Поезд для отшельников: в РЖД хотят привлечь пассажиров абсолютно новым типом вагонов

Блог

Еще немного – и можно будет ездить на поезде в гордом одиночестве, не боясь вирусов и шумных соседей. В начале января журнал «Железные дороги мира» опубликовал статью об абсолютно новом типе двухэтажных вагонов с одноместными купе. Выясняем, как родилась задумка и как ее планируют осуществить.

Поезд для отшельников: в РЖД хотят привлечь пассажиров абсолютно новым типом вагонов
Входной холл перспективного вагона

Зараза к заразе пристает

Оказывается, поездами путешествует все меньше граждан. Началась такая полоса невезения для ж/д еще в 2007 году. В РЖД подвели неутешительные итоги: за последние 15 – 20 лет пассажиров в поездах дальнего следования стало на 40 % меньше. А у авиационного транспорта за это время поток клиентов вырос в 3 с лишним раза, говорится в публикации «Железных дорог мира» за авторством В. М. Егоркина (канд. экон. наук, президент ассоциации «КЦЭПС») и О. Н. Назарова (канд. техн. наук, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД»).

В чем причина?

Выяснилось, что людей отпугивает зараза, считают авторы. Говоря интеллигентнее, угроза вирусных инфекций. Особенно добавила страхов пандемия коронавируса.

Представим в красках: плацкарт, один чихает, другой кашляет, а у младенца напротив – рвота. В купе – ненамного лучше. А, может быть, и хуже: в замкнутом пространстве концентрация бактерий возрастает.

Поезд для отшельников: в РЖД хотят привлечь пассажиров абсолютно новым типом вагонов

Кроме того, не всем нравится ехать в компании абсолютно чужих людей. Есть откровенные интроверты, для которых соседство с посторонними в поезде является сущим кошмаром. Есть и те, кто просто хочет побыть в одиночестве. Самолет в этом смысле – хорошая альтернатива: сел в кресло и через несколько часов свободен. Ни тебе необходимости вести застольные беседы, ни концентрации вирусов в особо крупных размерах.

Долой плацкарт, даешь мини-купе!

Социологическое исследование, проведенное РЖД осенью 2022 года, удивило: народ не заинтересован в локальных улучшениях, ему подавай полный пересмотр планировки как плацкартных, так и купейных вагонов поездов дальнего следования! На смену плацкартному вагону, по мнению опрошенных, должен прийти вагон с одноместными мини-купе (66 % опрошенных), а в новом купейном вагоне пассажир хотел бы получить качественно другой уровень комфорта — полноценное отдельное купе с широкой кроватью (75,9 % опрошенных) и с индивидуальной туалетной комнатой с душем (35 % опрошенных).

Егоркин и Назаров – рисуют нам картину близкого железнодорожного будущего: по заказу ОАО «РЖД» они спроектировали и описали вагоны с одноместными купе, которые могут прийти на смену плацкарту.

Две секции на трех тележках

Задача стояла сложная: придумать, как разместить пассажиров изолированно, при этом максимально сохранить полезный объем поезда и прежнюю стоимость поездки. То есть создать недорогой вагон с новым уровнем комфорта.  

Думали-думали и придумали двухэтажный сочлененный вагон, то есть две секции на трех тележках.

Поезд для отшельников: в РЖД хотят привлечь пассажиров абсолютно новым типом вагонов
Общий вид сочлененного двухсекционного вагона. Средняя тележка имеет увеличенную базу

Разработчики планируют, что такой вагон будет легче обычного на 30% – за счет алюминия, из которого будет сделан кузов. Мебель и перегородки – из сверхлегких полимерных материалов. А тележки сделают с пневмоподвешиванием: за счет этого уменьшится их масса. Кроме того, в вагон при изолированном размещении поместится гораздо меньше пассажиров – вот и дополнительное снижение веса. Легкий вагон – меньше расходов на тягу, меньше тележек – меньше расходов на техобслуживание, итог – дешевый в исполнении и в обслуживании состав.

Комфорт по-европейски

Как же будут размещаться пассажиры? Разработчики вагона будущего предлагают два варианта. Первый — в одноместном купе с креслом-кроватью. Такое кресло трансформируется в довольно широкое спальное место (1850х700 мм). Этот вариант – альтернатива плацкартному вагону. Вместимость такой секции — 36 мест.

Поезд для отшельников: в РЖД хотят привлечь пассажиров абсолютно новым типом вагонов
Интерьер одноместного купе с креслом-кроватью днем
Поезд для отшельников: в РЖД хотят привлечь пассажиров абсолютно новым типом вагонов
Кресло-кровать в разложенном виде размером 1850×700 мм

Второй вариант — в одно/двухместном купе с индивидуальной туалетной комнатой. Подходит для тех, кому важен высокий уровень комфорта, и для семейных пассажиров. Это аналог люкса и служит для замены традиционных купе и СВ. Вместимость секции при одноместном размещении составляет 20 мест, при двухместном — 40 мест.

Поезд для отшельников: в РЖД хотят привлечь пассажиров абсолютно новым типом вагонов
Интерьер одно/двухместного купе. Откидная полка используется при двухместном размещении. Размер полки — 1950×800 мм

Оба варианта в 3D моделировании выглядят очень современно, по-европейски. При этом авторы обещают высокое качество по старой цене. То есть пассажиры плацкартного вагона приобретут билет в одноместное купе по цене плацкарта. Поездка в вагоне с одно/двухместными купе (актуально в случае поездки вдвоем или втроем с маленьким ребенком) обойдется на 20% дороже. А для любителей СВ стоимость поездки сократится почти вдвое: они получат примерно такой же СВ, только намного дешевле.

Антиковидный вагон

Этот вагон, будь он построен в ковидные времена, имел бы грандиозный успех. По всей видимости, его и начали проектировать в тот период, да только немного запоздали. И все же страх перед эпидемиями прочно засел в людях, а значит, «антиинфекционные» вагоны будут востребованы. Недаром все чаще пассажиры пользуются опцией «выкупить купе целиком», даже если едут в одиночку или вдвоем. А недавно шум в сети подняла пассажирка, которая требовала высадить из поезда своих заболевших попутчиков: они заразили ее ОРВИ и испортили отпуск. Она потребовала от руководства РЖД вернуть «ковидный» регламент, по которому из поезда могли высадить пассажиров с признаками коронавируса.

Разработчики уверены: одноместные купе – наиболее действенное решение проблемы, «благодаря чему, – пишут они, – железная дорога может стать единственным по-настоящему ковидобезопасным видом транспорта в дальнем следовании и тем самым получит преимущества в конкурентной борьбе на рынке перевозок».

Для борьбы с вирусами в новом вагоне предполагается: обеззараживание воздуха, специальные антимикробные фильтры в системе вентиляции, облицовочные и обивочные материалы «в антимикробном исполнении», санитайзеры в каждом помещении и – в случае необходимости – видеокамеры, чтобы мониторить социальное дистанцирование в вагоне.

А еще перспективный вагон рассчитан на «малолюдные технологии обслуживания пассажиров». Это значит – на две секции один проводник, никакого чая в стаканах с подстаканниками, полное самообслуживание пассажиров в зоне с кофемашинами и торговыми автоматами с холодными напитками и бутербродами. Все это – ради сокращения расходов на поездную бригаду. Проводнику останется только следить за безопасностью проезда и проводить посадку/высадку пассажиров.

Поезд для отшельников: в РЖД хотят привлечь пассажиров абсолютно новым типом вагонов
Зона с кофемашинами и торговыми автоматами

Правда, с посадкой могут возникнуть большие проблемы: представим несчастного проводника-одиночку, «брошенного» на две секции вагона, каждая вместимостью до 40 мест. Физически проконтролировать документы у такого количества пассажиров невозможно, не сорвав график отправления. «Для проверки документов при посадке в вагон может привлекаться вокзальная бригада», – успокаивают разработчики.

Что ж, практика покажет. Дело за малым – утвердить и произвести. И тогда, глядишь, очередную эпидемию мы встретим с гордо поднятой головой и в полном одиночестве. Зато под стук колес.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий