Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?

Блог

Рельсовые автобусы РА3 в последнее пользуются все большей популярностью у РЖД. По сути, это мини-электрички, которые курсируют по неэлектрифицированным участкам железных дорог. Однако в РЖД, заполучив такой поезд, стали им злоупотреблять и запускать его на расстояния, для которых он не предназначен. Высидеть непросто.

Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?
РА-3 «Орлан» сообщением Сортавала – Лодейное поле

Сперва терминологический экскурс.

Название рельсовый автобус возникло в 1930-е годы для обозначения городских автобусов, переоборудованных для передвижения по железной дороге.

Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?
Двухмоторный рельсовый автобус Uerdingen компании Deutsche Bundesbahn

В Советском Союзе и России использовался термин автомотриса, пока в 1997 году «Метровагонмаш» не начал выпускать автомотрису, которую назвал РА1 (рельсовый автобус первый). С тех пор термин «рельсовый автобус» применяется к автомотрисам, что вызывает споры у экспертов.

Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?
Рельсовый автобус РА1 на станции Забелье в Псковской области

Это была не самая удобная мотриса. Там нет ни туалетов, ни кондиционеров. Сейчас такие все еще можно встретить на маршрутах в российских регионах.

Иногда РА1 хорошо переоборудуют, превращая в комфортабельный туристический поезд. Такие ходят, в частности, по Кругобайкальской железной дороге и в Карелии из Сортавалы в Гимольскую (для посещения горы Воттоваара).

Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?
Рельсовый автобус РА1 «Воттоваара экспресс»

РА2 был уже лучше. Его, по крайней мере, оборудовали туалетами. Но ехать долго в таком «рельсовом автобусе» все равно неудобно. Главным образом – из-за сидений. Они здесь жесткие. А ведь есть маршруты с внушительным временем в пути. Например, РА2 из Пскова до Великих Лук идет около пяти часов. Попробуй высиди!

Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?
Салон рельсового автобуса РА2

Второе неудобство – это шумный двигатель. Если вы едете в моторном вагоне, вам будет громко.

Наконец, РА-3 вроде как стал еще лучше! Сиденья уже мягкие, есть кондиционеры!

Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?

Да и снаружи он выглядит куда приятнее!

Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?

В 2020 году Сахалинский перевозчик дал поезду «птичье имя» «Орлан», которое вскоре стали применять по всей России.

Это, правда, комфортный поезд. Но его вдруг стали запускать на неожиданно дальние маршруты. Пять часов с сиденьями, как в электричках – по мнению перевозчика, норма.

В последнее время я вижу все больше упоминаний, что такой подвижной состав запускают даже между крупными городами! Например, между Белгородом и Воронежем. Или между Оренбургом и Уфой. Кстати, на последнем маршруте время в пути – 6 часов 17 минут. Если желающих слишком много, трехвагонные рельсовые автобусы сдваивают и получают шестивагонные.

Как по мне, то это беспредел. Каждый тип подвижного состава должен соответствовать своим задачам!

Для поездок между городами более шести часов рельсовый автобус, наверное, возможен, но с оговоркой, что он должен быть оборудован нормальными креслами, как в «Сапсане» или в сидячих вагонах ТВЗ.

Рельсовые автобусы стали очень популярны в России. Но так ли это хорошо?

Хотя в идеале, конечно, это должен быть поезд с нормальными вагонами – с туалетом, кипятком и возможностью выбора – ехать сидя или лежа. Ходит же двухэтажный поезд с купейными и сидячими вагонами из Москвы в Воронеж – и все счастливы! Или одноэтажный дневной поезд Москва – Ярославль, где есть и сидячие вагоны, и купе, и СВ.

То же самое, что и с РА3, кстати, произошло и с «Ласточками», когда по сути электричка (да, комфортабельная) заменила собой многие поезда дальнего следования. В итоге, например, «Ласточка» Петрозаводск – Псков идет около двенадцати (двенадцати!) часов.

Так что к РА3 вопросов нет, есть вопросы к тем, кто запускает их на дальние расстояния и безальтернативно.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Ната

    Так выбирайте другой транспорт, на самолётах летайте, на поездах дальнего следования можно поехать, ларгусы, газели, свой личный транспорт! Каждый сам себе выбирает на чем ему добраться. Что за люди им улучшают, а они все ноют! Пусть ржд лавки вернет с деревянными сиденьями и будет всё отлично)))) !!! Нашли что обсуждать, статью наверное написал студент — практикант🤭

    Ответить
    1. Василий

      Самолеты не всегда летают, а ехать в удобном кресле хочется.

      Ответить
  2. Таня

    Да для наших пассажиров надо железные кресла, все равно всё ломают!!!! Дикари первобытные, не успели запустить новый электропоезд, так кресло сломали, в туалете крышку от унитаза сломали и т. д. Пусть вообще стоя ездят, раньше электропоезда полные ездили по 4-ре часа стоя стояли и ничего, а теперь кресла мягкие подавай, кровати ещё может в вагонах поставить)))

    Ответить
  3. Аркадий Глазырин-Уральский

    Я ездил на междугородном автобусе 12 часов — из Советского в Екатеринбург, ездил 7 часов — из Читы в Борзю, ездил 6 часов — из Москвы в Козельск. На автобусе.
    На поезде с туалетом доехал бы уютнее.

    Ответить