Поезд №103/104 Москва – Адлер: от «Московии» до двухэтажного поезда из экспериментальных вагонов

Поезда

Скорый фирменный поезд Москва – Адлер №103/104 – один из самых быстрых поездов южного направления. Он составлен из двухэтажных вагонов – в том числе, нового модельного ряда – и доезжает от Москвы до Адлера за сутки.

Расписание и состав

Поезд Москва-Адлер № 103/104 – весьма быстрый: расстояние от Москвы до Адлера в 1759 км он преодолевает за 23 часа 34 минуты (самый быстрый поезд на маршруте – №101/102 Москва – Адлер – быстрее всего на 20 минут).

Состав – двухэтажный, состоит из купейных вагонов и вагонов СВ. В состав поезда также включен вагон-бистро, а также одноэтажный вагон-автомобилевоз.

Часть составов сформирована из новейших двухэтажных вагонов модельного ряда «2020». Такие вагоны оборудованы душем, имеют более тихий ход и увеличенный габарит, благодаря чем на верхней полке второго этажа у пассажиров больше места.

Поезд №103/104 Москва – Адлер: от «Московии» до двухэтажного поезда из экспериментальных вагонов
Двухэтажный вагон нового модельного ряда. Фото: Алексей Уланов
Поезд №103/104 Москва – Адлер: от «Московии» до двухэтажного поезда из экспериментальных вагонов
Душ в двухэтажном вагоне нового модельного ряда

К сожалению, на этапе покупки билетов определить, какой будет вагон, невозможно.

Маршрут проходит через Рязань, Мичуринск, Грязи, Придачу, Россошь, Ростов-на-Дону, Краснодар, Горячий Ключ, Туапсе, Лазаревскую и Сочи.

Поезд № 103/104 отправляется ежедневно с Казанского вокзала Москвы в 10:50, прибывает в Адлер на следующий день в 10:24. В обратный путь поезд уходит из Адлера в 18:54, прибывает на Казанский вокзал Москвы в 18:25.

Поезд № 103/104 курсирует в общем обороте с фирменным поездом №23/24 сообщением Москва – Казань.

Обслуживает оба поезда Северо-Кавказский филиал ФПК.

История поезда

Поезд № 103/104 запустили в 1999 году. Через два года – в 2001 году – его сделали самым быстрым поездом на маршруте Москва – Адлер: поезд затрачивал на путь всего 28,5 часов. В том же году ему дали статус «фирменного» и назвали «Московия».

Поезд №103/104 Москва – Адлер: от «Московии» до двухэтажного поезда из экспериментальных вагонов
Фото: Sancho85 / wikimedia

В таком виде и с такой скоростью поезд ходил 5 лет. А потом оплошал. В конце 2006 года у него забрали статус фирменного. В сети можно найти распоряжение ОАО «РЖД» от 30 ноября 2006 года об отмене статуса «фирменный»: в нем написано, что проверки выявили вагоны, не аттестованные на категорию «фирменный», «с неисправностями внутреннего и электрического оборудования, с нарушениями нормативов обслуживания пассажирских вагонов поездными бригадами».

В частности, упомянуто «неудовлетворительное положение по санитарно-техническому содержанию поезда». Документ предписывает устранить выявленные недостатки, а виновных привлечь к дисциплинарной ответственности.

Скорее всего, «фирменности» поезд лишился из-за запущенного состояния туалетов и плохого обслуживания вагонов.

Статус «фирменного» поезду вернули в 2009 году, когда вагоны поезда стали заменять на более новые. Старые вагоны разошлись по другим составам дальнего следования, а часть их прошла капитальный ремонт. С 1 ноября 2013 года состав стал двухэтажным, а название «Московия» было упразднено.

Мнение пассажиров

Поезд № 103/104 стал первым двухэтажным поездом на южном направлении. «За 10 лет он проехал 27 млн км и перевез около 5 млн пассажиров», – замечала в прошлом году отраслевая газета «Гудок».

Самое главное достоинство поезда, которое отмечают пассажиры, – его скорость.

«Всего одни сутки из Москвы – и ты на море! – восторженно пишет пользователь Хемуль-216 на сайте Irecommend.ru. – Такая скорость достигается благодаря тому, что поезд следует практически без остановок, а где есть остановки – стоянка минимальна».

Действительно, обычный скорый поезд по этому маршруту едет на 12-14 часов дольше.

На сайте Туту.ру поезд № 103/104 Адлер – Москва имеет рейтинг 8,9 из 10 возможных. Больше половины пассажиров отмечают приятных проводников, чистоту и быстроту поезда.

«Первый раз ехала на двухэтажном поезде. На втором этаже на нижней полке, – делится Ирина Р. 9 февраля 2024 г. из 13-го вагона. – Мне понравилось, что не слышно стука колес и даже на станциях не слышно никаких звуков. Все чисто и удобно. Отзывчивый и вежливый персонал. В вагоне чистота. И самое главное, что время в пути прошло очень быстро. Самый быстрый поезд дальнего следования».

«Мне очень понравился поезд, – пишет Светлана П. из 11 вагона. – Чисто, вежливый персонал. Поездка одно удовольствие».

Некоторые пишут о том, что годами пользуются этим поездом и менять его на другой не собираются.

Но много и негативных откликов. Что очень расстраивает пассажиров, так это теснота второго этажа:

«Ехать на второй полке настоящий АД! – восклицает Ольга В. из 9 вагона. – Места мало, потолок прямо перед носом. Забраться на полку можно только ползком, сесть невозможно, выбраться можно тоже только ползком. Я вымучилась просто, пока доехала! Больше никогда не поеду!»

«Мой рост 164, – рассказывает Анна Ю. из 2-го вагона. – На втором этаже на верхней полке нужны чудеса гибкости – слишком низко. Вообще отсутствуют верхние багажные места. Нижние – минимальны».

«В новых вагонах, конечно, все есть, кроме места! Его теперь там вообще нет! – негодует Екатерина П. из 1 вагона. – На верхнюю полку залезаешь как акробат. Лучше бы уменьшили на одно купе каждый вагон и сделали нормальное пространство в вагоне, чтоб не биться и головой, и всеми остальными частями тела обо всё что вокруг наворочено и обновлено».

А пассажиры, купившие билет в СВ, с удивлением обнаружили, что им продали обычное купе по цене СВ.

«Это не СВ, а купе, проданное как СВ на двоих, – замечает Владимир из 6 вагона. –  Обслуживание да, как в СВ».

Валерию К. также продали билеты в 6-й вагон как в СВ. Впечатления остались не самые радужные:

«Купе СВ на самом деле 4-местное, – пишет он. –  Сидеть на открытой постели неудобно – ноги не достают до пола… Во время выхода из купе, когда я оставался без попутчика, дверь нельзя было запереть, и у меня пропали карта москвича и банковские карты, а также небольшая сумма денег. Ранее я ездил в поездах, когда каждому пассажиру давали карту для открывания двери. Эта на самом деле необходимо».

Стоимость билетов

РЖД запустили поезда с двухэтажными вагонами в 2013 году не только для увеличения пассажиропотока, но и для замены такими вагонами плацкарта. По первости перевозчик обещал сопоставимые цены. Но по факту это не так.

Стоимость проезда в купе начинается от 9 тысяч рублей, в СВ – от 30 тысяч рублей.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Безобразные вагоны

    Плохо спроектированные вагоны!
    Полки узкие, полки обитые голубым СОВСЕМ не нужны! Крючки и была полка сетка и достаточно!
    Сидеть пробовали? Выгибаешься как можешь или сиди не прислонившись к стенке.
    Дурь вагонов несусветная!

    Ответить
  2. Александр

    Весной ехал этим поездом. Вагоны новые, быстро. Вопросов много. 1. Действительно, в купе было 4 человека, нас двое и по одному. У нас были верхняя и нижняя и место под вещи было, а вот соседям не хватило, ставили под нашу полку. 2. Вешалки под одежду, тем более в холодное время. Мы смогли на крючки повесить куртки, соседи- нет, места между полкой и стеной мало. Хорошо есть перекладина за надголовником. 3. При собранной нижней полке сидеть неудобно совсем, узкие очень, можно сказать сидеть только по стойке смирно. 4. Действительно, на верхнюю полку только ползком, сидеть там не получится, девушка, которая ехала на верхней полке билась головой. 5. Второй этаж, верхняя полка- ужас, как в гробу. 6. Три туалета хорошо, но проблема была постоянно, даже ночью. Обратно ехали этим же поездом, но на втором этаже. Сравнивая можно сказать, что первый этаж более комфортный. Шумоизоляция хорошая, скрипы и стуки не донимают, где-то далеко. На 1 этаже слегка был слышен топот. Второй этаж — верхняя полка это что-то, окно не доходит до второй полки, в коридоре смотреть в окно только детям хорошо, т.к. окна низкие. Очень сильно мотает на втором этаже, на первом ничего подобного нет. Ну может кого-то это укачивает. По комфорту общему: кроме времени движения поезда и удобного графика, купе очень проигрывает купе обычного вагона по всем показателям.

    Ответить
  3. Феня

    Да, изначально реально было купить билет за 3 тыщи на этот поезд. Теперь таких цен нет никогда . самый дешевый чуть дешевле самолёта…. Рублей на 500…. В сезон от 6,500 и до бесконечности…..
    Да вообще с ценами какой-то парадокс. Из Ярославля до Сочи поезд едет 36 часов и плацкарт стоит 5000 грубо говоря. Поезд из Ярославля в Питер фирмач едет 13 часов и плацкарт стоит как и купе 4000.., где логика??? Кто что курит в РЖД??

    Ответить
  4. Ольга

    Нам поезд этот нравится, купе очень подходит для путешествий с детьми, они любят на верхней полке лежать. Купе и в правду раньше закрывалось на карту, было удобно сходить в вагон бистро, в прошлом году карту не давали, но проводник закрывал купе по нашей просьбе на ключ и мы не волновались о вещах. Бистро только размораживают готовую еду и сервируют, не готовят, она вполне съедобная, но очень медленное обслуживание, так как многие вагоны едут с оплаченным питанием и пока их не обслужат, до вашего заказа может пройти час, в дороге время летит незаметно, можно посмотреть кино на портале РЖД, вообще сам вагон красивый, там приятно находится, особенно в одиночных креслах, которые крутятся. Ассортимент не большой мы уже всё меню за 3 года испробовали, они не изменено и вкусно кроме борща он прям неудачный, дети в восторге от пиццы.

    Ответить