Пассажирам жарко, а каково машинистам? Сколько градусов в жару в тепловозе и как спасается бригада

Блог

Жалуясь на летнюю жару, вспомните о том, кому намного жарче: это машинисты тепловозов. Если на улице +30, внутри тепловоза температура доходит до +40-50, иногда +60 градусов. При этом РЖД и не думает улучшать условия труда машинистов и устанавливать кондиционеры. О доплате за вредность речи также не идет.

«Бог терпел, и нам велел»

«У нас половина чмух с закисшими кранами после зимы, печки не перекрываются… Ездим с открытыми печками в кабинах… В окно солнце жарит, подножка жарит, печка горячим дует. РЖД родимое. Бог терпел и нам велел», – написал недавно машинист Василий в группе «Машинисты и помощники» в сети ВКонтакте.

«Чмуха» – на сленге машинистов – старый чешский маневровый локомотив ЧМЭЗ.  Таких в парке тепловозов РЖД много. Львиная доля эксплуатируемых на сети российских дорог тепловозов выпущена еще в СССР. Кондиционеров в них нет.

Они есть только на отдельных сериях тепловозов недавних годов выпуска: например, на маневровом ТЭМ18ДМ, «свежих» моделях пассажирского ТЭП70БС, грузовом 2ТЭ25КМ или 2ТЭ116У.

Но даже если машинисту достался такой локомотив, нет гарантии, что кондиционер в нем окажется рабочим, рассказывал нам на условиях анонимности машинист Октябрьской железной дороги.

«Ты включаешь желанный в жару автомат «Кондиционер», а ничего не происходит, стоит один раздражающий гул, но никакой прохладой не дует. Увы, это суровые российские реалии, когда оборудование для поддержания микроклимата в кабине локомотива оказывается неисправным, необслуженным или даже и вовсе демонтированным», – рассказал он.

Пассажирам жарко, а каково машинистам? Сколько градусов в жару в тепловозе и как спасается бригада

Кондиционеры на тепловозах надо обслуживать, но этого никто не делает, подтверждает Виталий из Забайкалья из группы ВКонтакте.

«У нас все аппараты с кондерами после капиталки в Уссурийске только поработали пару лет и всё. А обслуживать их не обслуживают и не заправляют. Который год на каждом совещании об этом с начальством ругаюсь, толку-то», – пишет он.

Тепловозный удар

Между тем июль бьет температурные рекорды. Пассажиры, которые жалуются на сломанные кондиционеры в вагонах, наверняка кажутся машинистам тепловозов избалованными детьми. Попробовали бы они проехаться в кабине тепловоза, когда на улице за 30!

«Прикиньте, сколько градусов будет в кабине локомотива, если на улице +41-42 в тени? А при безветрии? А при «солнце в лоб»? Кто-то из моих бывших коллег намерил +61, – пишет наш читатель, машинист Евгений. – Были неединичные случаи отказа электронных блоков радиостанций, снятия с маршрута локомотивных бригад из-за теплового удара. Всё это было, было… Намоченная рубаха высыхала на теле минут за 8–10… После такой поездки – полнейшее отупение… Однако же работали… А куда деваться – за нами семьи».

Другой наш читатель, Алекс, работает на электровозе и считает, что «тепловозникам», особенно работающим на старых локомотивах, надо доплачивать за работу в экстремальных условиях:

«Помню, ещё на практике, меняли мы манометры в дизельном на Машке (старый тепловоз М62 – прим. авт.). Машина была заглушена часа 4. Меняли минут 20. Когда уходили, мокрые были даже трусы… Всегда уважал тепловозников за их, даже по сравнению с нашим, нелёгкий труд! И всегда считал, что им надо производить доплату за работу на старых машинах».

Пассажирам жарко, а каково машинистам? Сколько градусов в жару в тепловозе и как спасается бригада

Но никаких доплат тепловозники не получают. А получают профессиональные заболевания.

«Я 25 лет в такой кабине проездил, 2 горячих стажа заработал, – пишет Сергей. -–Также заработал сердечно-сосудистые заболевания, гипертонию, неврозы. «Спасибо» никто не сказал и не скажет!!!»

Риск для пассажиров

Наша читательница под ником Свердловчанка возмущена и обеспокоена: под угрозой не только здоровье машиниста – жизни пассажиров: «Ужас! Это люди, за плечами которых жизни других людей! Битый не битого везет, получается», – пишет она.

С ней согласен Ринат: «Плохо это очень. Человек, по сути, работает на очень опасном объекте, от его состояния могут зависят жизни сотен людей. И такое пренебрежение к охране труда и безопасности».

Дмитрий интересуется: неужели установка кондиционеров – такое уж затратное мероприятие в сравнении с потенциальным риском, который несет в себе изнуряющий труд тепловозника?

«Хотелось бы знать, что будет, если машинист потеряет сознание от жары, а за спиной 50 цистерн с газом? Да, есть системы контроля бдительности, но все же?! А, есть же помощник, точно! XXI век на дворе! Сколько стоит один кондиционер в сравнении со стоимостью груза и подвижного состава?!! А что же профсоюз, где он?!» – пишет он.

Изменить ситуацию сможет только ЧП, уверен Ильшат из ВК: «Как случится катастрофа на пассажирском сообщении из-за того, что машинист сознание потеряет от жары, сразу всем кондиционер поставят, а то и по два».

Рецепты выживания: езда в трусах, горячий чай и купание в озере

В своих пабликах и на нашем сайте машинисты делятся друг с другом рецептами выживания.

«Самое лучшее – чай! Пару – трёшку кружек махнёшь… И пофиг 40-градусная жара», – пишет Алекс.

Анонимный машинист предлагает на малодеятельных участках пользоваться благами природы: «Мы очень часто просто купались в озере рядом с ж/д!!!! В жару очень выручало это!!! Остановишься, прыг в воду, – благодать!»

Пассажирам жарко, а каково машинистам? Сколько градусов в жару в тепловозе и как спасается бригада

«А мы цистерну цепляли за тепловозом с прохладной водой, – дополняет Александр. – Сбегал, искупнулся и на рабочее место. Еще практиковали езду в трусах – да, да!!! Но рубашка одета: вдруг инструктор на встречном – премия уменьшится…»

Машинист Сергей дает совет, как охладить кабину на тепловозах серии ТЭ10: по его словам, на этих локомотивах в жару надо максимально плотно закрыть все двери и обязательно лючки в дизельное помещении, включить главный вентилятор и открыть верхнее жалюзи: «Вентилятор с кабины вытянет всю жару. Ну, а если набрать 8 позиций и более, а потом еще и дверь открыть, то держите журналы, в дизель улетит все, что легкое».

«Парни, воду пейте с аспирином или солью, на один литр воды разводить одну столовую ложку соли или одну таблетку аспирина», – дает рецепт Александр из группы ВК. Он говорит, что таким средством пользуются подразделения спецчастей военных служб. Правда, советует перед применением убедиться в отсутствии аллергии на аспирин.

Молчание РЖД

Интересно, ездил ли когда-нибудь гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров на тепловозе? Если нет, то стоит попробовать: острые ощущения гарантированы. Возможно, тогда в кабинах установят кондиционеры – такие же, как в кабинете у начальства – и будут их исправно обслуживать.

«Может, стоит пригласить совершить поездку главу РЖД в кабинете тепловоза, да и электровоза, летом в жару? – предлагает машинист Олег. — Только не в специально подготовленный тепловоз/электровоз».

Пассажирам жарко, а каково машинистам? Сколько градусов в жару в тепловозе и как спасается бригада
Сплотка грузовых двухсекционных тепловозов следует резервом в один из летних жарких дней. На головном 2ТЭ10М бригада спасается от палящего солнца при помощи сигнальных жилетов. Фото: Desire

Но вряд ли глава РЖД на такую поездку решится. Да и зачем? У гендиректора другие заботы: на дворе XXI век и надо срочно строить высокоскоростную магистраль Москва – Петербург, а также проложить короткий ж/д путь на юг, как приказано.

Не беда, что половина железных дорог России до сих пор неэлектрифицирована и труд машиниста тепловоза по-прежнему востребован.

Не беда, что у машинистов тепловозов нет премий и доплат за работу в особо тяжелых, практически дореволюционных, условиях.

Не беда, что машинистов после изнурительного лета массово списывают по прохождении медкомиссии из-за обострившихся сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Машинисты все равно работают, не бастуют. Жалуются только анонимно, в соцсетях. Карманный профсоюз исправно отчитывается о выполнении норм охраны труда.

Зато в области ВСМ мы впереди планеты всей. Правда, это еще не точно.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Фёдор

    НиZкий поклон ржд!!!
    Если бы не новости в таких СМИ как эта например, то всё бы и думали что у нас лучше всего в стране и лучше чем в Европе…как говорят пропагондонские сми типо 60 мин. и соловья!!!
    Очень жаль что настоящая оппозиция (не путать с навальнятами и рбк) ,а настоящая реальная оппозиция, это уже видимо забытое явление, и более никогда не появится в России!!!(

    Ответить
    1. Валерий

      РБК-то тут причём? РБК — это экономическое издание про бизнес и биржи, Рос_Бизнес_Консалтинг.

      Ответить
  2. Лолита

    Дорогие машинисты поезда сочувствую вам.И всё,что здесь описано это позор РЖД.Почему люди,от которых зависит жизнь людей должны работать в таких адских условиях!?Надо выносить проблему на уровень президента.Не молчите,поддерживайте друг друга.Всех не уволят.

    Ответить
  3. Artem

    Я немного не понимаю о чем тут речь. За копейки можно приделать 12 вольт кондиционер на любом базаре купить, пару шурупов, пару трубок и пару проводов. Я правильно понял, что это политический разгон какой-то? Или выставление людей в абсолютно бестолковыми, неумелыми и попросту глупыми? Верно? Как вы живете с пустотой в голове? Почему в ваших проблемах виноваты мифические ОНИ? Я не могу понять, это феномен для меня.

    Ответить
    1. Вася Пупкин

      А где в тепловозе найти 12В?

      Ответить
    2. Валерий

      Вы в курсе, что тепловозы — не личная собственность машиниста, а государственная? И самовольная установка оборудования с подключением и изменением электрических схем — это статьи УК РФ самоуправство и порча гос. имущества?

      Ответить
      1. Artem

        Синдром вахтера. Жарься дальше.

        Ответить
  4. Леонид

    На казахских жд в жару на ТЭ3 снимали крыши, иначе дизеля перегревались

    Ответить
  5. Юрий

    Согласно нашим же законам .
    Если условия труда представляют опасность для здоровья работник в праве отказаться от работы .
    Мало того должна сохраниться зп и премия в полном объёме.
    Ну а если молчать и жаловаться одному двум анонимно то Ни Чего Ни Когда Не сдвинется.
    Или как в фильме Маловиста надо действовать но это уже УК .
    Я не понимаю людей которые молча идут на убой .
    Вот у меня семья кормить надо.
    Мать вашу!!! А инвалидом станешь лет в 30 40 и что зачем такая работа нужна.
    Что вы как стадо баранов идущих на заклание.
    Сделайте себе жизнь комфортней.
    Да трудно да геморроя и скандалов много будет .
    Но законы у нас ни кто не отменял.
    Я сам через такое проходил в метрополитене.
    Все не довольны но никто не хочет чего то менять и добиваться .Но ныть и по углам обсуждать это завсегда.
    И в кабинетах был и с разными руководителями общался.
    И скажу честно добивался своего и не раз.
    У вас выбора нет а вы и не видите этого или уходить или уволят по здоровью .
    Так дайте себе шанс и не только себе чтоб улучшить условия работы .
    Когда до вас дойдёт что сейчас гораздо всё проще .
    Или вы хотите виноватым в смерти пассажиров хотя виновником не являетесь .
    Для начальников это Вишенка на торте. Молчаливое стадо.
    Боритесь за себя за друзей за свои семьи.!!!!!!
    Вы мужики или бараны ответьте себе перед зеркалом посмотрите в глаза своей семье..
    Любой кто мне скажет в комментах что тебе легко а вот у нас будут посланы .
    Не ищите отмазку а ищите решение.
    Это для вас и только для вас надо.
    Поднимите свои ноющие задницы и включите мозги.
    Пить и ныть легче лёгкого сам проходил.

    Ответить
    1. Валерий

      Молодец!

      Ответить
  6. Влад

    Ксндоны

    Ответить
  7. Дмитрий

    ОАО РЖД ты нужен пока пашешь. Я проработал в этой сфере с 1984 по 2022. Уходил на пенсию руководство депо даже спасибо не сказало. Какие кондиционеры? Выжать из локомотивных бригад максимум и на «свалку» их. Авось проживут как нибудь.

    Ответить
  8. Кот

    Пригнали новые тепловозы Тэм18дм пару месяцев и кондиционер не работает, самая жара, 33 в тени в кабине 40 с копейками. И никто не собирается ремонтировать.

    Ответить
  9. Сергей

    Работаю машинистом на Северстали. У половины тепл кондиционеров нет. Вкл антиобледенители и воды много пьëм. Темп в кабине на ст Доменная рядом с доменной печью достигает 38-40 на себя приходиться воду выливать. На обеде в буфете покупаем минералку и мороженное.

    Ответить