарии соседствуют с рижскими электричками 1980-х годов.

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии

Такие контрасты.

Поезд Stadler Flirt отправился из Нови Сада
Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий