Большинство россиян считает, что монополия на железнодорожные перевозки в России принадлежит Федеральной пассажирской компании (ФПК) – «дочке» РЖД. Но это не так. В стране работают несколько частных железнодорожных пассажирских компаний, о которых мало кто знает, если не сталкивается с ними напрямую. Компании ООО «Тверской экспресс» принадлежат поезда «Мегаполис» и «Ночной экспресс», которые ежедневно курсируют между Петербургом и Москвой.
![«Тверской экспресс»: частный перевозчик между Петербургом и Москвой, который конкурирует с РЖД](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2023/12/20230724_001949-1024x768.jpg)
Красавчик «Мегаполис»: взлеты и падения
В прошлом году компании исполнилось 20 лет. Она была основана в 2003 году как независимый железнодорожный перевозчик, а одним из ее учредителей стал Тверской вагоностроительный завод – лидер по производству пассажирских вагонов в России. Отсюда и название – «Тверской экспресс».
По данным на 2023 год, учредителями ООО «Тверской экспресс» являются также экс-супруга вице-мэра Москвы Максима Ликсутова – Татьяна и компания ООО «Астек», которой через цепочку других организаций владеет эстонская фирма «Тор Проперти» (ее СМИ связывают непосредственно с именем Ликсутова, одного из основателей «Трансмашхолдинга»).
На сайте компании заявлен ее девиз – «Отличайся лучшим!» Воплощать его в жизнь начали с фирменного скорого поезда «Мегаполис», соединившего Москву и Санкт-Петербург. Первый рейс он совершил 3 октября 2006 года. С тех пор вот уже 17 лет поезд №19/20 «Мегаполис» курсирует между двумя столицами ежедневно. Из Москвы он отправляется с Ленинградского вокзала в 00:20, в Санкт-Петербург прибывает на Московский вокзал в 8.59.
![«Тверской экспресс»: частный перевозчик между Петербургом и Москвой, который конкурирует с РЖД](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2023/04/img_3355-1024x683.jpg)
Дальше было несколько не самых удачных проектов. В октябре 2007 года «Тверской экспресс» запустил поезд «Мегаполис» №31/32 по маршруту Москва – Казань, а в начале января 2008 года – поезд «Мегаполис» и №7/8 по маршруту Москва – Самара. Однако поезда были отменены почти сразу из-за незаполняемости рейсов.
Летом – жара, зимой – холод
Сегодня «Мегаполис», соединяющий две столицы, – это красочный дизайнерский поезд в сине-оранжевой гамме. Она присутствует и в интерьере вагонов.
«Мегаполис» – один из немногих поездов, где сохранились занавески, покрывала, чехлы на подушках и местное радио. Здесь купейные вагоны и СВ отличаются по классам обслуживания. Каждому пассажиру выдаются постельное белье, бутылка воды, освежающая салфетка и тапочки. В купейных вагонах класса 2Ф пассажирам предоставляется ланч-набор, в 2Э – горячие завтраки, в 2Т – горячее питание, холодные закуски и напитки на выбор по меню вагона-ресторана на общую сумму одна тысяча рублей.
![«Тверской экспресс»: частный перевозчик между Петербургом и Москвой, который конкурирует с РЖД](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2023/04/20220822_083525-1024x768.jpg)
Стоимость проезда в купе начинается от двух тысяч рублей, в СВ – от 5500 тысяч рублей.
Рейтинг поезда на сайте tutu.ru составляет 9,1 балла из 10. Особенно высоко пассажиры оценивают работу проводников (9,7 баллов) и оставляют о них много положительных комментариев. Однако есть и жалобы: «Поезд, и вагон, и купе – исключительно чистые, функциональные и приятные. Горячий завтрак, кофе, хорошая посуда. Внимательная проводница. Но узкие полки и жара убили общее впечатление, бессонная ночь», – пишет о своей поездке в СВ Анастасия Надельманн на сайте туту.ру (дата поездки 11 января 2024). Александр Мухаммедов, дата поездки 02 января 2024, сообщает: «На улице -27 градусов. В вагоне № 4 +15! В туалете на полу лед…»
От себя, правда, добавим, что ширина полок во всех вагонах – стандартная, а проблемы с температурой также могут быть в любых поездах.
«Ночной экспресс»: «Даже жаль, что быстро приехали»
В июле 2023 года компания запустила новый необычный поезд под интригующим названием «Ночной экспресс». Дизайн экстраординарный: вагоны черного цвета с золотыми изображениями зодиакальных созвездий и полумесяцев.
![«Тверской экспресс»: частный перевозчик между Петербургом и Москвой, который конкурирует с РЖД](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2023/08/20230725_071519-1024x768.jpg)
Поезд похож на экспресс в Хогвардс, отметила в своем отзыве одна из пассажирок на сайте irecommend.ru. Осенью в РЖД специально окрасили два электровоза в специальную ливрею для работы с «Ночным экспрессом». Внутренне убранство вагонов, напротив, выдержано в белой пастельной гамме.
![«Тверской экспресс»: частный перевозчик между Петербургом и Москвой, который конкурирует с РЖД](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2023/12/0r7a6827-1024x683.jpg)
Состав также связывает Москву и Петербург. С Ленинградского вокзала он отправляется в 22:20, на Московский прибывает в 06:41. Время в пути составляет 8 часов 21 минуту, на 20 минут быстрее, чем «Мегаполис».
«Ночной экспресс» отправился в первые рейсы 23 июля 2023 года.
В рейтинге tutu.ru поезд имеет 9,8 балла из 10, на сайте много лестных отзывов. «Новый, шикарный, очень удобный! Даже жаль, что быстро приехали», – пишет пользователь Anna Naberhuis (дата поездки 3 ноября 2023).
Но далеко не все в восторге от «звездного» экспресса: «В купе было жарко и душно, хоть нам и обещали кондиционер, но он или не работал, или стоял на высокой температуре, – пишет на сайте irecommend.ru OlgaHally. – Отдельного кондея в купе не было. Мы просто молча тряслись на своих полках в этой бане, считая часы до прибытия. В Москву приехали не спавшие и полностью разбитые!».
Понятно, что всем не угодишь, да и поломки случаются даже у самых люксовых перевозчиков. Однако приятно удивляет уже то, что в стране, где государство стремится к монополизации, позволено работать маленьким частным перевозчикам. Пусть это капля в море, но она очень важна.
Ужасный поезд «Мегаполис «. Больше никогда на нём не поеду! Особенно поразили плечики, на которые нельзя повесить брюки. И ещё множество мелочей, которые напрочь отбили желание пользоваться услугами этого перевозчика.
я раньше всегда ездила Мегаполисом. нравилось ещё, что подушки и одеяла синтепоновые. но последние 5 лет уже не езжу.
Ехал с Питера до Москвы в январе в ,,Ночном экспрессе,,шикарный вагон купе все работало. В вагоне было не жарко и не холодно.
Какой частный перевозчик? У него свои пути, свой обслуживающий персонал, он сам все регулирует? Он просто владелец вагонов.
Так ночной экспресс же фпк? Не просто так же он стоит именно в северо-западном филиале ао «фпк», где нет ни гранд сервисов, ни мегаполиса
Зато с Челябинска в Новый Уренгой — самые убитые вагоны ходят, котырые на ходу разваливаются, за странные, страшные, холодные, без кондиционера и розеток нормальных на всех нету, телефон на зарядке стоит и не заряжается, а только поддерживается, что бы не разрядился.
Кондиционеры толком не работают, вытяжка не работает, в конце вагонов вообще дышать нечем.
В туалете нет горячей воды. Унотаз сядишь и пипиской зафиваешь утитаз (Стенки), кто такой унитаз придумал, себе бы дома поставил.
Постельное — матрац сползает с место вечно (могли бы ткань использовать, что бы матрац не ползал)
Лежачие места — спальные 1,80см, на вторых ярусах ещё меньше за цепочек, которые поддерживают верхние полки — хорошо спать 2х метровым и тем кто ещё больше ростом — вообщем места для велипутов или кто придумывал был ростом 160см.
Всё для людей!!!
Нет инжинеров и дезайнеров, архитекторов, изобретатилей — одни купленные дипломы!!!
Почему только между Москвой и Санкт-Петербургом? А на более далёкие расстояния, например, Владивосток Адлер?
А когда можно будет, с комфортом, проехать от Абакана до Москвы? А не только от Москвы до Адлера и до С Петербурга.
А вы когда-нибудь ехали в поезде с города Тында до Комсомольска на Амуре зимой. Если нет, то вы понятия не имеете, что такое дискомфорт. Как писал пассажир выше,, Холодно ему было при+15,, Проехал бы 800 км, При -6, понял бы что такое комфорт
Ночной экспресс — великолепный поезд. Прекрасный сервис. Просто чудо.
Мегаполис не понравился.