Битва за полотно: заменит ли Ликсутов Белозерова на посту главы РЖД

Блог

Главу Департамента транспорта Москвы, вице-мэра Максима Ликсутова прочат в главы РЖД. Слухи о том, что он заменит на посту Олега Белозерова, ходят уж много дней, их распространяют анонимные телеграм-каналы. Попробуем выяснить, много ли оснований для назначения московского чиновника начальником российских железных дорог.

Слухами Телеграм полнится

После инаугурации президента немало фигур на шахматной доске правительства поменялось. Вот и под Олегом Белозеровым, нынешним главой ОАО «РЖД», похоже, зашаталось кресло.

Первый слух о его возможной замене пустил телеграм-канал ВЧК-ОГПУ. Он пишет, что в настоящее время элитарная группа Искандера Махмудова — Андрея Бокарева предпринимает все усилия, чтобы назначить своего ставленника и действующего заместителя мэра Москвы по транспортной инфраструктуре Максима Ликсутова на должность главы ОАО «РЖД» вместо Олега Белозерова.

Миллиардеры Искандер Махмудов и Андрей Бокарев наладили партнерство в начале 2000-х, когда начали объединять разрозненные машиностроительные предприятия. В 2002 году они создали «Трансмашхолдинг» (ТМХ), который ныне является крупнейшим в России производителем подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта. В него входят десять предприятий, включая «Метровагонмаш», Тверской вагоностроительный завод, Коломенский завод по производству локомотивов и другие.

Тогда же олигархи познакомились и с Максимом Ликсутовым, имеющим эстонские корни: тот в начале 2000-х работал в порту Мууга (Эстония) на предприятии «Кузбассразрезуголь», принадлежавшем также Махмудову и Бокареву). Создав ТМХ, они взяли Ликсутова в долю: тот купил 8% акций компании, писали «Деловые Ведомости».

Позже, когда Ликсутов занял пост главы Дептранса Москвы, их союз дал неплохие для участников всходы. В 2015 году Forbes признал Махмудова и Бокарева «королями госзаказа»: они выигрывали крупнейшие контракты практически без наличия конкурентов. Заказчики у ТМХ солидные — РЖД, Минпром, метрополитены (в том числе московский). Кроме того, структуры Махмудова и Бокарева являются совладельцами Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) – компании-перевозчика в Подмосковье.

В общем, налицо очень эффективный симбиоз.

Слух о возможном назначении Ликсутова – не новый. Он ходил еще до формирования правительства. ТГ-канал «Brief» со ссылкой на анонимный источник сообщал, что глава Дептранса Москвы «рассматривается на место главы РЖД» и что «документы на назначение Ликсутова проходят согласования».

Впрочем, у профильных телеграм-каналов на этот счет есть скепсис. «Похоже, Максим Станиславович сам разжигает интерес к собственной персоне, чтобы о нём не забыли при раздаче портфелей. А то засиделся чиновник в мэрии — московское королевство-то для него маловато», — иронизирует тг-канал издания VGudok.

Вдобавок сам глава РЖД Белозеров намекнул, что никуда не уходит. Он дал понять, что остается на своем посту как минимум на ближайшее время: такие заявления топ-менеджер делает в кулуарных разговорах. ТГ-канал «Кремль батюшка» утверждает, что Ликсутову не удалось переиграть Белозерова в аппаратной борьбе:

«Белозеров в кулуарах конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде неоднократно дал понять — и журналистам, и представителям власти — что он остается на своем месте. Несмотря на любые амбиции «каких угодно людей». Канал пишет, что в этой фразе мог содержаться намек на Ликсутова. «Так ли это — вопрос открытый, — пишет канал. — Но факт остается фактом. Белозерова давно и заслуженно считают представителем клана олигархов Ротенбергов. Получается, у них теперь аппаратная победа».

Именно братья Ротенберги, по версии газеты «Ведомости», в 2015 году способствовали назначению Олега Белозерова на пост главы компании. Через него они хотели зайти в железнодорожный бизнес, который сулил несколько высокодоходных масштабных проектов – например, модернизацию БАМ, или строительство ВСМ (на тот момент речь шла о трассе Москва – Казань). И зашли весьма успешно: группа компаний «1520», созданная Ротенбергами в 2014 году, стала крупнейшим подрядчиком РЖД, через которого братья оказывают непосредственное влияние на ОАО «РЖД».

Схватки за кулисами РЖД

Но о победе говорить рано. Слухи об отставке Белозерова подогреваются сообщениями о возможных задержаниях высокопоставленных сотрудников РЖД. Речь в первую очередь о Георгии Геворкяне, главе Дирекции железнодорожных вокзалов, о возможном аресте которого сообщил ТГ-канал «ВЧК ОГПУ».

Канал пишет, что силовики схватили топ-менеджера в рабочем кабинете при получении части «отката» из рук подчиненного ему сотрудника-земляка, который был посредником и сотрудничал со следствием. Следствие предполагает, что в рамках инвестиционной программы по реконструкции железнодорожных вокзалов исполнители работ должны были возвратить 30% от общей суммы контракта за то, что они без конкурса получали подряды.

«Только по взятке, за которую взяли высокопоставленного менеджера, сумма «отката» может составлять более 25 миллионов рублей. А общий чек аппетитов короля вокзалов только в 2024 году может оцениваться в сумму более 2 миллиардов рублей», — пишет «ВЧК ОГПУ».

Задержание такого высокопоставленного сотрудника (который к тому же является заместителем главы РЖД) могло бы ударить по Белозерову.

Впрочем «Новые Известия» задержание опровергли. Правда, статью с сайта издания почему-то удалили. Но по странному недосмотру она осталась в Дзене. Автор пишет, что ТГ-каналы, заявив о задержании Геворкяна, «явно поторопились и не стали разбираться в вопросе». Что же произошло в РЖД, по версии «Новых Известий»?

Силовики действительно приходили в офис РЖД, пишет газета, но не за Геворкяном, а за его заместителем Давидом Нониашвили, начальником службы технической политики Дирекции железнодорожных вокзалов. Нониашвили подозревают в получении взятки в 17 млн рублей от ООО «Бросок» за «беспрепятственное подписание актов приема-сдачи и за ускорение оплаты». Геворкяна действительно допрашивали, но как начальника подозреваемого, уверяет издание.

Оно пишет, что Геворкян – эффективный управленец: с его приходом на всех крупных вокзалах страны прошли ремонт и модернизация, появились новые вокзалы, обновили платформы. С вокзалов ушла нестационарная торговля, а привокзальные парковки, как и туалеты, вернули Дирекции железнодорожных вокзалов. «Новые Известия» полагают, что уход Геворкяна выгоден тем, кому он перешел дорогу, вернув околовокзальный теневой бизнес в правовое поле.

«Как мы видим, практически все «лишние руки», «черные схемы», «мафиозные компании» исчезли с дороги чуть меньше, чем за 5 лет, — пишет издание. — Получается, что тех, кто остался недоволен такими трансформациями, осталось много, и многие бы хотели найти нового начальника, с которым было бы проще договориться».

Но это только версия. Тот же «ВЧК ОГПУ» отмечает, что Геворкяна действительно не стали задерживать, а задержали его зама Давида Нониашвили, но только потому, что за «короля вокзалов» вступились влиятельные силы. В реальности, утверждает канал, в ведомстве стоит «огромный переполох» и «подчищаются документы».

Где правда – непонятно. Официально ни РЖД, ни силовые ведомства ничего не комментируют.

Официально глава РЖД на хорошем счету. У Олега Белозерова внешне хорошие отношения с президентом России Владимиром Путиным. Недавно его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени – «за большой вклад в реконструкцию, развитие и в связи с 50-летием начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», цитирует текст указа «Российская газета».

Кроме того, президент России и президент ОАО «РЖД» регулярно встречаются. При этом Путин всегда подчеркивает, что не сомневается в эффективности РЖД. Недавняя встреча президента с Олегом Белозёровым завершилась именно так. Рассказав о работе компании, Белозеров заверил президента: «Российские железные дороги» все показатели и поставленные Вами задачи выполнят». «Не сомневаюсь», — ответил Путин.

Король московских дорог

Тем временем 48-летний Максим Ликсутов вот уже 13 лет реализует свой потенциал на ниве московского транспорта. Мэр Москвы Сергей Собянин заметил его в 2009 году, когда Ликсутов запустил в Москве «Аэроэкспресс», будучи генеральным директором одноименного ООО.

Весной 2011 года он был назначен советником мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. А уже в декабре он стал главой Департамента транспортного развития столицы и вице-мэром по вопросам транспорта.

У вице-мэра Москвы Ликсутова хороший пиар. Телеграм-канал Дептранса постоянно делает шефа главным ньюсмейкером, даже если тот связан с новостью опосредованно. Практически любая новость сопровождается упоминанием Ликсутова и (или) цитатами из его речей.

Вот, например, новость об итогах конкурса «Московские мастера»: в столице выбрали лучшего дежурного по станции московского метро. «Как сообщил Максим Ликсутов, в отборочном этапе приняли участие около 160 дежурных, а в финал конкурса прошли 10 из них», — пишет ТГ-канал Дептранса.

Объявление о том, что по Москве можно прокатиться на ретротрамвае, также комментирует вице-мэр.

«Московский трамвай — это один из комфортных и эффективных видов наземного транспорта, и по поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы продолжаем его развивать. Для всех, кто интересуется историей города, мы также проводим экскурсии. 14 июня состоится летняя прогулка на «Татре Т2» — легендарном столичном трамвае», — сообщил Максим Ликсутов.

Он же сообщает о виртуальной карте «Тройка», которую можно выпустить в приложении «Метро Москвы». «Максим Ликсутов отметил, что виртуальная «Тройка» работает в метро, на МЦК, МЦД, регулярном речном и наземном транспорте, — пишет ТГ-канал Дептранса. — Теперь необязательно носить с собой пластиковую карту — снова можно платить за проезд смартфоном на турникете».

Ликсутов комментирует и новость об увеличении числа эскалаторов в московском метро, и сообщение о том, сколько билетов проверили контролеры с начала года на московском транспорте, и о том, сколько транспортных династий трудится в Мосгортрансе. В общем, Ликсутов – везде.

Но, что бы о нем ни говорили, надо признать: при Максиме Станиславовиче московский транспорт действительно расцвел. Открылись Московское центральное кольцо (МЦК), четыре Московских центральных диаметра (МЦД), Большая кольцевая линия метро (БКЛ), почти полностью обновился парк трамваев и автобусов, остановки общественного транспорта стали удобными и информативными. Максим Ликсутов действительно человек «от транспорта».

Не чужд он и железной дороге. Но с ней Ликсутов связан опосредованно, и именно это обстоятельство ставят ему на вид, обвиняя в совмещении чиновничьей работы и ведении личного бизнеса.

Минное поле для вице-мэра

Трудно забыть тот факт, что в 2013 году в рейтинге Forbes «200 богатейших людей России» Ликсутов занял 157 место с состоянием 650 млн долларов. Правда, он утверждает, что, став чиновником, продал свои активы. Но хорошо известно, на кого можно переписать бизнес, чтобы продолжать быть его фактическим владельцем.

Бывшая жена чиновника – Татьяна Ликсутова – является совладелицей компаний «Тверской экспресс» (ей принадлежат поезда «Мегаполис» и «Ночной экспресс») и «Аэроэкспресс», частью которых когда-то владел ее муж. Компания Татьяны (еще недавно самой богатой женщины Эстонии) зарегистрирована в Эстонии и называется «TOR Property»: она владеет указанными активами не напрямую, а через цепочку фирм, пишут «Деловые ведомости».

Активы этих компаний Ликсутова делит с упомянутыми выше владельцами «Трансмашхолдинга» Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым. Вместе с ними Ликсутова владеет как минимум еще одной компанией – «Астек», занимающейся складским бизнесом в России, пишут «ДВ».

Было бы наивно думать, что, став чиновником, Ликсутов перестал общаться с закулисными игроками транспортного бизнеса. И тут возникает щекотливая ситуация: «Трансмашхолдинг» Махмудова и Бокарева – главный конкурент «Уральских локомотивов», которым поручено разрабатывать поезд для ВСМ Москва – Петербург. Если допустить мысль о назначении Ликсутова главой РЖД, сразу возникает конфликт интересов, разрешить который будет непросто: наверняка клан Махмудова-Бокарева будет пытаться лоббировать собственные интересы через «своего» назначенца.

Есть для Ликсутова и еще одно «минное поле» в РЖД, которое он может не перейти, — это его отношения с начальником Дирекции тяги, вице-президентом компании Дмитрием Пеговым, который считается одним из самых эффективных менеджеров железных дорог.

Они не сложились еще в ту пору, когда Пегов был начальником моторвагонного депо «Санкт-Петербург – Московское» и предпочитал закупать электрички у небольшого Торжокского вагоностроительного завода, а не у традиционного производителя электропоездов – Демиховского вагоностроительного завода, входящего в «Трансмашхолдинг», что вызывало неудовольствие Ликсутова, писало издание «Slon».

Вторым поводом для раздора стали перевозки в олимпийском Сочи. Планировалось, что гостей Олимпиады будет перевозить на своих электропоездах компания «Аэроэкспресс» (напомним, одним из ее основателей был Максим Ликсутов). Но менее чем за год до проведения Олимпиады «Аэроэкспресс» потребовал от РЖД большую сумму для компенсации возможных убытков. Однако Пегов убедил главу РЖД Владимира Якунина, что сможет справиться с перевозками сам, без помощи «Аэроэкспресса», писало издание Republic (Минюст считает его иностранным агентом).

Налицо конфликт многочисленных интересов, в свете которых назначение Максима Ликсутова на пост главы РЖД выглядит слишком сложным маневром с непредсказуемым исходом для всех участников игры. Как сложится на деле, видимо, увидим в ближайшее время.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Людмила

    Ликсутова пускать никуда нельзя!!! Что он сделал с общественным транспортом в Москве, трудно предположить! Дороги перекроил, ездить невозможно! Троллейбусов нет, раньше они ездили с минимальным интервалом, заменили на жуткие электробусы, которые при движении дергает так, что можно переломать ноги, интервалы стали мин. 15 минут, а так по30-40 мин. У нас от метро «Текстильщики» доехать невозможно, битком набитые . А дорожное планирование, хуже не придумаешь, да ещё внедрил «сетку»на дорогах. От нее отказались во всем мире дорожного движения. От него хорошего не ЖДИТЕ!

    Ответить