Самый быстрый поезд в Сочи №101/102: как премиум-поезд превратился в двухэтажку

Поезда

Скорый поезд Адлер – Москва №101/102 – один из самых комфортабельных поездов южного направления. У него большая и интересная история. Рассказываем, какие трансформации претерпел поезд, хорошо ли на нем ездить сегодня и что думают о нем пассажиры.

Самый быстрый поезд в Сочи №101/102: как премиум-поезд превратился в двухэтажку

Расписание и состав поезда

Поезд № 101/102 обслуживается Северо-Кавказским филиалом Федеральной пассажирской компании. В его составе – двухэтажные купейные вагоны и СВ, а также одноэтажные вагоны люкс. Двухэтажным поезд стал с декабря 2023 года.

Весь маршрут поезд проходит чуть более, чем за 23 часа.

Это более чем комфортно, учитывая, что большинство «южных» поездов добираются от Москвы до черноморского побережья около полутора суток, а некоторые дополнительные и вовсе идут два дня! Все-таки расстояние между Москвой и Адлером немалое – 1761 км.

Чтобы поезд ехал быстро, ему выделяют электровоз ЭП20, который может работать и с переменным, и с постоянным током. Поэтому не требуется замена локомотива на станциях.

Самый быстрый поезд в Сочи №101/102: как премиум-поезд превратился в двухэтажку

Поезд отправляется с Казанского вокзала Москвы и на него же прибывает. Маршрут проходит через Рязань, Мичуринск, Грязи, Придачу, Россошь, Ростов-на-Дону, Туапсе, Лазаревскую и Сочи. Поезда проезжает также через Краснодар, но в нем не останавливается.

Поезд №101/102 отправляется ежедневно из Москвы в 14:40, прибывает в Адлер в 13:54. В обратный путь состав отправляется из Адлера в 20:59 и прибывает на Казанский вокзал Москвы в 20:15.

История поезда

Советские пассажиры помнят этот поезд под именем «Рица». Такое название было дано ему накануне очередного курортного сезона, 25 мая 1964 года, как и категория «фирменный».

На южном направлении этот поезд выделялся особым красным цветом вагонов с желтой полосой и накладными буквами «Рица». Он был настолько популярен среди курортников, что на него невозможно было купить билеты.

Поезд «Рица» можно увидеть в фильмах «Последние дни Помпеи» (1972) и «Будьте моим мужем» (1981): в них его успели снять в первоначальном дизайне.  

Самый быстрый поезд в Сочи №101/102: как премиум-поезд превратился в двухэтажку
Кадр из фильма «Будьте моим мужем»

Начиная с 80-х годов, подобно моднице, «Рица» стала часто менять «наряды». В 1982 году вагоны из красных стали обыкновенными зелеными. Зачем понадобилось «убивать» фирменный окрас поезда, осталось непонятным.

В 1986 году поезд переименовали в «Сочи» и добавили синюю полосу во внешний дизайн вагонов. А в 2000 году поезд полностью «переодели»: он получил новые вагоны – синие с белой полосой. Через семь лет произошло очередное обновление: в 2007 году поезд обзавелся новыми вагонами производства Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ).

В 2007 году поезд №101/102 получил гран-при на Всероссийском конкурсе фирменных поездов. Жюри из руководства РЖД оценивало оформление вагонов, уровень обслуживания, набор услуг для пассажиров. А кроме того, в вагонах-ресторанах устроили конкурсный обед для пассажиров.

1 июня 2009 года у поезда забрали имя «Сочи», присвоили номер 101/102 и звание поезда «премиум-класса».

В 2016-м в его состав включили новейшие комфортабельные вагоны риц (RIC) совместного производства ТВЗ и немецкой компании Siemens. Федеральная пассажирская компания собиралась использовать их в международных поездах, но из-за санкций 200 вагонов, закупленных впрок, пришлось определять в составы, курсирующие по России.

Самый быстрый поезд в Сочи №101/102: как премиум-поезд превратился в двухэтажку

Иногда вагоны риц ломались. В них мог выйти из строя высоковольтный преобразователь, и тогда до конца поездки можно было попрощаться с отоплением, розетками и туалетами. Вентиляция, спасибо немцам, в таких вагонах никогда не отключается и работает в аварийном режиме, даже когда нет тока.

Впрочем, такие казусы случались с вагонами поезда Москва – Адлер редко. В основном он радовал.

В 2020 году имя «Сочи» было присвоено туристическому поезду Туапсе – Гагра, который не имеет никакого отношения к поезду №101/102. Ему же была возвращена историческая ливрея поезда.

Самый быстрый поезд в Сочи №101/102: как премиум-поезд превратился в двухэтажку

Двухэтажные вагоны

В декабре 2023 года поезд № 101/102 неожиданно сделали двухэтажным. Любимый состав в таком исполнении стал для многих неприятным сюрпризом.

«Самый лучший поезд заменили на двухэтажную консервную банку, – с горечью констатировал автор дзен-канала «С камерой по России» в своей статье «Не стало лучшего поезда Москва – Сочи». – РЖД в погоне за прибылью делает все, чтобы было менее комфортным передвижение на поездах. В купе этих двухэтажных поездов, особенно на верхних полках и особенно на верхних полках второго этажа просто невозможно комфортно передвигаться, но зато больше пассажиров может ехать в вагоне». При этом цену, по словам автора, почему-то не снижают, а с каждым годом делают все выше и выше.

Самый быстрый поезд в Сочи №101/102: как премиум-поезд превратился в двухэтажку
Пример двухэтажного вагона
Самый быстрый поезд в Сочи №101/102: как премиум-поезд превратился в двухэтажку
Купе двухэтажного вагона изнутри

Мотивы РЖД можно понять: в пик курортного сезона важно удобным графиком перевозить как можно больше пассажиров. Из этих же соображений с декабря 2023 года сделали двухэтажным и поезд №43/44 Москва – Имеретинский курорт. Но можно понять и тех, кто недолюбливает двухэтажные вагоны: купе здесь меньше обычного, нет верхней багажной полки, а на верхней полке второго этажа невозможно даже разогнуться в положении сидя. Увы, иного уже не будет. Если позволяют средства, берите билет в одноэтажный вагон-люкс: как ни странно, его сохранили в составе поезда №101/102.

Мнение пассажиров

В рейтинге на сайте Туту.ру поезд №101/102 имеет 7,8 баллов. Странно для поезда премиум-класса, рейтинг мог бы быть и повыше. Но его портят не всегда чистые туалеты и температура в купе. В зимнее время больше всего жалоб от пассажиров именно на жару.

«Ехали зимой. Печку врубали так, что невыносимо было спать. прикоснувшись к батарее можно обжечься, – негодует Анастасия из 3-го купейного вагона, ехавшая в поезде 8 января 2024 года. – В купе было, как в сауне, приходилось спать с открытой дверью, чтобы не задохнуться. На просьбу убавить отопление, говорили, что тогда станет холодно в купе на первых этажах. Зато в туалетах долго не было горячей воды и невыносимо холодно в самом помещении».

«Очень душно в купе, дышать невозможно», – подтверждает Владимир из 13-го купейного вагона.

Ирина Н. из 9-го купейного вагона жалуется на отсутствие вентиляции в купе и грязные санузлы: «Было очень жарко и вагон не вентилировался, кто-то даже открыл форточку в проходе, хотя температура за окном была минусовая. К концу поездки туалет был грязный, мыло было в наличии только в одном из трех туалетов».

Иногда из-за большого количества пассажиров в вагоне-ресторане не хватает мест, а обслуживание становится медленным:

«На такое количество людей не хватает мест в вагоне быстрого питания. Все очень долго, – замечает Екатерина Б. из 11-го купейного вагона. – Персонал нерасторопный. Очень не понравилось».

И все же прежняя аура у поезда осталась. И дело тут не столько в вагонах, сколько в персонале, который в основном остался прежним. Пассажиры, для кого поезд стал уже «родным», это знают и ценят.

«Спасибо Вам огромное за такой прекрасный сервис, – пишет Любовь Ш. из 13-го купейного вагона 12 января 2024 года. – Проводницы бесподобные, везде чистота. Прекрасный, вкусный обед. Мы с мужем просто в восторге! Начальник поезда приходила дважды, спрашивая, нужно ли что-нибудь. Всё очень достойно. Будем всегда вспоминать с благодарностью».

«Все на ура! Начальника поезда за последние лет 5-6 уже знаем в лицо, и он нас узнаёт, – восторгается Корина З. из 13-го вагона. – Все на отлично и всегда только лучшие впечатления от поездки. В Сочи только на этом поезде ездим!»

Стоимость билетов

Понятно, что за «фирменность» приходится доплачивать. Из-за динамической системы ценообразования разброс цен на поезд очень большой. Для путешествий в сезон стоит ориентироваться на цену в 7-10 тысяч рублей за нижнюю полку в купе и 25-30 тысяч рублей за билет в СВ. Билеты стоят дешевле, если ехать в середине недели и покупать их заранее. Люксы стоят около 80 тысяч рублей.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий