Прорыв или профанация? Беспилотные поезда в России, где вместо машиниста будет инженер

Блог

РЖД ведут активную подготовку к запуску беспилотных «Ласточек» по Московскому центральному кольцу (МЦК). Только, как недавно выяснилось, поезда окажутся не совсем беспилотными. Сотрудник РЖД все равно должен будет присутствовать в поезде.

Прорыв или профанация? Беспилотные поезда в России, где вместо машиниста будет инженер
Поезд «Ласточка» на испытательном кольце в Щербинке

Беспилотные поезда становятся все более популярны в мире. Уже в нескольких европейских городах есть беспилотные линии метро. Например, в Париже, Милане, Стамбуле и ряде других. Причем поезда изначально строятся как беспилотные – у них нет даже кабины машиниста, что особенно нравятся детям, которые готовы часами зависать «у переднего окошка», имитируя управление поездом.

В России беспилотным метро пока не пахнет. Все новые поезда, которые поступают в метрополитены Москвы и Петербурга, не оборудованы для работы без машиниста.

У нас, кажется, основоположником такой технологии может стать РЖД. Компания обещала к 2024 году запустить беспилотные «Ласточки» по МЦК. Изначально, правда, речь шла про 2021 год, но затем сроки сдвинули.

На прошлой неделе в РЖД сообщили, что на МЦК провели тестовый заезд двух «Ласточек», которыми удаленно управлял машинист-оператор.

«В рамках эксперимента по Московскому центральному кольцу запустили две электрички. Они шли в общем потоке с другими «Ласточками», останавливаясь на всех станциях. Для безопасности – без пассажиров и с машинистом в кабине. Управлял поездами машинист-оператор с помощью специального пульта, созданного учеными НИИАС», – сообщили в компании.

Поочередно отдавая команды «Ласточкам», специалист проверил, как система автоведения справляется с автоматической системой контроля посадки и высадки пассажиров, имитацией отказа открытия дверей и срыва стоп-крана, сообщили в РЖД, отметив, что в будущем один машинист сможет управлять одновременно четырьмя «Ласточками».

За неделю до этого в РЖД показали, как беспилотную «Ласточку» «обучают» распознавать препятствия на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке.

«Для тестирования на дорогу ставят манекены и макеты животных, дорожные знаки и т.д. До 100 раз в сутки «Ласточка» самостоятельно обнаруживает препятствия и автоматически тормозит перед ними. Все преграды электричка замечала на расстоянии 750 м при разном освещении и погодных условиях», – отмечали в РЖД.

Системы автоведения развивают по всему миру по нескольким причинам. Прежде всего, считается, что беспилотные поезда могут быть управляемы точнее и более предсказуемо, что снижает риск возникновения аварий и улучшает качество перевозок. Кроме того, автоматизированные системы управления поездами могут работать без перерыва, не требуя отдыха или смены машинистов. Это уменьшает затраты на персонал и повышает эффективность эксплуатации. Наконец, введение беспилотных поездов также может привести к сокращению расходов на содержание транспортной инфраструктуры, так как электронные системы управления могут более точно контролировать скорость и расход электроэнергии, что также выявляет существенную экономию.

В этой связи достаточно двусмысленно прозвучало заявление замглавы РЖД Евгения Чаркина о том, что после внедрения беспилотных поездов на борту поезда все равно будет присутствовать сотрудник компании – инженер, который будет контролировать функционирование систем поезда.

Кроме того, по словам Чаркина, предстоит проделать большую работу, чтобы запуск таких поездов стал реальностью.

«Должна быть, во-первых, проведена подготовка нормативная, чтобы нормативно мы могли это делать, с точки зрения закона. Второе – безусловно, нам нужно будет работать с коллегами – производителями локомотивов, чтобы они были готовы свою производственную программу построить под это, чтобы перевести пилотируемые поезда в беспилотные», – цитирует Чаркина ТАСС.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий