Что стало с поездом «Сокол»? Где он теперь и что может угрожать сохранившимся вагонам?

Блог

Поезд «Сокол» какое-то время был надеждой российской железнодорожной отрасли. Его разрабатывали в 1990-е – во многом чтобы загрузить простаивающие оборонные предприятия. В итоге поезд построили и даже испытали, но дорабатывать не стали. Где сейчас находятся вагоны «Сокола» и почему им может грозить опасность – расскажем ниже.

Что стало с поездом «Сокол»? Где он теперь и что может угрожать сохранившимся вагонам?

Создание поезда «Сокол» началось в 1993 году. Разработку поручили петербургскому конструкторскому бюро «Рубин», которое в то время испытывало недостаток в оборонных заказах. У проектировщиков не было опыта работы над железнодорожными составами. Это был сложный проект, в работах по созданию которого приняли участие более 60 организаций, а поставку осуществляли более 100 предприятий России.

Тем не менее, с задачей компании справились и в 2000 году начались испытания, пиком которых стало установление рекорда скорости в 236 км/ч, которую поезд развил летом 2001 года. У поезда была полностью отечественная компьютерная система управления составом, которую разрабатывали те же специалисты, которые делают подобные вещи для кораблей и подводных лодок. Всего на проект потратили 450 млн долларов.

Что стало с поездом «Сокол»? Где он теперь и что может угрожать сохранившимся вагонам?

Тем не менее, по итогам испытаний было принято решение не продолжать проект, поскольку поезд получился небезопасным, а его доработка требовала больших бюджетных влияний. Я общался с разными людьми, которые были причастны к работе над «Соколом». И все они говорили разные вещи. Кто-то утверждал, что решение было политическим и тогдашнее руководство МПС и РЖД, в частности Геннадий Фадеев, – были заведомо настроены против «Сокола».

«Все разговоры, что его можно довести до ума, — просто выкачивание миллионов и пустая трата времени. Поезд абсолютно непригоден», – говорит тогда Фадеев.

Другие утверждали, что поезд действительно имел столь существенные конструктивные недостатки, что выпустить его на линию – означало подвергнуть пассажиров опасности. А дорабатывать поезд, запускать в производство и обслуживать и вовсе было бы безумием.

Что стало с поездом «Сокол»? Где он теперь и что может угрожать сохранившимся вагонам?

На Фадеева в 2003 – 2005 году пытались давить по поводу «Сокола» через президента Путина. К Путину обратился академик Спасский, участвовавший в разработке поезда, чтобы тот помог. Путин поручил МПС разобраться, Фадеев встретился со Спасским, но в итоге все равно ничего не вышло. При этом Фадеев по первости не был сторонником иностранных закупок. Он предлагал продолжить разрабатывать отечественные поезда, но не «Сокол», а другие проекты. И даже когда возник Siemens с «Сапсанам», Фадеев продвигал идею наладить производство поездов в России. Однако с приходом на пост главы РЖД Владимира Якунина, был заключен контракт о закупке «Сапсанов» в Германии без локализации производства в России.

Но есть и другая точка зрения, что Фадеев – виноват в том, что не дал доделать поезд.

«Можно сказать, что нам не хватило последних усилий, чтобы пустить его в ход, а конкретно – не хватило уверенности у людей, которые могли бы пробить этот проект, добиться его завершения. Сам я считаю, что Геннадий Фадеев, торпедировавший этот проект в бытность главой МПС, несет личную ответственность за развал этого направления. Во всех странах создание высокоскоростного поезда занимает от 8 до 10 лет», – рассказывал Игорь Киселев, проректор Петербургского государственного университета путей сообщения.

Поезд «Сокол», состоящий из шести вагонов (по две секции, каждая из которых включала в себя прицепной головной, моторный промежуточный и прицепной промежуточный вагоны) какое-то время ржавел по заводам и депо. Когда РЖД решили сохранить его, то отдали одну секцию в Петербург, в музей железных дорог России на Балтийском вокзале, другую – отправили в железнодорожный музей на Рижском вокзале в Москве. И если за петербургскую часть можно быть спокойным – она под надежной охраной, то, что будет с московской, пока неясно.

Что стало с поездом «Сокол»? Где он теперь и что может угрожать сохранившимся вагонам?

Какое-то время ее можно было видеть на Рижском вокзале, но в 2022 году музей закрыли, а экспонаты увезли куда-то в Лихоборы. Там вроде планируют открыть новый музей, но проектов музея пока никто не обнародовал. Где и в каком состоянии хранятся экспонаты, неясно.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Павел

    Полная безответственность чиновников,миллионы в грязь,а у них всё хорошо!

    Ответить