В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк

Блог

В мае пассажирам поезда №79/80 Петербург – Калининград несказанно повезет: он пройдет через заповедную Бологое-Полоцкую железную дорогу (БПЖД) – от станции Бологое до Невеля. Места удивительной красоты и ожившей истории, но для поездов дальнего следования практически закрытые. Единственный состав Петербург – Осташков бывает здесь всего около 20 раз в год.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Вокзал станции Бологое-Полоцкое

Поезд будет ходить измененным расписанием из-за ремонта путей на его постоянном маршруте. Чтобы проехать по части БПЖД, нужно купить билет из Петербурга до Великих Лук или Невеля на 3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27, 31. Участок от Невеля до Полоцка поезд пойдет не по БПЖД, а через Витебск. Далее он проследует до Калининграда обычным маршрутом.

Рельсы на всякий случай

Если бы не угроза Первой мировой войны, Бологое-Полоцкая железная дорога никогда бы не появилась: кругом простирались леса и малонаселенные районы Тверской, Псковской, Витебской губерний, и необходимости в железнодорожном сообщении здесь не было. Но в начале ХХ века мир стало лихорадить, запахло порохом, и страны стали объединяться в противоборствующие союзы. Россия в то время дружила с Францией и в 1892 году подписала с ней договор, по которому в случае войны должна была удерживать германские войска в Восточной Пруссии

Для этого в 1901 году решено было строить стратегически важную железную дорогу для возможной переброски армии из центра на запад России. Франция предоставила займы, чтобы строительство началось немедленно. «Привязку» сделали к Николаевской железной дороге, которая связывала Санкт-Петербург и Москву. В 1902 году утвердили план строительства: от станции Бологое (на полпути между Петербургом и Москвой) через Полоцк в Польшу до города Седлец (Сельце).

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Место пребывания инженеров в Лещинах. Исторические фотографии со строительства Бологое-Полоцкой железной дороги

«Чистой воды перерасход средств»

Строительство началось в 1902 году. Было оно непростым: дорогу прокладывали в безлюдной труднодоступной местности, практически в «таежных» условиях: кругом — густые леса и заболоченность. Руководил работами ученый-инженер Николай Герсеванов, основатель русской школы механики грунтов. Его подопечные исходили трассу вдоль и поперек, изучая грунты и «подводные» камни местности. Курировал постройку БПЖД лично император Николай II.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Работа на трассе с отвозкой грунта из карьера. Исторические фотографии со строительства Бологое-Полоцкой железной дороги

Дорога состояла из двух независимых участков. Первый — юго-западный (Полоцк — Седлец) — был двухпутным. Второй — северо-восточный (Бологое — Полоцк) — однопутным, но параллельно путям шло земляное полотно, на котором можно было быстро построить дополнительные пути в случае необходимости.

Дорогу хотели сдать к 1905 году, но началась русско-японская война и финансирование резко ухудшилось. Первый участок дороги – Бологое – Седлецкий – открыли лишь 1 января 1907 года.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Строящийся мост через протоку Селижаровского плеса озера Селигер в Осташкове. Исторические фотографии со строительства Бологое-Полоцкой железной дороги

Строили не абы как, а на века. Казалось бы, железная дорога сугубо военного назначения – штампуй себе типовые станционные здания и тяни полотно. Но все было сделано в лучших традициях того времени, с соблюдением единого стиля, основательно, дорого. Тем более, что дорогу называли «путем в Царство Польское» — разве можно было ее оставить невзрачной?

Единый стиль для построек Бологое-Полоцкой дороги придумали польские архитекторы Станислав Воловский и Владимир Мышак. В нем русские мотивы смешались с западноевропейскими. В деревянных постройках чувствовался купеческий дух, а в каменных – изысканная готика и модерн.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Фото: Алексей Алексеев

«Кому были нужны здесь самобытное зодчество вокзалов, монументальность водонапорных башен с ажурными шатрами, кирпичная кладка депо в стиле древнеримских колизеев и добротные керосиновые погреба? – пишет в журнале «Наука и жизнь» Алексей Вульфов, глава Всероссийского общества любителей железных дорог. – Ведь любые украшения в архитектуре, тем более в служебной, удорожают и удлиняют строительство. В сущности, это чистой воды перерасход средств! В советское время дело наверняка завершилось бы типовым проектом, а тогда существовало понятие единого архитектурного стиля, подразумевающего органичное единство, целостность архитектуры, а не безликое однообразие. В желании сделать красивым то, что окружает людей в повседневности, виден человек той эпохи, полагавший красоту основой любого предмета, не допускавший серости, бездушия».

Строительство обошлось в рекордные по тем временам 53 миллиона рублей. Но именно благодаря такому серьезному отношению к делу мы сегодня можем назвать Бологое-Полоцкую железную дорогу заповедной: в ней запечатлелась сама история.

Ватерклозет и ледник для провизии

Героические строители дороги оставили богатое наследие: от станции Бологое до Полоцка – 116 жилых домов, 290 сторожек, 78 полуказарм и 42 казармы для путейцев, 367 колодцев, 79 стрелочных будок. Вокзалы на основных станциях (III класса) – Бологое II, Осташков, Торопец, Великие Луки, Невель, Полоцк – были построены из кирпича, линейные станции IV класса – из дерева. Все дорожные постройки были выполнены в едином архитектурном стиле, многие станционные здания украшены мансардой и шпилем, деревянной резьбой. На всех станциях имелись залы ожидания с круглыми дровяными печами, которые отлично обогревали вокзальные помещения в морозы. Были на вокзалах мужские и женские уборные с ватерклозетами, а в вокзалах III класса – буфет с ледником для хранения провизии. У каждой станции разбивался небольшой сквер.

Технически дорога была оснащена превосходно, по последнему слову науки: телефоны межстанционной и линейной связи от Ericsson, система управления движением Макса Юделя и семафорная сигнализация от фирмы «Вебб-Томпсон».

Железная дорога заметно подняла уровень жизни местного населения. В Бологом, Полоцке, Осташкове, Великих Луках и Торопце были построены больницы и школы. Некоторые из них сохранились и поныне. Время пощадило и добрую часть станционных построек. Лучше других сохранился вокзал на станции Бологое II и вокзалы со всем комплексом станционных построек в Куженкино и Баталино.

ХХ век: от паровозов к забвению

В Первую мировую войну по Бологое-Полоцкой дороге, как и предполагалось, пошли на фронт эшелоны с солдатами. В Великую Отечественную дорогу ежедневно бомбили немцы. Она испытала на себе все тяготы нашего контрнаступления в 1942 году – и Ржевскую битву, и Великолукскую операцию. Поразительно, как смогли сохраниться многие постройки БПЖД! Однако вокзалы в Осташкове, Торопце и Великих Луках были полностью разрушены.

Интересно, что после войны и вплоть до начала 1980-х на Бологое-Полоцкой дороге эксплуатировались исключительно паровозы. При этом в 70-х — 80-х годах движение поездов на этой линии стало очень интенсивным: через нее шло большое количество товарных составов (до 60 вагонов в день) в страны Балтии, Белоруссию и обратно. Редко, но ходили здесь и пассажирские поезда, например, ночные составы Ленинград — Великие Луки и Ленинград — Невель.

А потом наступило забвение: после распада Советского Союза транзитное движение на дороге прекратилось, многих сотрудников сократили, и линия пришла в упадок.

Недоступный заповедник

В какой-нибудь Швейцарии из подобного объекта давно бы сделали туристическую жемчужину. Памятники архитектуры по всему маршруту, рядом – великолепное озеро Селигер, а с железной дороги открываются великолепные виды на заповедные леса и верховья Волги. Рядом – Осташков, старинный город на Селигере, который летом собирает до миллиона туристов.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Мост через Волгу на Бологое-Полоцкой железной дороге. Фото: Алексеева Алексея

Но в России, как известно, жемчуг валяется под ногами и его не замечают. Так произошло и с Бологое-Полоцкой железной дорогой. Полузаброшенная, до недавнего времени она была предметом восхищения и заботы лишь любителей железных дорог. Известен, например, блог потомственного машиниста и фотографа Алексея Алексеева «Заповедная магистраль». В 1997 году Алексей Вульфов снял документальный фильм «Бологое-Полоцкая».

Стараниями того же Вульфова и возглавляемого им Всероссийского Общества любителей железных дорог в 2013 году Бологое-Полоцкая железная дорога все же получила статус заповедной: в РЖД выпустили на этот счет специальное распоряжение. Это сделало возможным ремонт станции Куженкино (между Бологим и Осташковым) и создание на ее базе музейного комплекса «Старинная станция».

Это музей под открытым небом, в который вошли здание вокзала, водонапорная башня, керосиновый погреб, будки стрелочных постов, пассажирская платформа, гидроколонка и семафор.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Вокзал станции Куженкино

Кроме того, более 200 объектов БПЖД были взяты под охрану государства как объекты культурного наследия. Но статус заповедника не уберег от пожара историческое здание вокзала на станции Черный Дор: оно полностью сгорело 28 июля 2021 года .

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Сгоревший вокзал бывшей станции Черный Дор

Дорога скучает по поездам

В 2018 году был запущен ретропоезд «Селигер» на паровой тяге – как попытка сохранить наследие БПЖД. Идея отличная, маршрут тоже (поезд останавливается на станциях Бологое-Полоцкое, Куженкино, Баталино, Осташков и на других остановочных пунктах, а в Куженкино проводится 30-минутная экскурсия по всему станционному комплексу). Вот только воплощение хромает.

Да, паровоз есть, и он прекрасен: локомотив 1953 года выпуска дымит, пыхтит и восхищает всех.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Ретропоезд «Селигер»

Но вагоны внешне лишь отдаленно напоминают «ретро». Они обычного зеленого цвета. Проводники не всегда отличаются любезностью. Положенный бесплатный аудиогид никто не предлагает, хотя должны бы. В вагоне комфортные кресла и даже розетки, но билеты продаются, как ни странно, без мест, и их может просто не хватить при большом стечении народа. Тогда в ретро-поезде придется ехать стоя. Странновато для туристического продукта.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк

Кроме того, чтобы сесть на поезд «Селигер», нужно прибыть на станцию «Бологое» «Сапсаном» из Москвы или Питера, и стыковка до недавнего времени была чрезвычайно неудобной. В начале этого года в РЖД изменили расписание и уверили, что теперь стало гораздо лучше.

На БПЖД можно попасть еще одним способом: купив билет на поезд дальнего следования №189/190 Петербург – Осташков. Но курсирует он довольно редко: не более 20 раз в год: еженедельно с мая по август, а также в праздничные дни – новогодние, мартовские, майские и ноябрьские. Летом к нему прицепляют вагоны беспересадочного сообщения из Москвы.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк
Пригородный поезд Великие Луки – Бологое

А ведь когда-то в сообщении с Осташковом курсировало несколько ежедневных поездов: из Москвы и Петербурга, а также проходящие на Великие Луки и даже в Беларусь. Поезд на Москву одно время был даже фирменным! Но потом в нем сократили количество вагонов, а в 2015 году отменили. Осташков и его малые города-спутники остались практически вне цивилизации. А туристам (кто без автомобиля) приходится добираться до прекрасных мест Верхневолжья на перекладных.

В мае поезда пройдут весь маршрут заповедной железной дороги Бологое – Полоцк

В РЖД сегодня, похоже, озабочены в основном комфортностью перевозок. Но при этом забывают о малых маршрутах, которые очень нужны. В том числе и для сохранения исторического наследия. В Заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге живет сама история. И это как раз то место, куда следует приложить силы.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий