«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»

Блог

Грязные туалеты, невкусная еда и духота в вагоне – кажется, это не про «Сапсаны», которые за пятнадцать лет стали символом высоких скоростей и высокого уровня сервиса на направлении Петербург – Москва. Однако в последнее время жалоб на «Сапсаны» становится все больше.

Рейтинг «Сапсанов» на сайте Туту.ру колеблется от 9,1 до 9,6 баллов из 10 возможных, среднее значение – 9,4. Выше всего пассажиры оценивают отношение персонала (9,5-9,7), чуть ниже – состояние и новизну вагонов (9,5), еще ниже – состояние и чистоту туалетов (9,2). Но это условная оценка.

Гораздо информативнее отзывы, которые оставляют пассажиры после поездки. Есть немало пунктов, по которым регулярно звучит критика. Мы проанализировали недавние отзывы о 13 поездах, курсирующих ежедневно по маршруту Москва – Санкт-Петербург и составили наш рейтинг неудобств в «Сапсанах».

Дефицит розеток для зарядки гаджетов

Этот недостаток лидирует в списке «минусов». Дефицит розеток или USB-разъемов для подзарядки гаджетов или работы с компьютером отмечают очень многие пассажиры эконом-класса. И это сильно портит впечатление от поездки.

Дело в том, что розетки есть только в вагонах с обновленным интерьером, а таких пока всего около половины.

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»

«Мало розеток для зарядки телефонов, всего 2 на 60 человек», – жалуется Олег С.

Ольга К. подтверждает: «Только две розетки (в начале и конце вагона), что очень неудобно, да и находятся они у пола под сиденьями пассажиров».

«Персонал вежливый, вагон чистый, отсутствие розетки рядом с креслом портит общее впечатление от поездки», – пишет Надежда С.

Анатолий С. предлагает усовершенствовать вагоны, утверждая, что это просто: «Неплохой поезд, но проблема с зарядками для телефона и компьютера. Несложно сделать разводку к креслам, ведь в дороге – 4 часа».

Пять лет назад в РЖД взялись модернизировать «Сапсаны». Во всех новых поездах должны были появиться розетки. Но модернизацию так и не закончили.

Anna J. предлагает указывать в билетах места, оборудованные розетками: «В этом поезде нет розеток у каждого кресла. Это огромный минус. Хотелось бы, чтобы было указано при выборе поезда и времени – в каком из поездов есть розетки у каждого кресла».

Розеток не только ничтожно мало – иногда они просто не работают. «Розетки были рядом, но ни напряжения, ни подключения к сети НЕ БЫЛО, – пишет Леонид Р.

Та же проблема поджидала и Елену К.: «Когда мы ехали из Москвы в Питер, розетки работали, наушники выдавали, музыка, фильмы – работало. На обратном пути розетки не работали».

Неудобные кресла

Кресла в «Сапсанах» разные: в старых вагонах они менее удобны, в новых – усовершенствованы. Хотя и там, и там не откидываются.

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»

«Очень жесткие, продавленные кресла, не откидываются! Впечатление нищенского вагона!» – возмущена Алла Т.

Невозможность хотя бы минимально трансформировать кресло отмечают многие: «Кресла не откидываются даже на пару сантиметров, очень тяжело сидеть всю дорогу по стойке смирно», – жалуется Зоя Д.

«Ну очень неудобные кресла, затекает все, особенно шея», – подтверждает Валерий Н.

«Неудобное кресло, болит спина при долгом сидении», – дополняет Ксения С.

Андрей К. сравнивает сиденья в «Сапсане» с сиденьями в «Ласточке», последняя выигрывает: «Кресла не самые удобные, в «Ласточке» намного удобнее посадка, хотя и скромнее размер сидений».

Особенно неудобны кресла в эконом-классе «Сапсана» для людей низкого или, наоборот, высокого роста: «Я 149 см роста: утонула в кресле, сидела сгорбившись. Не откинуться», – жалуется Анна Н.

«Очень маленькое расстояние для ног у мест за столом, особенно если напротив тебя сидит человек с ростом выше 180», – добавляет Дмитрий Б.

Если высоких людей несколько и они сидят друг напротив друга, ноги приходится сдвигать в проход, пишет Ирина С.

Кресла вызывают нарекания не только у пассажиров эконом-класса, но и в бизнес-классе: «Ужасно некомфортные кресла в бизнесе», – делится Анжелика К.

Плохой интернет

С хорошим интернетом на время поездки в «Сапсане» можно распрощаться: такой вывод можно сделать, исходя из отзывов пассажиров. Причем проблема возникает еще на выезде из Москвы.

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»

«Отвратительно работал интернет уже на второй минуте поездки, когда поезд шел еще по Москве. Помощь проводника не помогла», – констатирует Игорь Д.

Роман Л. также жалуется на очень низкую скорость интернета:  «Не определяет ни одного спутника, координаты не определяются. Крайне низкая скорость мобильного интернета, какой бы уровень сигнала ни был».

«Отвратительный интернет, привет из 2007, – пишет Анастасия М. – За такую стоимость хочется скоростной беспроводной интернет, непонятно, как в 2024 этот вопрос не могут решить по жизненно важному единственному ж/д маршруту. Даже в метро давно все провели, а стоимость билета там в разы меньше. Сколько езжу на Сапсане, столько этот момент вызывает непонимание, почему до сих пор вопрос не решается».

В начале 2024 года в РЖД пообещали, что стабильный быстрый интернет появится на линии Петербург – Москва к 2026 году.

Невкусная и дорогая еда

«Сапсаны» стали первыми поездами в России, еду для которых готовят на специальный фабриках-кахнях, на борту лишь разогревая ее. Однако сейчас питание нравится далеко не всем пассажирам. На кого-то его не хватает, кого-то не устраивает качество блюд, иные критикуют их подачу или сервис в вагоне-бистро. Недоволен в первую очередь бизнес-класс.

Например, Денису Л. с питанием в «Сапсане» не везет постоянно: «Не покормили: закончилось блюдо. Для бизнес-класса – провал, причем неоднократный».

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»
Пример еды в вагоне-бистро

Роману М. испортили аппетит: «В питании попался волос, заменили блюдо и принесли извинения. В целом доволен поездкой, но осадок с волосом остался.

Марии Д. не угодили с подачей еды: «Подача еды в коробках, как в самолете эконом-класса, испортило впечатление от езды в бизнес-классе. Раньше подавали в тарелках».

А Надежда П. из бизнес-класса не поняла, за что платила деньги: «До этого ездила в этом же поезде, но в другом вагоне, не бизнес. Вагон был новее и удобнее, чем бизнес. Не поняла, за что переплатила. Еда была невкусной. Брала по меню 1 обед (курица). Безвкусные и сухие рулетики куриные. Жареная картошка с курицей – горячее – жирное и невкусное».

Пассажиры эконом-класса, между тем, жалуются на высокие цены. «Еда слишком дорогая. Вещи в журнале с рекламой для миллионеров и цены завышены», — негодует Елена К.

Татьяна П. подтверждает: здесь дорого. «Хотелось бы разнообразия выбора еды в вагоне-бистро и цены пониже. Кофе и сэндвич – 600 р, мороженое – 200 р.».

Кому-то еды может вообще не достаться, как Ксении М.: «Питания на нас не хватило. Горячая вода тоже закончилась, хотя я была на месте 1».

Плохой сервис и скудный ассортимент в вагоне-бистро

Вагоны-бистро не устраивают пассажиров не только высокими ценами. Здесь образуются очереди, а еды на всех тоже может не хватить. Претензии к ее качеству также есть.

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»
Вагон-бистро

«К сожалению, работа бистро вызывает много вопросов, – делится Юрий Р. – Практически некуда сесть, чтобы спокойно пообедать. Раньше вагоны-рестораны были более удобны и функциональны».

Еда в вагоне-бистро почему-то быстро заканчивается, пишет Юлия П.: «В вагоне-бистро к середине поездки остается довольно ограниченный ассортимент блюд».

Но и за этой едой еще нужно отстоять в очереди. «Вагон-ресторан имеет скудный ассортимент и большие очереди», – пишет Денис В.

«Удручает, что если ты пошел в бистро, то нужно отстоять очень долго, чтобы взять чай или кофе, по 30-40 мин», – замечает Валентина Ш.

А Ольге Щ. еще и нагрубили: «Опечалило отношение сотрудницы в бистро. Игнор и чопорность. Наверное, не понимает, что работает в сфере обслуживания и клиент всегда прав. Руководству компании стоит обратить внимание на клиентоориентированность персонала.

Неотрегулированные кондиционеры

Климат в вагоне – понятие обоюдоострое: одни любят похолоднее, другие мерзнут. В идеале, в вагоне должно быть комфортно всем. Но в «Сапсане» пока не так.

Ирина Я. замерзла не на шутку: «Очень холодно, кондиционеры работают как звери. В вагоне было холоднее, чем на улице. А на улице было +19».

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»

Замерз и Александр Н.: «Кондиционер в половину пути был избыточным — заморозил. Позже проводница исправила положение».

Ехавшей вечерним рейсом Оксане О. было неуютно из-за низкой температуры в вагоне: «Было холодно, некомфортно ехать в вечернее время, когда солнце уже зашло, а на мониторе температура в салоне была 19 градусов, при посадке в жару было 24 градуса. Нельзя ли откорректировать температурный режим?».

Анна К.  заметила особенность: в одном конце вагона было холодно (шестидесятые места), в другом (двадцатые места) душно.

Немало и тех, кому в «Сапсане» жарко. На это жалуется Андрей К.: «Кондиционер в вагоне был, но работал плохо. В вагоне было жарко».

Страдала от духоты и Галина К.: «При полной загрузке душно».

По наблюдениям Ольги К., кондиционер большую часть пути не включали: «Было очень душно в вагоне, нормально кондиционер включили перед прибытием в СПб минут за 30!».

Грязные или сломанные туалеты 

Жалоб на грязные туалеты достаточно, чтобы выделить их в отдельный пункт. К неубранным санузлам добавляется отсутствие воды в кранах в некоторых вагонах.

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»

«Туалет был грязный, не убирался, не было туалетной бумаги, первый раз так еду», – удивляется Наталья М.

Возмущена состоянием санузла и Ольга Р.: «Персонал к пассажирам равнодушен. Но это не мешает. Мешает очередь в очень грязный туалет. Посещение туалета оставило самые неприятные впечатления. Пока стояла в очереди, наблюдала сидящую рядом сотрудницу на откидной сидушке для персонала, увлеченную своим смартфоном. Полагаю, вместо уборки».

Баки для использованных салфеток и туалетной бумаги к концу поездки были переполнены, замечает Людмила Ш.

Небольшие размеры емкости для использованной бумаги отмечает Ирина Л. Кроме того, по ее словам, добыть туалетную бумагу в санузле технически трудно: «Неудобные отсеки для туалетной бумаги, пришлось приложить усилие для ее извлечения».

А Елена С. и вовсе не обнаружила туалетной бумаги. Она возмущена состоянием туалета: «На протяжении поездки не убирается туалет, отсутствует туалетная бумага, раковина в антисанитарном состоянии».

Иногда в туалетах «Сапсана» невозможно помыть руки: нет воды, либо краны не работают. На это жалуются Александр Ф. и Карина Т.: «В туалете кран не работал совсем, то есть помыть руки было невозможно».

Не смогла помыть руки и Людмила М.: к концу поездки, по ее словам, в умывальнике не было воды.

Отсутствие обещанных «бонусов»

В «Сапсанах», как правило, бесплатно выдают наушники для прослушивания музыки и просмотра фильмов, а также гигиенические салфетки и раскраски – детям. Но иногда эти бонусы исчезают без причины, что сильно огорчает пассажиров: мелочь, а неприятно.

Оксана Ж. расстроилась: «Ранее для ребенка выдавали раскраску, показывали фильм и давали наушники для личного просмотра. Предлагали воду. Нынче не так».

Не выдали наушники и Константину Т. «Как обычно в «Сапсане», – четко, по времени и комфортно. Спасибо за поездку! Но… Раньше выдавали наушники, теперь нет…».

Свое «но» есть и у Гавриила Т.: «Все было как всегда супер. Но не раздавали салфетки и наушники, как обычно, когда едешь их Москвы или Питера. Я сел на станции Бологое. Просто сказали место и посадили, не выдав дополнительных принадлежностей, входящих в стоимость».

Неровный ход поезда

Как правило, пассажиры отзываются о ходе «Сапсана» как о плавном, а о его высокой скорости как о «незаметной». Но случается, что поезд «болтает» больше обычного, возможно, причиной тому – уже не новые вагоны, возможно – рельсы.

«Поезд отличный, а вот рельсы, по которым он мчит на большой скорости, оставляют желать лучшего, болтанка в дороге приличная», – пишет Роман Б.

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»

Некоторые «Сапсаны» устали от эксплуатации, считает Владимир Ф.: «Чувствуется усталость поезда. Раньше не было такой болтанки и скрипов».

Людей с «морской болезнью» может ждать неприятный сюрприз, считает Евгений Ж.: «Немножко шатает поезд влево-вправо. Люди, которых укачивает, будут страдать».

Почитать по-человечески в пути вряд ли получится, предупреждает Татьяна В.: «Всю дорогу вагон качало. Читать было тяжело».

Неудобное расположение кресел

Кому-то все равно, как сидеть в поезде – по ходу поезда или против него, для других эта деталь важна: многих при езде «спиной вперед» укачивает. В «Сапсанах» можно запросто оказаться в таком положении.

«За 15 лет поезда устали»: за что пассажиры критикуют «Сапсан»

Именно так пришлось ехать Светлане Р.: «Считаю минусом, что при следовании в Москву большинство мест едут спиной по движению. Я понимаю, что, видимо, невозможно перегонять вагоны каждый раз. Для меня это минус, и не маленький».

Некомфортно было и Анатолию К.: «Не совсем удобно ехать задом наперед, вроде хочется положить голову на подушку, но вектор тяжести, направленный от головы, не даёт это сделать, поэтому особо не поспишь».

***

В нашу «десятку» неудобств не вошли единичные отзывы, которые, тем не менее, стоит учитывать перевозчику.

Наталия К. жалуется на то, что ей физически невозможно было заказать бутылку воды в мобильном приложении, как это заведено в «Сапсанах»: «Я инвалид по зрению, хотела купить бутылку воды, вызвала сотрудника, мне стали объяснять, что это надо делать в приложении или подождать, когда проводник поедет с тележкой… Помогли соседи – заказали с приложения».

Хотя отношение персонала в «Сапсане» большинство оценивает по высшему разряду, бывают и исключения. «Проводница Елизавета была очень нелюбезна, раздражительна», – замечает Елена С.

Роман М., ехавший в том же поезде 24 мая 2024 г. в 10 вагоне, также отметил невнимательность проводников: «Отношение персонала никакое, один раз появились и больше я их не видел».

Наталья Г. отметила слишком быстрое обслуживание пассажиров: «Проводница проходила, предлагая прессу, наушники, салфетки, со страшной скоростью, я ни разу не успела ничего получить, когда я протягивала руку, она оказывалась уже очень далеко, назад она не смотрела».

А Веру М. нервировало постоянное хождение персонала с тележками, не давшее ей отдохнуть: «Очень раздражало, что проводники постоянно ходили мимо и очень громко гремели тележками. Невозможно было спать».

Лилии К. понравилось в поездке все – за исключением слишком яркого освещения в салоне. «Нельзя ли на вечернем рейсе предусмотреть вечернее освещение внутри вагона? – просит она. – Такое, чтобы расслабиться и отдохнуть после 22.00?».

От себя добавим: слава комфортного и быстрого поезда у «Сапсана» заслуженная, но перевозчику стоит регулярно проверять это правило на исключения, особенно когда поездам уже по 15 лет. А заодно почаще представлять себя на месте пассажира, у которого чуть меньше возможностей, чем у здорового человека.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Антон

    Очередной кушак грязи от невероятно проинформированного паблика, знающего все о ж/д))
    Заметил тот факт, что основным направлением этого паблика является «капание в грязном белье» в любом направлении, связанном с ж/д перевозками.
    Почитав так называемые отзывы диву даюсь насколько люди могут быть недалекими. Такой ахинеи давно не читал🤣
    От себя скажу, что езжу в Сапсане много лет ввиду работы в Москве. Да, есть какие то недочеты, но они не значительные. Ведь нужно помнить, что главной целью является быстрая доставка из пункта А в пункт Б. А тут видите ли салфеточек и журнальчик не дали.
    Товарищи, если не нравится, то всегда есть альтернатива: другие поезда, самолеты, автобусы, даже пароходы ходят. Если такой уж плохой поезд для вас, чего вы на нем ездите?

    Ответить
    1. Любовь

      Карантин от слова копАть или кАпать?

      Ответить
  2. Татьяна

    Очень часто езжу в сапсане. Сиденья удобные, Туалеты чистые, и их по 2 в каждом самом обычном вагоне. Достаточно места для багажа и верхней одежды. Еда по цене как в недорогом каые, и она вкусная и разнообразная. И это самый обычный вагон. Да, в некоторых сапсанах всего 2 розетки на вагон. Но можно взять зарядное устройство или просто зарядить как следует телефон перед дорогой. Да и за 4 часа розетками воспользоваться удается всем желающим. И в некоторых сапсанах розетки рядом с каждым сидением. Интернет плохой, например, по дороге в Питер, но, скорее, потому что большая часть пути вдали от населенных пунктов. Окна можно зашторить, когда светит солнце. И быстрый плавный ход. Я отдыхаю в сапсане. Быстро и комфортно!

    Ответить
  3. Вера

    Поражает стоимость билетов, которая может варьироваться от 2,5 тыс.до 30 и выше!!!Покупала билет в Питер за 2,5 тыс, а из Питера за 14!!!!Причем, отличие было только в предложении бизнес-ланча,который ,к слову сказать ,оставлял желать лучшего!(((В связи с такими ценами на билет ,возникает вопрос, а с чем связано повышение цен до таких величин????Я понимаю еще ,если бы это были билеты в вагон 1 класса,но, к сожалению, он один и там всего ,по-моему, 7 мест!В остальных же случаях это те же самые условия,как в любом другом вагоне…Тогда почему я могу проехать в одну сторону за минимальную сумму, а в обратную ,практически в 7 раз больше???Сначала, сталкиваясь с такими ценами(например, в 25 или 29 тыс) , подумала,что ,очевидно ,изменился сервис(стали подавать на золотой посуде)))) или улучшили кресла(можно комфортно откинуть спинку и отдохнуть))), ан нет!Все то же,там же и с тем же!)))Я вспоминаю, что в 80-е годы, когда стал курсировать первый скоростной поезд до Питера(4 часа) «Русская тройка», то билеты на него были в пределах 3-4 рублей!!!Смешно сейчас об этом вспоминать))))

    Ответить
  4. Любовь

    Капать от слова копАть или кАпать?

    Ответить
    1. Антон

      Вас это больше всего волнует? На другое мозгов не хватило?

      Ответить
  5. Вячеслав

    Про сиденья смешно. В Сапсане не спинка откидывается, а выдвигается сиденье (есть рычажок под сиденьем со стороны окна или прохода). Всё прекрасно можно отрегулировать под себя. Если хоть чуть-чуть подумать, а не писать отзывы)))

    Ответить
  6. Роман

    Жрать и срать.вот главная тенденция.

    Ответить
  7. Лолита

    Да,ребята,забрались вы на Сапсане.Всего- то 4 часа езды.А вы пробовали двое суток ехать?Поезд 🚆 им качает!Сядьте в поезд Северобайкальск -Адлер,вот где драйв.А туалеты грязные,это от полного бескультурья людей.После некоторых зайти в туалет не возможно.Некоторые умудряются встать на крышку унитаза ногами в обуви.Капец!!

    Ответить