Представьте себе, что сумасшедший философ привязал на станции к рельсам пятерых человек и запустил на них поезд. Поезд приближается к станции (он ее проследует без остановки) и вот-вот задавит людей. Но, к счастью, есть решение! На станции разъезд, есть стрелка и поезд можно перевести на другой путь. Там, правда, тоже привязан человек, но один. Вы переключите стрелку? Не спешите с ответом.

Вместо эпиграфа:
Звёздочки в ряд
Косточки в ряд
Трамвай переехал
Отряд октябрят!
Почему нельзя просто задавить одного?
Дилемма вагонетки – этический эксперимент, который был впервые сформулирован в 1967 году английским философом, вернее философиней (да-да, есть такое слово) Филиппой Фут.
Кстати, в англоязычной формулировке используется слово trolley, которое переводится и как «вагонетка», и как «трамвай». Скорее всего, автор имел в виду все же трамвай, потому что вагонеткой в классическом понимании вряд ли можно задавить пятерых. Все западные художники, иллюстрируя дилемму, используют трамваи, но часто пишут про поезда.

Кажется, конечно, что думать тут особо не о чем: надо переводить стрелку и всё. Лучше пусть поезд переедет одного человека, чем пятерых.
Но дальше начинаются сомнения.
Во-первых, если вы не переведете стрелку, вы, в общем-то чисты. Людей привязали не вы, поезд запустили не вы, а то, что так вышло – ну такая судьба у бедолаг. Так жизнь сложилась. В крайнем случае, в некоторых правовых системах вас могут привлечь за соучастие – вы же знали, что люди лежат и что поезд на них несется. И никак не спасли их.
Если же вы стрелку переведете, то вы автоматически возьмете на себя смелость решить судьбу конкретного человека – того, что лежит на рельсах в одиночестве. Оно вам надо?
А, во-вторых, решить задачку на бумаге или порассуждать о ней в комментариях на дзене – это одно, а действовать в реальных условиях совсем другое.
Ученые из Бельгии провели эксперимент. Они сперва опросили людей на бумаге, и те в большинстве приняли решение спасти пятерых и перевести стрелку. А потом предложили провести опыт. Вместо людей мыши, вместо вагонетки – разряд тока. Мышей убивать никто не собирался, но испытуемым об этом не сказали. Решение нужно было принять за 20 секунд. И оказалось, что большинство тех, кто говорил о необходимости спасти пятерых человек с путей, в действительности были не готовы принять решение о причинении вреда конкретной мыши.
В 2017 году был другой эксперимент (жестокий). Участникам тестирования показывали экран, на котором в режиме реального времени несся поезд на пятерых человек. Им предлагалось нажать на кнопку, чтобы поезд свернул на запасной путь, где его ждал один человек. И люди в основном не нажимали на кнопку. К счастью, это было всего лишь видео.
А если на путях ваш друг? А если преступник?
У дилеммы есть много вариаций.
Очевидно, что если респонденту предлагается выбрать кого задавить – пятерых незнакомых людей или одного приятеля, то стрелку на приятеля обычно не переводят. А если на запасном пути «привязали» злодея и преступника, то люди охотнее сообщают, что дернули бы за рычаг.
Еще одна вариация – это «задача с толстяком». Представьте себе, что вагонетка несется на пятерых, но нет стрелки. Зато рядом с вами стоит массивный грузный человек. Если его толкнуть на пути, то вагонетка его раздавит, но остановится и не задавит больше никого.
По сути – все то же самое, что в первоначальном варианте задачи. Но статистически куда меньше людей готовы столкнуть человека на пути. Философы объясняют это тем, что даже в теории кнопку нажать проще, чем совершить подобное насилие.
Мемы!
Проблема вагонетки так популярна в Сети, что обросла многочисленными веселыми карикатурами.
Вы можете остановить трамвай в любое время, но это нарушит работу трамваев, в результате чего компания потеряет прибыль!
Должен ли Боб перевести стрелку влево?
Но самые смешные шутки устраивает жизнь. Иногда стрелка переводится под трамваем до того, как задние колеса успевают проехать ее.
«Это наиболее эффективное решение проблемы – давим всех».
Кстати, видимо, это еще и единственное правильное решение. Стрелку нужно перевести после того, как проедут передние колеса, но до того, как проедут задние. Тогда все будут спасены и вагон остановится! Главное, чтобы хватило места!
Как видите, проблема вагонетки – это еще и весело. На паблик с мемами о вагонетке в одной запрещенной в России соцсети (на букву ф) подписаны более 250 тысяч человек.
«Это все весело, но совсем неприменимо в жизни», – скажет кто-то из вас.
Проблема вагонетки в жизни…
Скорее всего, так же думали разработчики систем искусственного интеллекта для современных автомобилей. А теперь представьте себе, что вы программист и вам нужно решить, как должна повести себя машина при виде пешехода.
У нее есть два варианта – задавить пешехода, но спасти водителя или наоборот.
…и в кино
В 2003 году в Чехии вышел короткометражный фильм «Мост», в основу сценария которого легла проблема вагонетки в одной из ее вариаций.
Работник железнодорожного моста в один из дней берет на работу своего сына. Сын ждет папу у реки и замечает, что в сторону разведенного моста несется поезд. Мальчик пытается докричаться до отца, чтобы тот свел мост, но отец его не слышит. Тогда мальчик сам бежит к мосту – очевидно, он знает, где находится рычаг, который запускает механизм. В попытках дотянуться до рычага мальчик срывается и проваливается в люк. Отец замечает и сына, и поезд только в этот момент. За несколько секунд ему нужно принять решение: свести мост и избежать железнодорожной катастрофы, но тогда механизм раздавят ребенка. Или оставить мост разведенным.
В Youtube есть версия фильма с английскими субтитрами. Впрочем, там так мало диалогов, что знание языка совсем необязательно.
Так что – переведете стрелку?