Федеральная пассажирская компания представила дизайн нового вагона СВ. В нем будут верхняя и нижняя полки, дверь между купе и раковина. При этом вагоны одного из самых премиальных классов обслуживания сделают на базе старых вагонов. Это максимально странно, как и дизайн, который разработали… в московском БТИ.

Все СВ старые
В России на сегодняшний день – дефицит вагонов СВ. Согласно отчету ФПК за 2022 год, у компании всего 464 вагона СВ, при этом их средний возраст составляет 15,6 лет.
В последние годы ФПК не покупала новые вагоны СВ, сосредоточившись на закупках плацкартных и купейных вагонов. Дефицит СВ привел к тому, что таких вагонов нет даже в поезде №1/2 «Россия» сообщением Москва – Владивосток.
Горизонталь или вертикаль
Вагоны СВ в России бывают двух видов. Абсолютное большинство таких вагонов – это классические СВ, где оба нижних места расположены напротив друг друга.

Однако есть и вагоны, где места находятся друг над другом. Такие вагоны курсируют в составах поездов №3/4 «Экспресс» (перевозчик ФПК) и №53/54 «Гранд Экспресс» (перевозчик ГСЭ). Около 15 лет назад их делал завод «Циркон Сервис» на базе кузовов вагонов Тверского вагоностроительного завода.

Преимущества таких вагонов – наличие раковины в каждом вагоне, а также широкие нижние (100 см) и верхние (80 см) полки. При этом напротив нижней полки есть кресло, так что если вы хотите пообщаться с попутчиком или перекусить, то вам ничто не помешает.
Двухместные купе с «вертикальным» размещением полок друг над другом также очень популярны в Европе, их активно производят и по сей день. Например, такие места были даже в скоростных поездах «Стриж» производства испанского вагоностроителя Talgo.

Вагон от БТИ
И вот Федеральная пассажирская компания по случаю Петербургского экономического форума представила проект новых СВ.

Сразу скажу, что для меня этот дизайн оказался неожиданностью, и я полез узнавать, кто же его сделал. Выяснилось, что тендер выиграло Московское БТИ. Если кто не знает, то это «бюро технической инвентаризации». Почему вдруг они взялись разрабатывать вагон, когда в стране есть профессионалы железнодорожного дизайна, – для меня загадка.
ФПК уже заявили, что планируют в 2023 году приобрести 30 таких вагонов. При этом там подчеркнули, что «речь идет только о новом дизайне, а не о строительстве новых вагонов». Это значит, что у старых вагонов просто-напросто поменяют «начинку». Это максимально странно, учитывая, что СВ – это самый премиальный класс и пассажиры вполне могли бы рассчитывать оказаться в новом вагоне. Каким бы ни был хорошим капитальный ремонт, новый вагон всегда лучше – там и шумоизоляция качественнее, и ход вагонов мягче, и вентиляция лучше работает.

Посмотрим «зоны общего пользования». Хоть вагон и старые, но от титана решено отказаться в пользу пурифайера, который, как мы помним, берет воду из вагонной системы и фильтрует ее, нагревая или остужая.

В коридорах видим старые-добрые откидные сиденья.

В туалете нет ни душа, ни гигиенического душа, хотя это норма уже для всех современных вагонов, которые выпускаются с 2019 года. Душ есть даже в плацкартных вагонах, а в СВ его не будет! Вместо гигиенического душа сделали служебный – видимо, чтобы ведро наполнять.
Зато будут розетки с usb-разъемами! USB-разъемы, видимо, очень нужны в туалете.



Предлагается установить также ящики для раздельного сбора мусора.

Теперь посмотрим, что в купе. Мы видим, что купе здесь двухместные, места расположены одно над другим. Их ширина неизвестна, но глава ФПК Владимир Пястолов пообещал в интервью РИА Новости, что они все же будут шире стандартных.

В уже упомянутых вагонах из «Экспресса» и «Гранд Экспресса» напротив спальных мест установлен шкаф с полками для одежды, багажа и встроенной раковины, а рядом со столиком есть полноценное кресло.

У вагонов от БТИ вместо кресла – откидное сиденье, причем расположено оно так, что вам придется сидеть к столу (и к окну) боком. Поистине премиальный уровень!

Раковину убрали под столик. Так что если вам нужно будет воспользоваться раковиной, то со стола придется все убрать.
А рядом с раковиной сделали розетку.
Почему? Потому что также в вагонах габарита риц. Просто оттуда срисовали.

Других розеток на картинках нет. Так что пассажиру верхней полки придется заряжать телефон внизу.
Места устроены по принципу трансформеров. Если пассажир едет один, он может сложить верхнюю полку. На нижнем месте в спинку полки прячется постель.
Значительную часть пространства напротив спальных мест занимает дверь в соседнее купе. Она нужна, если вы едете компанией из четырех человек. В остальных случаях ее закрывают.

Это тоже «калька» с европейских вагонов. Там такие двери тоже присутствуют. Другое дело, что такие вагоны часто ставят в поезда, где нет четырехместных купе. Тогда компания легко выкупает на четверых два отсека и ходит друг к другу в гости. В России сложно представить себе поезд, где будет СВ, но не будет купе. Так что это не лучшее заимствование, и оно кажется абсолютно бесполезным. Кстати, в «Стриже» тоже была дверь.

Я не знаю, насколько счастливы будут пассажиры от такого размещения полок в СВ. Все-таки считается, что нижние места – более премиальные, чем верхние. Обычно российские пассажиры охотятся за ними, потому что залезать наверх никто особо не любит. Если в ФПК решат, что им и в будущем будет нужна только такая планировка, то это будет большой ошибкой.
Я вижу только одно преимущество таких СВ – для пассажиров, которые будут путешествовать в одиночестве… Но много ли их наберется. В «Экспрессе» вагон такой планировки выделен под одноместное размещение, но он всего один.

«Больше напоминает больничную палату»
Когда мы опубликовали изображения новых вагонов в своем телеграм-канале, то вот какие отзывы мы получили:
- Ужасный дизайн. Дизайн туалета – ужас.
- Пурифайеры опасны, так как вода там подогревается, а не кипятится.
- Если честно, ужасный дизайн. Верхняя полка выглядит ущербно, я так понимаю, там должен спать паж или раб.
- Розетка в раковине – гениально.
- Лучше бы поставили гигиенический душ (как в туалетах сцепов), чем какой-то служебный.
- Лучше бы РЖД подумал об отдельных вагонах для детей.
- Это чтобы напротив за столом сесть у окна, надо вот на эту табуретку откидную садиться? Неужели этим девочкам дизайнерам, которые никогда в жизни в поездах не ездили, непонятно, что приятнее сидеть друг напротив друга, а не на одном диване! Нафиг эта верхняя полка не нужна!
- Больничную палату напоминает больше, нежели уютный вагон с местами повышенной комфортности.
А почему Вы не вспомнили спальный Вагон габбарита РИЦ, выпуска ГДР. Что по мне, после небольшой модернизации, получилось бы наилучшее спальное купе, а душв вагоне оборудовать не проблема. И зачем только мудрствовать лукаво?
Какой смысл в СВ с верхней полкой? Разве что для прислуги. Его же берут именно для того, чтобы не лезть на верхнюю полку
Здесь полки широкие. А нижние полки в таком же количестве есть и в обычном купе.
Глупость абсолютная. Никому не нужен этот умывальник,титан много лучше пурифаера, и душ в вагоне очень не вреден. Авторов надо выгнать нафиг.
Автор, ты же сам упомянул, что в этих вагонах более широкие полки, чем в стандартных СВ, а ведь СВ с широкими полками не отличается от люкса ничем, кроме отсутствия туалета и душа в каждом купе, из-за которых люкс стоит в 1,5 — 2 раза дороже СВ!
Ужас.Просто кошмар ФПК все сделает для того,чтобы люди перестали ездить в поездах.Лучше пусть оставят все как есть.Цены на билеты просто космические и растут они не подням ,а по часам .В прямом смысле.Самолет дешевле,чем поезд.
Откидной столик над раковиной-это просто издевательство! Деньги на ветер! Одни Дураки придумали, другие Дураки закупили. Чтобы посмеяться над пассажирами? И кто это всё согласовал? Фамилии их напишите, может быть им станет стыдно.
Надо учредить премию позора в области дизайна. У этого проекта безусловно первое место.
Жд-к со стажем, 33 года.
И скажу честно — ИДИОТИЗМ. Всех конструкторов и ФПК, посадить на верхнии полки, как плацкарт и купе и дать проехаться Москва — Владивосток и обратно и с багажом 36 кг в чемодане.
Как обычно! «И никто не разберёт где ворота, а где рот! «
А можно всяких придкрков к серьезным делам не подпускать?
Какой же это СВ? Это обычное купе — места 37-38 , возле купе проводников в поездах выпуска 90 х годов. Зачем дверь в соседнее купе? Что бы другим слышнее было! Ведь можно из коридора зайти к соседу. А — чтобы удорожить проект. Нафиг не сдался умывальник. Всё — СВ больше Нет!!! Это боковушка в плацкарте — только с дверью и ценой в 5 раз дороже
Просто ужасное решение!!! Я думаю, что пассажиров этот дизайн не устроит!!! Гораздо удобнее, чтобы в СВ были именно два нижних!!! места… Я уж не говорю про отсутствие душа, кошмарный туалет, размещение раковины и розетки, наличие двери между купе!!!
Вот что получаем, когда занимаются не своим делом! Очевидно, что думали не о людях… тогда о чем?…
Выглядит,как спецкупе для инвалидов. Не шучу, реально ездим в таком купе с ребенком -инвалидом, только место побольше. Нижнее место для инвалида,а верхнее для сопровождающего.
Родителям очень тяжело скакать верх-вниз ,т.к в любой момент может понадобиться помощь инвалиду и поэтому многие родители просто кидают матрас на пол. (Я приобрела надувной матрас для таких путешествий. ) Продумали бы ещё и спецкупе, но уже страшно, что они могут придумать,судя по новым дизайнам…
Боже,какой караул, только бы они не стали выпускаться серийно, а БТИ пусть занимается своим делом, у нас столько замечательных дизайнеров среди РЖД, а если привлечь студентов и аспирантов в этой области, они будут на высоте, места в СВ должны быть только нижние!!!!! И это не подлежит обсуждению!!!!!
Платить двойную цену, что бы ехать на верхней полке. Сдуреть можно.
Надо собрать тех полулюдей в новые СВ и покатать их недельки 3 по Росси 😜
Чья любовница возомнила себя крутым дизайнером жд вагонов? Она явно перемещается только на самолете, а двухнедельные дизайнерские курсы в интернете тут явно не помогли….
В нашей больнице в палатах уютнее.