Под паровозом на Селигер: как устроен ретропоезд «Селигер», который поддерживает связь Осташкова с большой землей

Поезда

Ретропоезд «Селигер» – первый поезд РЖД на паровой тяге из разряда «ретро». Он отправился в свой первый рейс по маршруту Бологое – Осташков 29 сентября 2018 года. С тех пор поезд ходит уже 6 лет, неизменно привлекая множество туристов.

На всех парах

В субботу ранним утром на вокзале в городе Бологое свист и шум – паровоз серии «Л» 1953 года выпуска готовится к рейсу в Осташков. Наконец, под восторженные восклицания туристов локомотив цепляют к пассажирским вагонам.

Паровоз и два зеленых вагона – это и есть ретропоезд «Селигер». Он ходит круглый год по субботам и воскресеньям из Бологого в Осташков и обратно.

Длительность рейса – 3 часа 30 минут. По субботам поезд отправляется из Бологого в 09:15 и прибывает в Осташков в 12:45.

Под паровозом на Селигер: как устроен ретропоезд «Селигер», который поддерживает связь Осташкова с большой землей

По воскресеньям ретропоезд «Селигер» отправляется из Бологого в 08:35 и прибывает в Осташков в 12:05.

По пути состав делает 30-минутную остановку на станции Куженкино, где пассажирам поезда показывают отреставрированный вокзальный комплекс, рассказывают историю Бологое-Полоцкой заповедной железной дороги и даже разрешают перевести стрелку.

Под паровозом на Селигер: как устроен ретропоезд «Селигер», который поддерживает связь Осташкова с большой землей

В субботу в обратный путь из Осташкова состав отправляется в 15:07. Таким образом, у туристов есть чуть более 2 часов, чтобы погулять по древнему городу, полюбоваться озером Селигер, возможно, успеть в один из музеев города, и вернуться обратно. В Бологое субботний поезд возвращается в 18:15.

Есть и другой вариант – остаться в Осташкове на сутки. В городе есть чем заняться: здесь несколько музеев – краеведческий, Музей забытых вещей, Музей рыбы. Можно просто бродить по живописным улочкам города, гулять по набережным Селигера или отправиться на рыбалку. Многие туристы отправляются в Нило-Столобенскую пустынь – действующий монастырь Тверской епархии, основанный в 1594 году и расположенный на острове Столобный живописного озера Селигер.

В этом случае вернуться в Бологое получится воскресным ретропоездом: он уходит из Осташкова в 14:27 и прибывает в Бологое в 17:35.

Билет на ретропоезд стоит недорого: в одну сторону – чуть более 300 рублей.

На обратном пути экскурсии на станции Куженкино нет.

Труднодоступное Бологое

Основная трудность для туристов, решивших прокатиться на ретропоезде «Селигер», – попасть в Бологое ранним утром, к отходу поезда.

Первый вариант – приехать в Бологое на проходящих «Ласточке» или «Сапсане» из Москвы или Петербурга.

Подходящая «Ласточка» уходит из Москвы по субботам и воскресеньям в 05:35 и прибывает в Бологое в 08:23. Подходящий «Сапсан» отправляется из Москвы (также в выходные) в 06:50 и прибывает в Бологое в 08.56. Остается немного времени на то, чтобы купить билет на ретропоезд в кассе (но можно и в мобильном приложении «РЖД пассажирам», чтобы не рисковать) и найти нужный путь.

Под паровозом на Селигер: как устроен ретропоезд «Селигер», который поддерживает связь Осташкова с большой землей
«Сапсан» и паровоз на станции Бологое

Из Петербурга субботняя и воскресная «Ласточка» отправляется в 05:35 и прибывает в Бологое в 07:51. А вот «Сапсан» из Петербурга с расписанием ретропоезда «Селигер» не стыкуется.

Кроме того, «Сапсан» – поезд дорогой и не всем доступный: чтобы купить на него билеты в эконом-класс, надо планировать поездку за 1,5 – 2 месяца, что для многих нереально. А билеты на более дешевую «Ласточку» быстро заканчиваются.

Второй вариант – менее удобный – сесть на один из проходящих через Бологое пассажирских поездов. Основное неудобство в этом случае – посадка за полночь, 4-5-часовой ночной переезд и раннее прибытие в Бологое. Садиться в ретропоезд, не выспавшись, – сомнительное удовольствие.

Под паровозом на Селигер: как устроен ретропоезд «Селигер», который поддерживает связь Осташкова с большой землей
Виды города Бологое

Третий вариант – приехать в Бологое с вечера, переночевать в одной из гостиниц или снять жилье на одну ночь. В этом случае можно выспаться, а утром, не спеша, отправиться на вокзал и полноценно насладиться ретропутешествием.

У экскурсантов есть и четвертый вариант – продолжить путешествие до Великих Лук. Из Осташкова далее поезд пойдет уже под тепловозом: по субботам и воскресеньям отправление из Осташкова в 14:10, прибытие в Великие Луки в 19:30.

По заповедным местам

Летом ретропоезд «Селигер» всегда полон. Иногда пассажиров так много, что части из них приходится стоять. Но чего не сделаешь, чтобы увидеть из окна поезда красоты Тверского края и заповедной Бологое-Полоцкой железной дороги, а заодно узнать ее историю!

Под паровозом на Селигер: как устроен ретропоезд «Селигер», который поддерживает связь Осташкова с большой землей

Девушки-проводницы в стильной бежевой ретро-форме проверяют билеты на входе в вагон и приглашают к посадке.

Под паровозом на Селигер: как устроен ретропоезд «Селигер», который поддерживает связь Осташкова с большой землей

Внутри вагоны, имеющие комфортные современные кресла и даже розетки. стилизованы под 50-60 годы: на окнах – занавески, на стенах – черно-белые фотографии в рамках, повествующие о героическом строительстве Бологое-Полоцкой железной дороги.

Каждый рейс ретропоезда начинается с приветствия начальника поезда. Юлиан Иванович Железный (фамилия настоящая, не псевдоним) – журналист, краевед, поэт и просто романтик –щедро делится с туристами своими знаниями и готов без устали рассказывать о железной дороге и местных достопримечательностях.

Основной предмет его рассказа – Бологое-Полоцкая железная дорога (БПЖД), построенная в начале ХХ века и ставшая заповедной сравнительно недавно. Этот статус был присвоен ей в 2013 году стараниями любителей железной дороги, которые буквально спасли этот памятник истории от гибели.

В результате более 200 объектов БПЖД были взяты под государственную охрану как объекты культурного наследия. Вокзальный комплекс на станции Куженкино был отреставрирован. Теперь там находится музей с уникальным комплексом построек начала ХХ века – зданием вокзала, сторожевым домом, водонапорной башней, керосиновым погребом, стрелочным переводом и гидроколонкой для заправки паровоза. Для пассажиров ретропоезда здесь проводится получасовая экскурсия, входящая в стоимость билета на поезд.

Под паровозом на Селигер: как устроен ретропоезд «Селигер», который поддерживает связь Осташкова с большой землей

Сохранились и вокзалы на станциях Бологое-Полоцкое, Баталино… Однако статус заповедника не уберег от пожара историческое здание вокзала на станции Черный Дор: оно полностью сгорело в июле 2021 года.

Малодоступный Селигер

Путешествие на ретропоезде «Селигер» – настоящее приключение для детей и взрослых. Лишь два существенных минуса делают его не вполне доступным: малое число вагонов в поезде и труднодоступность Бологого и Осташкова как пересадочных узлов.

Когда-то в сообщении с Осташковым курсировало несколько ежедневных поездов из Москвы и Петербурга, а также проходящие на Великие Луки и даже в Беларусь. Поезд на Москву одно время был даже фирменным. Но в 2015 году его отменили.

Сегодня два вагона Москва – Осташков ходит только летом и только по пятницам, а обратно – только по воскресеньям. В эти же дни ходит поезд Петербург – Осташков.

Таким образом, Осташков и малые населенные пункты в округе остаются практически вне цивилизации. А туристам приходится добираться до прекрасных мест Верхневолжья на перекладных или автомобиле.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий