От МЦД до ВСМ: что из проектов РЖД прошлых лет стало реальностью, а что осталось сказкой

Блог

В РЖД любят помечтать – о светлом железнодорожном будущем. Пять лет назад мы опубликовали текст о 12 мегапроектах РЖД. Среди них – МЦД, мост на Сахалин, развитие железной дороги в Крыму, Северный широтный ход и петербургское полукольцо. Прошло время, и мы решили посмотреть, что из мечтаний стало реальностью, а что окончательно попало в архив.

Московские центральные диаметры

Еще недавно проект МЦД казался сказочным, но к 2024 году открыто уже 4 диаметра, и пассажирам они активно нравятся: МЦД связывают Москву с подмосковными городами Лобня, Долгопрудный, Одинцово, Красногорск, Подольск, Зеленоград, Химки, Люберцы, Раменское, Балашиха, Апрелевка, а также дают возможность быстрее попадать в те точки столицы, которые на метро были достижимы только через центральные пересадочные станции.

Первые два диаметра были открыты 21 ноября 2019 года, МЦД D3 – 17 августа 2023 года, МЦД D4 – 9 сентября 2023 года.

К проектам есть вопросы. Например на D1 до сих пор не отремонтированы многие станции – в частности, конечная станция маршрута Лобня. А на D4 нет «Иволг».

Из обещанных линий нереализованным остался пятый диаметр МЦД D5: он должен пройти под центром Москвы и соединить 20-километровым подземным тоннелем Ярославское и Павелецкое направления подмосковных электричек.

Технологически это чрезвычайно трудно, поэтому до сих пор МЦД-5 находится в стадии проектирования. Изначально его обещали открыть к 2025 году, затем запуск перенесли на 2026 год. Однако есть сведения, что проект так и не будет реализован из-за дороговизны и высокой сложности. На опубликованной карте линий 2030 года МЦД D5 отсутствует.

От МЦД до ВСМ: что из проектов РЖД прошлых лет стало реальностью, а что осталось сказкой

Аэроэкспресс в Петербурге

Обещанный поезд-экспресс в аэропорт Пулково горожане ждут с начала 2000-х. «Аэроэкспресс» должен был идти с Витебского вокзала. Линию обещали открыть сначала в 2013 году, потом – к чемпионату мира по футболу в 2018 году. В 2018 году Смольный подписал соглашение о намерениях с ООО «Аэроэкспресс» и объявил конкурс на строительство ж/д линии в аэропорт с Витебского вокзала. Но вскоре в РЖД объявили, что проект с ними не согласован, и конкурс отменили, пишет «Фонтанка».

Недавно к вопросу вернулись: в начале апреля президент РФ Владимир Путин дал поручение до 15 июня проработать вопрос скоростного сообщения с Пулково, включая продление линии метро, сообщает ТАСС. Новый генплан развития Петербурга, утвержденный в конце 2023 года, предполагает продолжение строительства Кировско-Выборгской линии петербургского метро в аэропорт Пулково. Похоже, РЖД в проекте уже не будет.

От МЦД до ВСМ: что из проектов РЖД прошлых лет стало реальностью, а что осталось сказкой

Высокоскоростные магистрали (ВСМ)

Пока что в России нет ни одной железной дороги, предназначенной для высокоскоростного движения (со скоростью более 250 км/ч). Из проектов, озвученных в последнее десятилетие, близок к реализации только амбициозный проект ВСМ Москва – Петербург: его активно курирует президент, и под него уже начали изымать земли. Кроме того, стало известно, как будут выглядеть поезда для ВСМ и сколько будет стоить билет. В проекте заложено, что расстояние между двумя городами можно будет преодолеть за 2 часа 15 минут.

Из других амбициозных проектов РЖД – ВСМ Москва – Казань: трасса проекта была утверждена еще в июле 2013 года. Планировалось, что путь до Казани сократится в 3,5 раза – до 3 часов 30 мин. Трасса Москва – Казань должна была стать частью трансевразийского скоростного железнодорожного коридора Пекин – Европа. Проект ВСМ был подготовлен в 2017 году, Минтранс обещал начать строительство трассы в 2019 году, а завершить к 2027 году. Однако оно так и не было начато из-за отсутствия финансирования, пишет ТАСС. Общая стоимость проекта составляла около 1,7 трлн рублей.

Второй Северомуйский тоннель

Первый Северомуйский тоннель стал настоящим испытанием для проходчиков БАМа: его строили 26 лет. Это место называют «бутылочным горлышком БАМа». Тоннель одноколейный, и для увеличения пропускной способности магистрали нужен второй путь.

В конце марта этого года группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост» и РЖД подписали договоры генерального подряда на строительство второго Северомуйского, второго Кодарского и второго Кузнецовского тоннелей, а также нового железнодорожного моста через Амур, сообщает пресс-служба РЖД.

Все объекты сложные. На их строительство потребуется много времени: завершить сооружение Кодарского тоннеля планируется к концу 2030 года, остальных объектов – до конца 2032-го, пишет «Российская газета». Их ввод в эксплуатацию увеличит провозную способность БАМа и Транссиба до 270 млн тонн.

От МЦД до ВСМ: что из проектов РЖД прошлых лет стало реальностью, а что осталось сказкой

Восточный полигон, или БАМ-2

Уже 10 лет в России идет строительство второй очереди Байкало-Амурской магистрали — БАМ 2.0 «Восточный полигон» (БАМ +Транссиб). Она протянулась на 17 тысяч км через более чем 800 станций в 17 регионах России. Этот мегапроект обойдется России в 1,8 трлн рублей. Он включает в себя строительство новой ветки, разъездов, тоннелей, мостов, ответвлений к месторождениям. БАМ 2.0 нужен для того, чтобы перевозить больше грузов между Западом и Востоком.

К 2031 – 2031 годам Минтранс РФ рассматривает возможность увеличения пропускной способности Восточного полигона до 255 млн тонн грузов в год. Конечная цель проекта БАМ 2.0 ликвидация «узких мест» на железных дорогах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Точные сроки окончания проекта БАМ 2.0 официально не определены. Но реализация проекта идет полным ходом: РЖД ведет активный набор кадров на строительство второй магистрали, куда требуются рабочие более чем 50 профессий.

Крымский мост и модернизация Крымской железной дороги

Железнодорожный Крымский мост, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через Керченский пролив, был построен в 2019—2020 годах. Параллельно ему был возведен автомобильный мост, открывшийся в 2018-м. Крымский мост протяженностью 19 км стал самым длинным в России и, как нередко говорят, в Европе. Заявлялось, что мост сейсмоустойчив (до 9 баллов) и не потребует ремонта в ближайшие 100 лет.

Но главная железнодорожная проблема Крыма осталась: это однопутная неэлектрифицированная линия Керчь – Джанкой. Сегодня через нее идут все поезда с Крымского моста вглубь полуострова. Чтобы электрифицировать ж/д пути, нужно вначале модернизировать две ТЭЦ на полуострове – Камыш-Бурунскую и Симферопольскую, пишет ТАСС. Проектная документация утверждена, но модернизация – дело долгое. Поэтому пока поезда от Тамани до Джанкоя по-прежнему следуют под тепловозом.

Год назад сообщалось также, что на участке Владиславовка – Семь Колодезей будут построены две двухпутные вставки. Также были одобрены проекты реконструкции пассажирских платформ на этих станциях. Прошел год, но о работах на данном направлении ничего не слышно.

От МЦД до ВСМ: что из проектов РЖД прошлых лет стало реальностью, а что осталось сказкой

Мост на Сахалин

Идее моста между материком и Сахалином больше 100 лет. Последний раз она обсуждалась в 2018 году. А в начале апреля этого года власти вновь вернулись к проекту: на видеовстрече с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать этот вопрос, сообщает Интерфакс.

Мост будет стоить как минимум вдвое дороже Крымского, но поможет развитию и самого Сахалина, и всего Дальнего Востока, пишет Газета.ру. Лимаренко рассказал Путину, что на острове развивается промышленность и в мосте на материк есть насущная потребность. Он назвал ориентировочную стоимость проекта – 600 млрд рублей: 300 млрд рублей – сам мост и еще столько же – подходы к нему. Общая длина однопутной линии должна составить более 580 км.

Напомним, Сахалин – крупнейший остров России с населением 460 тысяч человек и уникальной природой. Многие сахалинцы выступают против строительства моста, считая, что природа острова будет уничтожена. Кроме того, сам остров гораздо больше нуждается не в мосте, а в строительстве нормальной инфраструктуры: дорог, школ, больниц. Кроме того, район газифицирован лишь на 54 процента.

Новая линия Выходной — Лавна в Мурманской области

С 2014 года частные компании вели железнодорожную ветку к строящемуся порту Лавна Мурманской области. Однако процесс шел медленно, и в конце 2022 года Правительство поручило РЖД завершить строительство за два года – чтобы создать надежный выход к Арктическому бассейну. Готовность проекта на тот момент составляла 55%, сообщает РЖД.

Уже через 10 месяцев железнодорожники проложили 49,7 км пути, построили 137 искусственных сооружений, в том числе 11 мостов и путепроводов. Для этого были задействованы почти 2,5 тыс. человек и более 250 единиц спецтехники. Одним из сложнейших инженерных сооружений стал мост через реку Тулома. Его протяженность – 1313 м. Он состоит из 8 пролетных строений и 2 береговых эстакад. Самая высокая точка моста находится на уровне 55 м над поверхностью воды.

15 декабря 2023 года линия Выходной – Лавна была торжественно открыта. Полностью ввести в эксплуатацию новую железнодорожную линию планируется в 2024 году. Это позволит доставлять в порт 18 млн тонн грузов в год.

От МЦД до ВСМ: что из проектов РЖД прошлых лет стало реальностью, а что осталось сказкой

Петербургское полукольцо

В Петербурге к 2030 году может появится аналог МЦК – городской электрички. Но, в отличие от московского центрального кольца, петербургское должно иметь форму полукольца – из-за особенностей географии города. Предполагаемая ж/д линия должна охватить 9 районов города, в которых проживает около 1,7 млн человек, пишет «Коммерсантъ». Продолжительность поездки по всему маршруту составит до часа, интервал между поездами – 10-15 минут.

Концепцию полукольца в РЖД представили еще в 2019 году. Сообщалось, что первый участок полукольца может быть построен до 2024 года. Но строительство так и не началось. Возможно, власти смущает стоимость проекта: она составляет 170 млрд рублей.

Южный вокзал в Москве

В 2018 году в РЖД предложили создать объединенный Южный вокзал на базе Павелецкого, переключив на него все «южные» поезда с Рязанского и Курского направлений. Казалось бы, удобно, ведь сегодня поезда на юг уходят с трех разных вокзалов. Но есть большая трудность: для реализации проекта Южного вокзала придется переключить значительную часть пассажирского потока с направления Москва — Рязань — Грязи (Воронежский ход) на участок Москва — Ожерелье — Елец — Грязи. Для этого нужно электрифицировать участки Ожерелье — Узловая — Елец и Ртищево — Кочетовка, писал РБК.

На электрификацию этого участка нужно около 100 млрд руб. Учитывая, что срок назывался до 2025 года, проект уже явно невыполним в обозримом будущем, хотя работы на участке Ртищево – Кочетково начались.

Вагоны 2020

В программе развития РЖД было записано, что в 2020 году перевозчик перестанет покупать вагоны типа купе и плацкарта, а разработает новый инновационный вагон 2020. РЖД выполнили обещание, пусть и с отсрочкой на год (из-за ковида): в 2021 году Тверской вагоностроительный завод начал выпускать составы из совершенно новых двухэтажных вагонов, прозванных в народе «2020».

Первый поезд, состоявший из них, сделали туристическим и пустили по маршруту Москва – Петрозаводск – Сортавала – Выборг – Москва. Далее из вагонов-2020 составили поезд № 31/32 Москва–Оренбург–Орск. А потом постепенно стали обновлять составы поездов № 103/104 Москва-Адлер и №23/24 Москва-Казань.

Самое главное достоинство новых вагонов – тихий и бесшумный ход поезда: его обеспечивают особые пневмотележки, такие же, как в «Сапсане», «Ласточке», «Стриже» и «Иволге». В новых вагонах появился душ, пеленальный столик, а подача воды – бесконтактная. Однако спустя два года этих вагонов остается очень мало.  По последним данным, их сделано всего 115, хотя первоначально планировалось выпустить 400 и использовать на маршрутах с наибольшим пассажиропотоком. Возможно, в производстве нет импортозамещаемых деталей, как вероятно и то, что массовый выпуск вагонов-2020 сдерживает их высокая стоимость.

От МЦД до ВСМ: что из проектов РЖД прошлых лет стало реальностью, а что осталось сказкой

Северный широтный ход

Северный широтный ход (СШХ) — это железная дорога, которую должны были построить в Ямало-Ненецком автономном округе. Проект включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Имеет протяженность 707 км. Маршрут: Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. Цель проекта — связать полуостров Ямал с Уралом и Северо-Западом России, а Северную железную дорогу — со Свердловской для освоения природных запасов Арктики.

СШХ в целом повторяет трассу Трансполярной магистрали, строительство которой велось в 1947-1953 годах силами заключенных, а после смерти Сталина было остановлено. Поэтому на части участков дорога уже была, а местами требовала реконструкции либо строительства с нуля. Проект обещали закончить к 2023 году и планировали реализовать совместно с Газпромом.

Однако выполнение проекта приостановили. По сведениям газеты «Коммерсантъ», сроки перенесли на 2027–2031 годы. Причина в нехватке средств: правительство пока не решилось выделить запрошенные 150 млрд рублей на строительство моста через Обь (ключевая часть проекта).

Вторая станция Аэроэкспресса в Шереметьево

Как известно, аэропорт Шереметьево значительно расширился. Под это расширение было решено построить вторую станцию для электричек «Аэроэкспресса» и 4-километровое ответвление от действующей линии.

1 июня 2022 года поезда «Аэроэкспресса» наконец-то добрались до терминалов В и С аэропорта Шереметьево. В открытии новой ветки приняли участие министр транспорта РФ и гендиректор ОАО «РЖД». Именно в терминалах B и C сегодня обслуживаются большинство авиарейсов. Новая станция Аэроэкспресса объединена с терминалами B и С в единый комплекс, что позволяет пассажирам перемещаться от платформы до стоек регистрации за пять минут.

От МЦД до ВСМ: что из проектов РЖД прошлых лет стало реальностью, а что осталось сказкой

Скоростная магистраль на юг

Недавно президент РФ Владимир Путин призвал сократить время движения пассажирских поездов от Москвы до Черноморского побережья до 16 часов, сообщает ТАСС. В этой связи многие вспомнили про проект высокоскоростной магистрали «Центр – Юг», разработанный в конце 1980-х. Тогда было принято решение строить отдельную скоростную магистраль из Москвы через Харьков, после которого она разветвлялась – одна линия должна была пойти в Крым, другая – через Ростов на Северный Кавказ. Скорость на этой ВСМ предполагалась 300 – 350 км/ч.

Однако проект не был реализован: эксперты считают, что на таких сверхдлинных маршрутах люди охотнее пользуются самолетами: билет стоит чуть больше, а экономия времени существенная. Сейчас время в пути от Москвы до Черноморского побережья (до Туапсе) на поезде составляет не менее 21 часа. Быстрее невозможно: таковы географические особенности Кавказа, которые местами не позволяют проложить двухпутную дорогу. Так что, скорее всего, скоростная магистраль на юг так и останется фантастикой.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий