Осенью 2022 года РЖД отчитались об открытии под Петербургом нового вокзала на станции Токсово. Полутора годами ранее перевозчик снес историческое здание, а затем отрицал факт сноса. Любопытно, что областной суд встал на сторону защитников старого вокзала, но было уже поздно.

От жемчужины модерна до «сарая в сайдинге»
Здание вокзала Токсово было построено по проекту уроженца Сортавалы Урхо Пяллия и инженера Николая Потехина в 1916 – 1917 годах.
«Здание представляло собой интереснейший образец железнодорожной архитектуры эпохи модерна в его “финском”, северном стиле. Здесь и сложная планировка, и “игра” фактурой отделки, и высокая полувальмовая кровля, но при этом нет никаких сомнений, что перед нами – железнодорожное здание. До наших дней сохранились всего два таких вокзала: на станциях Токсово и Грузино, последний из которых построен в несколько упрощенном варианте», – писал в очерке о вокзале Токсово краевед Юрий Егоров на сайте «Архнадзора».


В 2008 году здание вокзала было отреставрировано – так, как на Октябрьской железной дороге тогда понимали процесс реставрации. По сути, здание значительно упростили, если не сказать изуродовали. Вокзал лишился своего деревянного декора, печных труб, а заодно и оригинальной кровли. При этом вокзал обшили сайдингом.

К концу 2010-х в РЖД созрел план снести здание и построить на его месте новое. Узнав про это, местные жители и защитники архитектурного наследия начали борьбу за вокзал. Есть много способов реставрации старых зданий без сноса. Но областные власти и РЖД были не на стороне защитников. Губернатор региона Александр Дрозденко называл вокзал в Токсово «сараем в сайдинге» (а кто его таким сделал?) и власти отказались внести постройку в список выявленных объектов культурного наследия.
Снос и новое здание вокзала
Коллективные письма, акции протеста и голоса отдельных депутатов не помогли. В апреле 2021 года вокзал снесли.



После того как фотографии сноса облетели интернет и СМИ, в РЖД попытались оправдаться.
«Появилась информация, что мы собираемся снести «историческое» здание вокзала в Токсово. Это не так. Здание вокзала проекта 1916 года было перестроено еще в середине прошлого века (1940-50-е годы). Мы организовали обследование – деревянные конструкции стен и прочих элементов (сейчас внутри сайдинга) не являются историческими, большая часть конструкций утрачена еще в середине прошлого века. Заявления об уничтожении «исторического» здания вокзала являются спекуляцией», – сообщил перевозчик.

Тем не менее, в августе 2021 года областной суд признал отказ чиновников внести здание в список выявленных объектов наследия незаконным, апелляционная инстанция подтвердила решение нижестоящего суда.
А в ноябре 2022 года Октябрьская железная дорога сообщила о завершении «реконструкции вокзала в габаритах старого здания с сохранением исторического фундамента». Выполнила работы группа компаний «1520», которая в своем релизе всячески подчеркивала, что сохранять было нечего, а теперь стало даже лучше, чем было раньше.

«Поезда на станции Токсово, что под Санкт-Петербургом, теперь встречает сказочный терем из северных сказок. Таким снова стал железнодорожный вокзал после реконструкции по проекту АО «Ленгипротранс». За советские годы оригинальное оформление вокзала утратилось, а в начале 2000-х его вообще “зашили” в пластиковый сайдинг.
Проектировщики максимально приблизили внешний вид вокзала к проекту 1917 года. По архивным чертежам восстановили габариты здания, внутренние конструктивные элементы, отделку фасадов. Теперь можно представить, каким видели вокзал Ахматова, Маршак, Грин, Хармс, которые бывали здесь в дачный сезон», –
говорится в сообщении ГК «1520»
Казалось бы, историю можно закончить. Старый вокзал снесли, новый построили. Возможно, он даже симпатичен и вполне может претендовать на то, чтобы считаться образцово показательным. Но в РЖД все равно будут играть в подмену понятий, черное называя белым, а снос и постройку нового вокзала – реставрацией.

В конце 2022 года история неожиданно получила продолжение. Оказалось даже после решения суда администрация Ленинградской области повторно отказалась включить вокзал в Токсово в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Борьба не прошла даром
Действия активистов по защите вокзала не прошли даром, пишет издание «Недвижимость и строительство Петербурга». Власти Ленобласти в результате «заметили» четыре небольших деревянных дореволюционных вокзала к северо-востоку от Выборга – на станциях Бородинское, Гвардейское, Зайцево и Ояярви. Эти постройки признали памятниками осенью 2022 года.
Кроме того, недавно в Москве удалось отстоять здание вокзала на станции Крюково – 1950 года постройки.

Оно было типовым для своего времени, но сейчас уже смотрится как памятник эпохи. Сперва Октябрьская железная дорога хотела снести вокзал в рамках проведения работ по строительству нового комплекса для МЦД D3, но в итоге пообещала не сносить. На том и спасибо.
Дебилы, накропавшие это. Кто-нибудь из вас был на станции Токсово ранее и видел, что это был за «вокзал»? Там нечего было спасать. То, что сделали сейчас тоже не шедевр, но гораздо лучше внутри, да и внешне не урод, вписывается в площадь. Вам волю дай, на паровозах бы ещё катались до сих пор. Железка должна жить и развиваться, в том числе и инфраструктурой.
Искра, воздерживайтесь от оскорблений. Автор и фотокорр проделали большую важную работу, проанализировали ситуацию и её итоги, а вы захотели одним словом унизить чужой труд и мнение. Стыдно.
Я живу в Токсово. Поначалу тоже страдал от сноса старого вокзала, а сейчас пользуюсь новым и не могу нарадоваться. Правильно сделали, что старьё снесли. какая там жемчужина модерна? Куча полусгнивших брёвен. Новый вокзал, да и вся Привокзальная площадь это украшение нашего Токсова, его визитная карточка. Первак Владимир Анатольевич.