«Не для России»: за что критикуют плацкарт с одноместными капсулами, который должен появиться в этом году

Блог

В конце этого года в России появятся первые вагоны с местами-капсулами. Это будут одноэтажные вагоны расширенного габарита. Часть пассажиров с нетерпением ждут новинки. Другие считают, что такие вагоны «не для России и не для русских людей». Тем временем, в профильных СМИ уже обсуждается проект двухэтажных вагонов с одноместными купе.

Не замена плацкарта, а дополнение к нему

Представьте: 56 индивидуальных мест-капсул, по 28 снизу и сверху. Каждое место – с занавеской, своим столиком, розеткой и светильником. Спальное место окружено эргономичной спинкой в виде кресла. Здесь можно сидеть, лежать, читать и есть, и все это – без посторонних глаз. Мечта многих!

Речь о так называемом вагоне типа Т. Он больше стандартного вагона поезда дальнего следования на 28 см в ширину и на 73 см в длину. Вагон Т Федеральная пассажирская компания и Тверской вагоностроительный завод показывали журналистам еще в 2020 году, но потом забрали на доработку.

«Не для России»: за что критикуют плацкарт с одноместными капсулами, который должен появиться в этом году

И вот, наконец, в годовом отчете ФПК за 2023 год появилась новость: в конце 2024 года появится первый состав из опытных образцов вагонов типа Т. За основу будет взята концепция капсульного вагона.

В ФПК говорят, что массовый запуск вагонов нового типа – это высокие финансовые риски. Поэтому оставляют за собой возможность доработки макета по результатам первых тестовых поездок.

В компании подчеркивают, что капсульные вагоны – это не замена традиционного плацкарта, а дополнение к существующим типам вагонов.

Их предполагается ставить преимущественно в региональных поездах на ограниченном количестве ночных маршрутов, а также использовать для пассажиров, путешествующих с детьми, не занимающими отдельного места.

Мечта интроверта

У идеи вагонов-капсул много сторонников, в том числе и среди наших читателей.

«Отличное предложение для интровертов. На такие вагоны будет свой спрос. Смотрю, внизу ближе к приходу чуть ли не двуспальная кровать — удобно для мам с ребёнком», – откликается на предложение ФПК наш читатель Юрий.

Ивану тоже по душе купе-капсула: «Все пространство — личное. Закрылись шторкой и спокойно едете, можно и полежать, и посидеть, место для личных вещей есть у окна. Окно небольшое, зато вы полностью его контролируете, хотите — открыли шторку, хотите нет, не нужно ориентироваться на других пассажиров, кому захотелось спать тогда, когда вам — смотреть на пейзажи».

«Не для России»: за что критикуют плацкарт с одноместными капсулами, который должен появиться в этом году

«Очень хочется ездить в капсульном вагоне, не люблю дорожных болтунов», — признается Брунгильда.

Виктор тоже не скрывает, что общаться в поезде не любит, и поддерживает идею вагонов-капсул: «Каждому свое. Лично меня очень раздражают бегающие дети и люди с маленькими детьми, которые такие истерики закатывают, что пропадает желание ехать вообще на поездах».

Читатель под ником «Фанат 80-х» недавно натерпелся от детей и их родителей во время поездки в плацкарте:

«Давно пора!!! В 2-этажном исполнении бы еще подобные сделать, чтобы была альтернатива купе для едущих в одиночку. Только сегодня вернулся из поездки… В поезде Екатеринбург – Москва ехал в плацкартном вагоне, и ко мне подсела (слава Богу, только от Янаула до Казани) женщина с 2-х и 5-летними девочками. Первая из них всю дорогу прыгала и визжала, да так, что болгарка нервно курит в сторонке. В конце концов она, в очередной раз начав все крушить, бросила стакан с соком на стол так, что часть попала на меня. Я уже не выдержал и сказал: «Да уж, с такими только и ездить!» В ответ столько в свой адрес всего наслышался!!!»

В поезде Москва – Адлер этот же читатель ехал в купе, где ему также не повезло с попутчиками:

«Сначала в свой адрес пришлось выслушать ругань от соседки по поводу того, что я в 23:00 сижу со светом (с индивидуальным светильником – причем специально еще максимально прикрыл его, чтобы не светил вокруг), типа какого хрена я до сих пор не сплю, мой свет ей в глаза светит. А потом уже другая соседка разбудила меня и высказала мне в резком тоне, что я храплю».

Этот читатель абсолютно убежден – вагоны с индивидуальным размещением пассажиров просто необходимы:

«Тогда решится проблема как конфликтов между посторонними пассажирами, волей судьбы оказавшихся в одном купе, так и проблема выкупа мест в одном купе для семейных. Все-таки 4-местное купе хорошо только когда в нем все свои».

«Какой-то изолятор получился»

Немало и тех, кому идея капсульных вагонов совсем не по душе.

Юрий считает, что такой тип вагона не подходит для нашей страны и ее менталитета:

«Все не для России и русских людей. Подобные вагоны ходят в Китае. Там люди и ростом меньше и организация у них другая. Русские любят говорить, сидеть за столиком, иметь возможность лежать и сидеть. Здесь же с больной спиной выйдешь калекой еще больше, страдающим даже начатками клаустрофобии будет ужасно ехать из-за тесноты, обзора нет, воздуха, в смысле пространства на человека, также нет. Причина строительства этих теплушек не ясна, но создается впечатление, что не для людей все это».

«Не для России»: за что критикуют плацкарт с одноместными капсулами, который должен появиться в этом году

Наш читатель Алексей тоже боится, что капсульные вагоны постепенно вытеснят старый добрый плацкарт, где можно было и курочку поесть, и душевно поговорить:

«Так постепенно, медленными шагами уходит эра куриц в фольге, варёных яиц и прочего, что связано с добрососедскими плацкартами. Может, оно и к лучшему. Такое больше придется по душе молодежи, старики с больной спиной там замучаются».

Ксении не нравится сам принцип капсул – она сравнивает их с тюрьмой:

«Какой-то изолятор получился, я в таком не хочу ехать даже из Питера в Москву. Еще и мусорку сделали в таком месте, что представить себе сложно, каким «комфортным» станет путешествие, как только туда выкинут дынные шкурки или арбузные».

Не устраивают ее и окна: «Окошко размером с горошину, никакого минимального личного пространства, как товарный вагон. Дай Бог оставят выбор ездить в старых плацкартах. Ужасный проект».

Ольга вообще не понимает, зачем нужны капсульные вагоны: «Меня устраивают купейные вагоны, особенно после того, как они стали гендерными и с биотуалетами. Поездила много, так как живу с рождения на Крайнем Севере».

«Не для России»: за что критикуют плацкарт с одноместными капсулами, который должен появиться в этом году

С ней солидарна Ирина: она считает, что нужно оставить советский тип вагонов, где даже с верхних полок было удобно смотреть в окно. По ее словам, все в старых вагонах был удобно – и полочки, и вешалки, и багаж можно было разместить под полкой. Ирина просит делать тот же тип вагона, просто из современных материалов:

«Просьба к РЖД — хватит так бездарно осваивать деньги на дизайнерах, оставьте уже советские проекты вагонов, хорошо продуманные настоящими грамотными инженерами! Там и на верхней полке можно было лежать и смотреть в окно! Поезд — видовой транспорт, дороги в России длинные и изоляция живого человека, как в гроб — это преступление со стороны бездарных современных инженеров и дизайнеров. Необходимы полноценные окна каждому человеку, а к остальным удобствам/неудобствам пассажир приспособится».

Мини-купе – альтернатива капсуле

Тем временем статистика говорит о том, что в долгосрочной перспективе поездами путешествуют все меньше пассажиров. За последние 15-20 лет пассажиров в поездах дальнего следования стало на 40 % меньше, а у авиационного транспорта, наоборот, за это время поток клиентов вырос в 3 с лишним раза, пишет журнал «Железные дороги мира».

Социологическое исследование, проведенное осенью 2022 года, показало, что народ хочет совершенно другой тип вагона! Причем пассажиры не заинтересованы в локальных улучшениях. Они хотят полный пересмотр планировки как плацкартных, так и купейных вагонов поездов дальнего следования.

На смену плацкартному вагону, по мнению опрошенных, должен прийти вагон с одноместными мини-купе (66 % опрошенных). А в новом купейном вагоне пассажир хотел бы получить качественно другой уровень комфорта — полноценное отдельное купе с широкой кроватью (75,9 % опрошенных) и с индивидуальной туалетной комнатой с душем (35 % опрошенных).

Учтя все эти пожелания, по заказу РЖД инженеры спроектировали абсолютно новый тип двухэтажных вагонов – с одноместными купе.

«Не для России»: за что критикуют плацкарт с одноместными капсулами, который должен появиться в этом году

По-европейски, но дешево

Задача стояла сложная: придумать, как разместить пассажиров изолированно, при этом максимально сохранить полезный объем поезда и прежнюю стоимость поездки. То есть создать недорогой вагон с новым уровнем комфорта.  

Инженеры придумали двухэтажный сочлененный вагон, то есть две секции на трех тележках.

Такой вагон легче обычного на 30% – за счет алюминия, из которого будет сделан кузов. Мебель и перегородки – из сверхлегких полимерных материалов. А тележки – с пневмоподвешиванием: за счет этого уменьшится их масса. Кроме того, в вагон при изолированном размещении поместится гораздо меньше пассажиров – вот и дополнительное снижение веса. Легкий вагон – меньше расходов на тягу, меньше тележек – меньше расходов на техобслуживание, итог – дешевый в исполнении и в обслуживании состав.

Как же будут размещаться пассажиры? Разработчики вагона будущего предлагают два варианта. Первый — в одноместном купе с креслом-кроватью. Такое кресло трансформируется в довольно широкое спальное место (1850х700 мм). Этот вариант – альтернатива плацкартному вагону. Вместимость секции — 36 мест.

«Не для России»: за что критикуют плацкарт с одноместными капсулами, который должен появиться в этом году

Второй вариант — в одно/двухместном купе с индивидуальной туалетной комнатой. Подходит для тех, кому важен высокий уровень комфорта, и для семейных пассажиров. Это аналог люкса и служит для замены традиционных купе и СВ. Вместимость секции при одноместном размещении составляет 20 мест, при двухместном — 40 мест.

При этом авторы обещают высокое качество по старой цене. То есть пассажиры плацкартного вагона приобретут билет в одноместное купе по цене плацкарта. Поездка в вагоне с одно/двухместными купе (актуально в случае поездки вдвоем или втроем с маленьким ребенком) обойдется на 20% дороже. А для любителей СВ стоимость поездки сократится почти вдвое: они получат примерно такой же СВ, только намного дешевле.

И капсула, и разговор за чаем

И двухэтажные вагоны с одноместными купе, и капсульные вагоны – пока только проекты. Но очевидно, что в обществе назрела потребность совершенно иного качества железнодорожных поездок.

При этом немало тех, кто хочет путешествовать по-старому – с попутчиками, разговорами под стук колес и курочкой в фольге.

Поэтому, как нам кажется, варианты для отшельников хороши – но параллельно со старыми добрыми купе и плацкартом. Впрочем, технически усовершенствованными. Пусть у каждого будет выбор.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Дмитрий

    Очередная пропаганда РЖД, мол это мы о вас заботимся. РЖД, как монополист, заботится только о максимуме прибыли. Статья определенно проплачено. Так или иначе. Ни о какой заботе о пассажирах речи не идёт. То же самое и про двухэтажные вагоны говорили. Запускайте больше составов. В полтора раза, в три раза. Итак весь подвижной состав, а так же здания, рельсы, шпалы- всё досталось бесплатно и задарма, а они принадлежали не ОАО РЖД, а советскому народу, соответственно россиянам.

    Ответить
  2. Елена

    Вагоны старого типа самые удобные, сделаны для людей.Ездила в вагоне нового типа для гномов.Я невысокая и худенькая, представляю, каково крупным людям в таких вагонах ездить.Дышать тесно, не то, что развернуться.Еще придумали жуткие капсулы.Произносить противно…

    Ответить
    1. Владимир

      В плацкарте нужны не большие капсулы только на боковых полках.

      Ответить
  3. Юрий

    Двух этажный вагон-ужас‼️

    Ответить
    1. Александр

      Менять старое на новое пора давно, но в случае с двухэтажными купейными вагонами получилось не очень. Рост у меня 180 , сидеть за столом или рядом нужно пригнувшись, для людей чей рост до 165-170 может и нормально. На верхних полках тоже тесно, прямо скажем конструктор «кроил» под себя 🤷‍♂️🤦

      Ответить
  4. Лидия

    Отличная идея. Я терпеть не могу плацкарт. С детьми поеду в купе, своей семьёй. А вот в одиночку в такой капсуле, с удовольствием! Спокойно путешествуешь, ни кто не дергает.

    Ответить
  5. Екатерина

    Если будут два типа вагонов на выбор, то какие проблемы? Нравится плацкартный — берите плацкарту, нравится купе — берите купе. Мне лично нравится новый вариант, я бы хотела его опробовать. За всю жизнь так и не оценила верхнюю полку — неудобно туда забираться и неудобно там находиться. Духоту не люблю, но в новых вагонах холодный воздух из кондиционера дует прямо на пассажира на верхней полке, а это уже опасно. С ребёнком в плацкарте не поеду — она сама с ума сойдёт и всех вокруг с ума сведёт. А обычном купе тесно и душно, и с чужими людьми в замкнутом пространстве. СВ вообще никогда не пробовала — дороже, чем самолёт. А вот в таких индивидуальных купе вполне можно было двое суток с ребёнком путешествовать.

    Ответить
  6. Ольга

    Это хорошо, когда будет выбор, в каком вагоне тебе лучше ехать. Вот человек в возрасте скорее всего захочет ехать в капсульной вагоне, где будет спокойной поездка, или человеку нужно во время поездки поработать в тишине, ведь в жизни всякое бывает. А вот молодежь, скорее всего, выберет традиционный вагон. Я за возможность выбора.

    Ответить
  7. Елена

    Отличный вариант, давно ждала такие предложения. Поддерживаю идею и буду пользоваться с удовольствием!

    Ответить
  8. Ольга

    Каждому свое, и наверняка капсулы найдут своих клиентов. Но меня смущает выступ, под который должны уходить ноги в положении лёжа. Насколько это удобно? Добавляем матрас, простынь, тем самым уменьшаем высоту в этом месте ещё больше. Сможет ли человек лечь боком после этого? Даже если сможет, не будут ли колени биться о выступ при попытке изменить позу? Прежде, чем принимать решение, я бы посоветовала разработчикам концепта покататься пару суток в опытном вагоне, чтобы понять это.

    Ответить
  9. Зоя

    Мне нравится идея с капсулой. От некоторых назойливых попутчиков можно отгородиться и сосед к примеру с верху не будет весь день сидеть когда хочешь прилечь .

    Ответить
  10. Артем

    Почему на популярных маршрутах нельзя сделать вагон для семей с детьми до 7 лет, где четверть вагона будет как одна комната для общения дошколят. Вот только не надо песни про рентабельность, вагон окупается с 9-10 мест из 41

    Ответить
  11. Ням

    Как спать на полке 185 см? Это я, женщина ростом 170 см должна головой упереться в стенку, чтоб ноги не свисали. А мужчины как правило имеют длину тела более 180 см, а многие -под 200 см. Им как там сложиться, чтоб спать?

    Ответить
  12. Ирина

    Так задолбали эти умники со своими » Это не для России», » Хватит тратить деньги , оставьте как было». У вас же не отбирают эти вагоны плацкартные , ездите себе на здоровье , не решайте за всех. Я давно мечтаю о таких капсульных, вот не уперлось мне » как раньше» . Люди , почему-то, считают нормой лезть с расспросами, советами, про свою жизнь рассказывать, даже не спрашивая интересно это другим или нет. Особенно нравится, когда ты внизу спишь , а какая-то тётка сверху решает, что имеет полное право сидеть на твоём месте и болтать с другой пассажирской. Сядь к ней или покупай места внизу.
    Я очень жду капсулы .

    Ответить
  13. Рената

    Добрый день. Очень много ездим на поездах и с маленьким ребёнком и без него. И поезда, почти всегда, заполнены. И статистика по опросу выдуманная. Никто в нашей стране, но не 60 процентом не будет голосовать за капсултные места. Ржд, и старые вагоны, наш любимый вид транспорта! Все очень удобно! В старой планировке умещается много багажа и он под присмотром. И столик есть, и можно общаться с новыми людьми — в этом особенный колорит поездки в поезде! Надо оставить все по-старому, мы живём не в Китае и не в Европе, а в России!!!

    Ответить
  14. Рената

    А те кто просит спасти от детей, пусть уезжают на запад и проживают свою жизнь в свое удовольствие и в комфорте. Или летят на самолёте. Сколько раз ездили с ребёнком никто слово не сказал, даже помогали с ребёнком и играли, отвлеклись от своих проблем. В стране пытаются поднять рождаемость, и продвигают идею дружелюбия. А не индивидуализма!

    Ответить
    1. Мимокрокодил

      Женщина, успокойтесь. Голосовать будут и многие. Поменьше эгоцентризма. Очень многие не хотят общаться ни с вами, ни тем более с вашими детьми. Вот совсем. А про «пусть уезжают на запад, если хочется комфорта» — Перевожу. Вы все должны страдать и развлекать женщин с детьми, вы обязаны. Тьфу.

      Ответить
    2. Светлана

      А чего это должны другие уезжать, а не вы со своими невоспитанным детьми?! Вот вы и уезжайте или летайте самолётами! С какого перепуга кто-то должен помогать развлекать ваших деток?! Яжемамка ввалилась! Воспитывайтн нормально и тогда никто не будет ничего говорить!

      Ответить
      1. Elena

        Абсолютно с вами согласна.

        Ответить
  15. Ната

    В капсуле точно не поеду, приступы клаустрофобии начнутся ещё на вокзале..
    Вот гендерные купе это круто! Я женщина, и Хочу ехать только с женщинами, но никогда не могу купить место в такое купе, в наличии только смешанные.
    Идеально было бы отдельный вагон женский, отдельный мужской, отдельный для курящих. Больше всего раздражают в поезде курящие, им -отдельный вагон.
    Если был бы такой выбор, то я бы спокойно в женском «некурящем» плацкарте (или купе) путешествовала.
    Вот с детьми непонятно, им не сделаешь отдельный вагон — «детский» 😂!

    Ответить
    1. Ник

      Курение уже давно запрещено в поездах. Разрешено только на перроне, если хватит времени на это.

      Ответить
  16. Анддела

    Купе с индивидуальным туалетом, бедные проводники, тут за двумя смотреть не успеваешь.

    Ответить
  17. Светлана

    Капсульный вагон хорош на одну ночку. Далее уже неудобен. Не представляю, как ехать в таком 2, 3, 4 или 5 суток, даже если едешь один. У нас такие расстояния, что никакой Китай, с его подобными капсулами, или та же Европа никак не сравнятся. На мой взгляд, самыми лучшими вариантами могли бы стать два варианта: 1. Вагон открытого типа — классический плацкарт, но без боковых мест. За счёт этого удлинить полки в отсеках, а вместо боковых полок сделать откидные столики и стульчики доя верхних пассажиров. 2. Двухъярусное купе. Места расположены изолировано по два внизу и вверху в шахматном порядке, у каждого (верхних и нижних) по своему окну. На верхние места ведёт лестница. Такой вариант разрабатывался украинской компанией. Почему бы не взять такую концепцию на заметку? На мой взгляд очень удачный вариант для купейных (да и плацкартных тоже) вагонов.

    Ответить
    1. Светлана

      Поддерживаю

      Ответить
    2. Елена

      Мне 56 лет, рост 182. Купе неудобно, маленькое. Боковушки так же. Плацкарт — годится. В наше время достаточно много молодых людей ростом в районе 2 метра и больше. В капсулах им будет понятна разница с невысокими людьми с востока.

      Ответить
  18. Алексей

    А что с кондиционером? Так же не будет работать во время стоянки? Тогда это жесть!!! Ох, и интровертов у нас в стране развелось. Просто ужас. Куда катимся …

    Ответить
  19. Наталья

    Прежде чем запускать в серию новые вагоны , Я бы самих дизайнеров и все начальство покатала месяц в этих вагонах. Тогда бы все погрешности стали понятны. Такое впечатление, что новые вагоны разрабатывают те люди, которые никогда не ездили и не будут ездить в них. А доступная стоимость некоторых вагонов просто умиляет. Хотели на майские праздники съездить с мужем в Воронеж к родне. Кроме СВ билетов не было. Стоимость на одного человек Москва-Воронеж от 44000 рублей. И это не предел, только стартовая цена. Я вот думаю, что должно делать РЖД для пассажира , который едет в СВ до Воронежа всего семь часов. Наверное скакать на одной ножке всю дорогу. Полки стали уже и меньше и в купе и плацкарте. Нормальному человеку необходимо поджимать ноги, т.к. они торчат в проходе. Никто не заботится о пассажирах. Впереди бегут деньги , дешевизна материалов и экономия на людях.

    Ответить
  20. Васятка

    Только 1 вопрос: а товарищ «Фанат 80-х» не хочет не храпеть в поездах. Имхо за 1й храп нужно будить битьём подушкой по лицу, а за 2й просто прижимать эту подушку к лицу и не отпускать минуты 3

    Ответить
    1. Светлана

      А ничего, что человек не может себя контролировать во сне?! Я лично беру для себя беруши и сплю спокойно! Может и ваш храп или что другое тоже раздражает других и что?! Вам подушку на рот не мешало бы!

      Ответить
      1. Elena

        Абсолютно с вами согласна.

        Ответить
    2. Наталья

      А вы себя в состоянии контролировать во сне?

      Ответить
  21. Светлана

    Как по мне,так лучше старые добрые купе и плацкарты.а посидеть,а поболтать с попутчиками(90 из 100-это не плохая компания,интересные соседи).?но и на такой тип вагонов найдутся желающие.теперь надо чтоб не навязывали,а был выбор типа вагона.

    Ответить
  22. Виталий

    Поскорее бы списали все вагоны доставшиеся в наследство от СССР. В одном купе пернешь, в этом амедорфе, слышат через 3 купе.

    Ответить
  23. Ольга

    Очень часто катаюсь в Крым, естественно на поезде. Цена на купе космос , 16 тыс согласитесь не мало за 30 часов . И часто соседи попадаются назойливые или неадекват, которые считают , что только им должно быть удобно! А все эти советские рассуждения типа нравится совместные бла бла и поедание курочки и тд, так это 5 % населения , народ устал, нервный и в поездке хочет чтоб его не трогали без надобности!! В летний период , орущие и невоспитанные дети это полный треш ! Поэтому капсульные вагоны это отличная идея, ждем с нетерпением! Мне 60 лет и я очень надеюсь , что в новых вагонах будет хоть какая то обособленность!

    Ответить
    1. Елена

      Мне 56 лет, но я в
      сказки пока не верю. Шторка (пусть даже пластиковая) на капсуле защитит Вас от криков детей? И Вам за 30 часов не придётся общаться с людьми?

      Ответить
  24. Капри

    Ни каких трат денег на дизайн тут не было и в помине, это Китайское решение по пассажироперевозкам, приблизительно 15 летней давности

    Ответить
  25. Александр

    Уже есть отработанный вариант туристический поезд Москва — Сортавала и он вполне себе.

    Ответить
  26. Ник

    Курение уже давно запрещено в поездах. Разрешено только на перроне, если хватит времени на это.

    Ответить
  27. Елена

    Храпуны — это больная тема. Один спит, все не спят. Давайте наоборот. Обычно будим таких, особенно если едем вдвоём, втроём. Ложись набок, гуляй по коридору, но нормальным спящим не мешай!

    Ответить
  28. Нина

    Что за сказки, что все хотят летать самолётами, а не ездить поездами? А вы билеты на ж/д давно брали? Ещё попробуй возьми. Я полечу самолётом, может, во Владивосток, но и поезд туда нужен, т.к. большинство проезжает только часть пути. Через нас есть поезд Белгород-Новосибирск, он проезжает через пол России, но попробуйте сядьте на него, ещё и ходит через день, как издевательство. Альтернатива обычным поездам в ЕЧР — не самолёт, а сидячая «Ласточка», причем не только до Москвы, но и между городами. Пример — «Ласточка» Белгород — Курск — Орёл — Тула — Москва. Но и ночные должны быть, и капсульные можно попробовать, но при сохранении традиционных вагонов (сама обычно езжу сидячкой или купе). Что же касается детей, то вопрос шума от них решается не капсулами, а «детскими» вагонами (при наличии достаточных мест, конечно).

    Ответить
  29. Лора

    А мне очень понравилась идея с капсульными отсеками!.. Молодцы!.. Наконец-то эти общие вагоны , сидячие можно будет забыть, как кошмарный сон!.. Спина отсыхает уже через пару часов езды, ноги затекают и не знаешь, куда их пристроить(. Лучше плохо лежать, чем хорошо сидеть!..

    Ответить
  30. Инна Барышникова

    Нужно вернуть большие окна в вагоны. Вся прелесть поезда в . Иначе перейдем на автобусы.

    Ответить
  31. Лариса

    Уверена, что будет спрос, главное, чтобы кондиционеры работали, а так мама с ребёнком для путешествий вариант очень крутой. Я двумя руками за!!!!!

    Ответить
  32. Elena

    Абсолютно с вами согласна.

    Ответить
  33. Elena

    Абсолютно с вами согласна. Недавно ехала с такой в плацкарте, на моё возмущение советовала МНЕ ехать в СВ…

    Ответить
  34. Галина

    Очень хочется комфорта,чистоты,эстетики и,что самое главное-адекватной цены на билет….
    Развивать туризм-это правильно и очень нужно…Но путешествовать очень дорого-страна большая и красивая,много хочется посмотреть 🙂

    Ответить
  35. ANDREY

    По мне — нормально, в дороге можно читать, заниматься на буке своими делами, каждый может настроить под себя вентиляцию не застудив соседа. Это нормально, может и будут ошибки какие-то, но я лично считаю что это нормально. Наверняка ностальгия по старым вагонам у тех, кто сидит дома.

    Ответить
  36. Алекс

    Все реформы в РФ только ради распила бюджета, не более!

    Ответить