На детских железных дорогах открывается новый сезон: зачем они нужны и как устроены

Блог

Многие в детстве мечтают работать на железной дороге: детям чрезвычайно нравится ее романтика. Те, у кого увлечение серьезно, идут заниматься на детские железные дороги. По данным РЖД, 50 процентов выпускников детских железных дорог после школы посвящают себя железнодорожным профессиям. В преддверии лета – открытия сезона работы детских железных дорог – рассказываем об этой замечательной затее, родившейся в прошлом веке.

Это не аттракцион – здесь все серьезно

Совсем скоро на детских железных дорогах страны начнется горячая пора. На Московской детской железной дороге в Кратове 1 июня – открытие 87 сезона. Работать ребятам предстоит с 1 июня по 25 августа. От станции Пионерская поезда будут отправляться каждый час, делать одну остановку – у платформы Школьная (стоянка 1 минута), и прибывать на конечную станцию Юность. Рейс каждого поезда длится 15 минут. Стоимость проезда туда и обратно – для детей 120 рублей, для взрослых 160.

На детских железных дорогах открывается новый сезон: зачем они нужны и как устроены
Детская железная дорога под Москвой. Фото: Алексей Уланов

Детская железная дорога – это не аттракцион с вагончиками наподобие карусели. Здесь все очень серьезно: настоящие вокзал, поезд, билеты, станции, депо и узкая колея (750 мм), по которой ходит настоящий поезд, правда, уменьшенного формата.

За пультом управления – дети, они же продают билеты в кассе, работают дежурными по станциям, проводниками, стрелочниками, ремонтируют ж/д полотно и подвижной состав. Есть здесь и свой начальник вокзала – и он тоже ребенок.

И развлечение, и работа

Детских железных дорог в России немало – 25: Кратово, Новомосковск, Ярославль, Санкт-Петербург, Лиски, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Волгоград, Нижний Новгород, Курган, Пенза, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Свободный.

На дорогу принимают школьников, начиная с 12 лет. С сентября по июнь дети осваивают теорию: на 2-часовых занятиях раз в неделю они знакомятся с основными профессиями – не только на лекциях, но и с помощью игр, интерактивов и посещения различных отраслевых предприятий, пишет газета «Гудок».

В конце каждого учебного года ребята сдают аттестацию и приступают к самому интересному – летней практике.

Ученикам выдается форменная одежда, в которой они все лето выходят на маршруты. В ней ребята выглядят очень торжественно и красиво. Это тем более важно, что юные железнодорожники не работают сами для себя: пассажиры детских железных дорог – семьи с детьми, которые в летние выходные приезжают покататься на чудо-поезде под управлением детей.

На детских железных дорогах открывается новый сезон: зачем они нужны и как устроены
Детская железная дорога под Москвой. Фото: Алексей Уланов

Развлекая других, ребята по-настоящему работают, приучаются к ответственности и, по сути, в раннем возрасте приобретают профессию. Обучение продолжается вплоть до окончания учениками общеобразовательной школы. После этого самым серьезным выпускникам выдают целевое направление на обучение в Российском университете транспорта РУТ (бывший МИИТ). Так что во многом детские железные дороги – это кузница кадров РЖД.

Идея для всей страны

– Будем строить железную дорогу от коммуны до станции. И сами, ребята, будем ее обслуживать. Поняли?

– Поняли!

– Мустафа будет машинистом. Колька — кондуктором. А я – стрелочником»

Это цитата из кинофильма «Путевка в жизнь», вышедшего в 1931 году, где рассказывается о строительстве железной дороги малолетними правонарушителями. Некоторые историки не исключают, что именно волшебная сила кино вызвала к жизни такое явление как детская железная дорога.

Так или иначе, но вскоре после выхода фильма, в 1932 году, первая такая дорога была проложена комсомольцами Москвы в Парке культуры и отдыха им. Горького, пишет сайт, посвященный истории ДЖД. Однако официально первой серьезной детской железной дорогой (не только в СССР, но и в мире) считается тифлисская, открытая 24 июня 1935 года в будущем Тбилиси. 

Ее создатели через газету «Пионерская правда» обратились к любителям железных дорог с призывом строить ДЖД в других городах СССР. Первым откликнулся Красноярск: там детская железная дорога появилась прямо в центре города в 1936 году. Идея понравилась наркому путей сообщения Лазарю Кагановичу и получила поддержку на государственном уровне.

С тех пор детские дороги стали активно строиться по всей стране. За шесть довоенных лет в СССР появилось не менее 20 подобных дорог. Правда, во время войны многие из них попали в зону оккупации и были разрушены. Но после 1945 года часть детских железных дорог восстановили. Их активно строили в середине 1950-х, затем в 1970-е. К моменту распада Союза существовало 52 детские железные дороги.

В период безвременья – 1990-е – многие из них стали жертвами недосмотра: областные управления железных дорог, к которым ДЖД были «приписаны», занимались собственным выживанием и просто «упустили» своих подопечных. Так было потеряно около 30 детских дорог. В результате число ДЖД в России сократилось до 20. В начале 2000-х в РЖД «проснулись» и к детским дорогам снова повернулись лицом. Так были построены новые детские железные дороги в Казани, Кемерове, Новосибирске и Санкт-Петербурге.

На детских железных дорогах открывается новый сезон: зачем они нужны и как устроены
Детская железная дорога в Петербурге. Фото: Алексей Уланов

«Детская страна, где все по-взрослому»

Отзывы от посетителей детских железных дорог по всей стране – преимущественно восторженные.

«Здесь нужно побывать и ощутить атмосферу детской страны, где всё по-взрослому. Дети управляют всем в этом городке», – пишет на Яндекс.Отзывах о Детской железной дороге в Кратове посетитель с ником grafsai.

«Один раз побывать на детской железной дороге и влюбиться навсегда. Прекрасная школа с мощнейшей мотивацией! – дополняет пользователь под ником Птичка. – Какие же там увлеченные люди работают! Только такие преподаватели могут реально научить и направить детей».

«Очень атмосферное местечко, – замечает Галина. – Понравилось, как дети подростки, которые обслуживают поезд, относятся к своим обязанностям, очень трепетно и с удовольствием, чувствуется, что им самим это нравится. Поэтому и пассажиры тоже довольны. Интересно самым маленьким пассажирам посмотреть, как переводят стрелки, как перегоняют локомотив, как компостируют билетики… Где ещё детки такое увидят!»

На детских железных дорогах открывается новый сезон: зачем они нужны и как устроены
Детская железная дорога под Москвой. Фото: Алексей Уланов

Многие благодарят тех, кто сумел оставить детские железные дороги в живых.

«Спасибо, что сохранили, а не сдали в металлолом, – пишет пользователь starbo2, посетивший Пензенскую ДЖД. – Детишкам и взрослым в радость».

«Сегодня случайно попал на этот поезд и как будто вернулся на много лет назад в свое советское счастливое детство, – делится Сергей эмоциями от посещения Ростовской ДЖД. – Это как настоящая железная дорога, только в миниатюре, а в детстве все казалось просто огромным».

Другие признательны тем, кто с душой обучает ребят и отвлекает их от улицы.

«Только лишь за то, что детям тут дают будущее, невозможно не поставить ниже 5 звёзд! – пишет Александр, посетивший Иркутскую ДЖД. – Дети на детской железной дороге заняты самым настоящим делом. В будущем они обеспечены работой, и поступление в ВУЗ для них дело чести. Тем людям, которые причастны к развитию данного учебного заведения для маленьких детей, мы выражаем самое искреннее уважение!»

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Дмитрий

    Я сам вырос на ДЖД в Риге. Проработал проводником на международных поездах 18 лет. После ещё 3 года отработал оператором пассажирского вагонного парка ст. Рига-Техническая при рижском резерве проводников. (Станция Рига-Пассажирская.)

    Ответить
  2. Дмитрий

    В России все джд сохранены-не закрыта ни одна!. Не стало их в Литве, Казахстане, Литве, Узбекистане

    Ответить