Холодильники в поездах вне закона: их ставят во всех вагонах, но пользоваться ими нельзя

Блог

Когда весной 2019 года презентовали вагон модельного ряда «2019», среди его «плюсов» производитель подчеркивал наличие кухонной зоны с микроволновкой и холодильником. Однако на деле холодильник оказался под замком. Разбираемся, почему его утаили от народа.

Один на всех

«Будущее, которое уже наступило. Вот она — новая эра наших железных дорог», – так восторженно начинался репортаж Первого канала о новых вагонах.

Корреспондентка в числе новинок показала кухонную зону с раковиной, микроволновкой и двухметровым холодильником с морозилкой.

Кухонная зона – это довольно большое отдельное купе, где есть раковина, микроволновка и большой холодильник.

На заре запуска вагонов «2019» в разговоре с нами представитель ФПК предположил, что, скорее всего, эта комната будет закрываться на ключ, а ключ будет находиться у проводника и выдаваться по просьбам пассажиров.

Холодильники в поездах вне закона: их ставят во всех вагонах, но пользоваться ими нельзя

Вагоны модельного ряда «2019» стали самыми популярными в вагонном парке РЖД/ФПК, о чем мы писали. Их называют купейными вагонами нового поколения. Однако особенность вагонов модельного ряда «2019» состоит в том, что это не одинарные вагоны, а двухвагонные сцепы.

За счет такой конструкции высвобождается место для кухонной зоны и душа. Таких вагонов в компании закуплено 1362, если верить ежегодному отчету ФПК.

Но у двухвагонных сцепов есть большой минус – один проводник на весь сцеп. А теперь представим: один-единственный проводник с ключом от кухонной зоны на 72 пассажира в купейном сцепе и на 104 в плацкартном. Каждый из пассажиров хочет что-то положить в холодильник либо взять из него, а также желает разогреть еду в микроволновке. Картинка возникает довольно нелепая.

Но это не главное. Установив холодильник в вагоне, разработчики забыли о нормах Роспотрбенадзора.

Холодильник вне закона

Оказалось, эти нормы ЗАПРЕЩАЮТ принимать у людей продукты и лекарства для хранения в холодильнике поезда.

В своем ТГ-чате компания-перевозчик «Гранд Сервис Экспресс», которая активно эксплуатирует вагоны с холодильниками, публикует официальный ответ:

«Согласно действующим санитарным нормам и правилам, проводникам строго запрещено принимать на хранение любые продукты и лекарственные средства гостей. «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-08» исключают возможность нарушения товарного соседства продуктов».

Это прописано и на сайте ГСЭ в разделе перечня услуг, предоставляемых пассажирам.

Соглашаясь взять на хранение в холодильнике что-нибудь у пассажира (например, лекарства), проводник нарушает инструкцию, добавляет представитель ГСЭ. Однако многие проводники идут навстречу людям. Пассажирам надо понимать, что, обращаясь с просьбой положить в холодильник глазные капли или детское питание, они проводника подставляют. И некоторым приходится дорого расплачиваться за свою отзывчивость.

В комментариях ГСЭ активно обсуждается недавний случай, когда проводник положил дорогие капли по просьбе пассажирки в холодильник, а пассажирка забыла их забрать. Позже она свалила вину на проводника, обвинив его в том, что тот забыл отдать ей капли. Пассажирка написала жалобу в чат ГСЭ и на официальный сайт компании.

Не делай добра – не получишь зла

По поводу этой истории в чате разгорелась дискуссия.

Пользовательница с ником 15556Духанова решила, что, оплатив билет, получает право в том числе и на холодильник: «Оплаченный билет даёт мне право ожидать возможности поставить лекарства и молоко в холодильник, – пишет она. – Пассажиры оплатили билеты и имеют право на некий уровень комфорта. Проводники работают за деньги».

Холодильники в поездах вне закона: их ставят во всех вагонах, но пользоваться ими нельзя

Такой позицией возмущена Татьяна: «Из-за таких как вы, пассажирам и запретили класть продукты и лекарства в холодильник! И после ваших слов ни на какую человечность не надейтесь».

Юлия тоже защищает проводников и призывает пассажиров самостоятельно решать проблему с хранением: «Люди сами должны позаботиться о своей еде и жизненно необходимых лекарствах, существуют сумки-холодильники, почему это должно быть заботой поездных бригад?»

Другая пассажирка ставит закономерные, но риторические вопросы: «Как вы собираетесь контролировать то, что кладут, и кто что берет из этого холодильника? Что предполагаете делать с продуктами/лекарствами, которые будут забыты или благополучно оставлены в холодильнике за нежеланием выкидывать их?»

«Вот будет у вас прописана услуга «Холодильник» в билете, тогда и будете иметь право, – учит пассажирку Татьяна Павловна. – А сейчас не имеете никакого права рассчитывать на него: ни лекарства, ни детское молочко, НИЧЕГО не положит проводник».

ЕжикЕжик возмущается требованиями пассажирки: «Вы вроде взрослый человек. Эта услуга не предоставляется. У проводника это рабочее место, где предусмотрен холодильник… В плацкарте 54 места. И как вы думаете, холодильник резиновым будет?»

Время писать правила

Однако есть и те, кто иного мнения. Если каждый пассажир положит в холодильник по пузырьку с лекарством, тот не будет перегружен, считает Гала: «Да, многие лекарства необходимо держать в холодильнике после их вскрытия, и если каждому пассажиру потребуется охладить 1-2 пузыречка, от 5 до 50 г.- это всего-навсего один маленький холодильник – на весь вагон. И думаю, что руководство компании примет это к сведению, так как это действительно очень важно для многих».

Разрешить провоз лекарств в холодильнике пассажирам – вопрос написания инструкции, и руководство компании-перевозчика может пойти на это, считает пассажирка: «Раньше и купе для инвалидов не было, а сейчас – есть. Да, сейчас — не положено, а в будущем – возможно, и инструкции тоже люди пишут!»

В неофициальной группе РЖД ВКонтакте аноним просит объяснить: почему проводник поезда № 59 Кисловодск – Новокузнецк запретил ему пользоваться холодильником, тогда как в источниках написано, что ФПК разрешит пользоваться холодильником? Автор вопроса ссылается на старые сообщения в прессе о вагонах «2019».

Члены сообщества поспешили просветить анонима: «Это было анонсировано для вагонов нового образца, так называемых сцепов. Для вагонов старого образца ничего не меняется, все взятое с собой храните и бережете сами», – пишет Дмитрий.

«Холодильник, как и микроволновка, – только для проводника вагона», – добавляет Кирилл Сергеевич.

Холодильники в поездах вне закона: их ставят во всех вагонах, но пользоваться ими нельзя

«Холодильник используется для лекарственных средств первой необходимости и для детского питания, – уверенно пишет Карина. –  В остальном там хранятся продукты проводника!»

Уверенность в том, что проводник имеет право принять на хранение в холодильник лекарства первой необходимости и детское питание, пассажиры не взяли с потолка: об этом говорят некоторые публикации в сети. Увы, они не имеют под собой основания. Официального подтверждения этой информации на сайте РЖД/ФПК мы найти не смогли. Ничего не сказано об этом и в инструкции для проводника пассажирского вагона АО «ФПК».

Так что пока холодильник остается в «серой» зоне: нет правил, которые разрешали бы им пользоваться. Поэтому не прощайтесь с сумкой-холодильником, даже если едете в вагонах «2019». Будущее еще не наступило.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Марат

    Может не надо вешать на проводников и начальников поездов ещё 100500 дополнительных обязанностей?
    Когда ему следить за холодильниками в двух вагонах? Следить чьи лекарства, и не взял ли кто чужое в его отсутствие, потому что он дежурит и разрывается на два вагона ?
    И так они перегружены выше некуда, и пачками увольняются.
    Что-то давно уже не видно очередей перед отделами кадров в вагонных депо из желающих устроиться на эту действительно интересную и адски тяжёлую работу …

    Ответить
  2. Дмитрий

    Всё просто — не нужно вообще было афишировать эти клятые холодильники, если они только для проводника. Что по сути логично, для пассажиров нужно было бы делать индивидуальные холодильные камеры.

    Ответить
  3. Андрей

    Будущее — это поезд дальнего следования со скоростью 250 и более км/ч. Тогда холодильники, спальные места и прочее потеряют актуальность. Примерно как ICE в Европе.

    Ответить