Почему на вагонах написано РЖД, а перевозчик – ФПК? Что такое Федеральная пассажирская компания и какие к ней претензии

Блог

На железнодорожных дорогах России работает несколько перевозчиков. Наибольший объем перевозок приходится на Федеральную пассажирскую компанию – дочернее предприятие ОАО РЖД. Если на сером вагоне красными буквами написано РЖД, то это точно поезд ФПК.

Почему на вагонах написано РЖД, а перевозчик – ФПК? Что такое Федеральная пассажирская компания и какие к ней претензии
Вагон Федеральной пассажирской компании в поезде Калининград – Санкт-Петербург

Что это за компания ФПК

Федеральная пассажирская компания (ФПК) – дочерняя компания ОАО «РЖД».

Проще перечислить, какие поезда не принадлежат ФПК. Это:

  • «Сапсаны»;
  • Часть «Ласточек»;
  • Поезда в Крым;
  • Поезда в Якутию;
  • Поезда на Сахалине.

Поезда «Гранд Экспресс», «Мегаполис», вагоны беспересадочного сообщения Москва – Рускеала, а также некоторые туристические поезда, включая «Рускеальский экспресс».

Все остальное – это ФПК. Помимо сотен обычных поездов компания обслуживает некоторые «Ласточки», фирменные поезда (например, «Красная стрела», «Экспресс» и т.д.), почти все двухэтажные поезда (кроме крымских), скоростной «Невский экспресс». У компании есть 10 филиалов в разных регионах России.

Почему на вагонах написано РЖД, а перевозчик – ФПК? Что такое Федеральная пассажирская компания и какие к ней претензии
Вагон поезда «Красная стрела» перевозчика ФПК

Когда и зачем была создана компания

ФПК была создана 3 декабря 2009 года на базе имущества Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «РЖД». Теперь в эту дату компания отмечает День пассажира.

Датой начала хозяйственной деятельности считается 1 апреля 2010 года. 20 ноября 2014 года изменилась государственная регистрации наименования: вместо открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК»), компания стала именоваться акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»).

Отличия от РЖД

ФПК – это «дочерняя» компания РЖД. Структуры РЖД и ФПК очень близки. Достаточно лишь сказать, что заместителем генерального директора РЖД по вопросам пассажирского комплекса является Дмитрий Пегов, который при этом возглавляет совет директоров ФПК. Таким образом, очевидно, что за политику в области перевозок ФПК и РЖД отвечают совместно, однако непосредственно работой с вагонами, пассажирами и т.д. занимается именно ФПК.

Именно из-за такой тесной интеграции на ФПКшных вагонах написано РЖД. Стандартный вагон ФПК имеет серый окрас с красным логотипом в виде стилизованной надписи РЖД, которую злопыхатели называют ПИД из-за схожести с латинскими буквами PID.

Почему на вагонах написано РЖД, а перевозчик – ФПК? Что такое Федеральная пассажирская компания и какие к ней претензии
Двухэтажный вагон ФПК

Для пассажиров важно понимать, что часть поездов РЖД обслуживают напрямую через собственную дирекцию по организации скоростного сообщения (ДОСС РЖД). Это поезда «Сапсан», часть маршрутов электропоездов «Ласточка», а также ряд туристических маршрутов – в частности, «Рускеальский экспресс» и «Уральский экспресс».

Как правило, качество обслуживания в поездах, которыми занимается РЖД напрямую, выше. Однако ФПК также демонстрирует высокий уровень обслуживания в некоторых фирменных поездах. Но не во всех.

Обе компании участвуют в программе «РЖД Бонус» на равных условиях. При этом льготные тарифы и акции у этих перевозчиков могут различаться.

«Три капитана у штурвала»

За время существования у компании сменилось три генеральных директора.

С 2010 года главой ФПК был Михаил Акулов. Он работал в команде тогдашнего главы РЖД Владимира Якунина. При Акулове было отменено много региональных поездов дальнего следования и вагонов беспересадочного сообщения, а почти все поезда, в том числе фирменные, стали серыми – была внедрена т.н. корпоративная окраска.

Почему на вагонах написано РЖД, а перевозчик – ФПК? Что такое Федеральная пассажирская компания и какие к ней претензии
Михаил Акулов, глава ФПК в 2010 – 2016 годы

Особого развития не было. В 2016 году, через год после отставки Якунина, совет директоров принял решение уволить Акулова, еще какое-то время он продолжил работу в должности вице-президента РЖД. По словам главы РЖД Олега Белозерова, «такое решение было принято для того, чтобы усилить управление пассажирским комплексом холдинга РЖД». В феврале 2023 года Михаила Акулова арестовали по подозрению в мошенничестве.

В 2016 году на пост гендиректора ФПК был назначен Петр Иванов. Его назначение совпало с приходом в команду Белозерова Дмитрия Пегова (2017 год). При нем ФПК получила импульс развития. Все больше стали запускать двухэтажные поезда, компания активно обновляла вагонный парк, находились нестандартные решения – типа запуска «Ласточек» в качестве поездов дальнего следования. При Иванове стали появляться туристические поезда, началась работа по разработке новой концепции плацкартных вагонов, в малонаселенные города начали возвращать поезда, значительно повысился уровень обслуживания пассажиров.

Почему на вагонах написано РЖД, а перевозчик – ФПК? Что такое Федеральная пассажирская компания и какие к ней претензии
Петр Иванов с пассажирами в плацкартном вагоне. Фото: instagram.com/petrivanov

Иванова есть за что критиковать: в поездах оставалась нерешенной проблема вентиляции в вагонах, ФПК стала злоупотреблять «Ласточками», запуская их на маршруты, где сложно высидеть дольше 5-6 часов. Тем не менее, это был скорее положительный пример руководителя. В 2020 году он занял пост генерального директора «Скоростных магистралей», но скоро ушел оттуда в Федеральную антимонопольную службу на должность замглавы.

Его место в ФПК занял Владимир Пястолов, бывший глава Северо-Кавказской железной дороги.

Имеющиеся претензии на 2023 год

Поезда Северо-Кавказского филиала ФПК всегда отличались более низким качеством обслуживания (сравните средние оценки таких поездов на сайте tutu.ru с оценками поездов других филиалов). Пястолов, в отличие от Иванова, почти не появляется в СМИ, не выступает публично и не ведет блоги. Показательно, что в бытности Иванова директором, в каждом вагоне размещался стикер с призывом написать отзыв о поездке на личный электронный адрес Иванова (ivanovpv@fpc.ru). С приходом Пястолова адрес заменили на обезличенное (director@fpc.ru).

Почему на вагонах написано РЖД, а перевозчик – ФПК? Что такое Федеральная пассажирская компания и какие к ней претензии
Владимир Пястолов, глава ФПК с 2000 года

Уже через год с небольшим после его назначения появились слухи о скорой отставке, однако ее не случилось. Возможно, это было связано с потрясениями и вызовами, с которым столкнулась компания из-за начала пандемии COVID-19, а затем и с событиями февраля 2022 года.

Сейчас ФПК трудно назвать компанией, которая предоставляет услуги высокого качества. Цены на билеты растут – пусть это и не всегда «вина» перевозчика, а часто решение государственных органов. Но при этом качество услуг не становится лучше. Например, фирменные поезда остались таковыми чисто номинально. Из многих убрали вагоны-рестораны, питание и часто пассажирам не выдают даже санитарно-гигиенические наборы или тапочки. А белье теперь застилают только на верхних полках.

Единственный новый тип вагонов, который был презентован после прихода Пястолова, – это двухэтажные вагоны «2020» увеличенного габарита, а также вагон-бистро. А единственное по-настоящему крупное изменение в обслуживании пассажиров – появление той самой концепции вагона-бистро, когда еду готовят не в самом вагоне, а на фабриках питания, а в вагонах только разогревают.

Флагманские поезда также никто особо не развивает. В «Красной стреле» вагоны последний раз обновлялись в 2006 году, хотя по положению о фирменных поездах вагоны в таких поездах не могут быть старше 15 лет.

За шесть лет парк вагонов ФПК сократился на пять тысяч штук! По состоянию на 31 декабря 2021 года у ФПК было 15835 вагонов, а в 2016 году – 21 тысяча вагонов. При этом вагоны все еще старые. Средний возраст вагонов составил примерно 17 лет, износ – около 54%.

Кажется, что по состоянию на 2023 год, ФПК демонстрирует стабильный застой. Да, перевозки растут (а как же им не расти, если самолеты не летают на юг), но в остальном – никаких прорывов.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Андрей

    Вагоны вообще не обновляют. И старые толком не ремонтируют. Везде дочерние ремонтные компании. Лето ждём с ужасом кондиционеры работают через раз. Усложняют всё. Двух этажки делают, очень тяжело там ездить. А работают так же. 1на вагона.

    Ответить
  2. Вадим

    «Железнодорожные железные дороги….». Кто пишет, что пишет? Я про самые поездатые поезда в молодости слышал, а сейчас новые перлы появляются.

    Ответить
  3. Леонид Бондаренко

    Та же ситуация везде и у меня на родине. Корупция. В Укрзализныце в Харькове и области. Сейчас в Москве живу. С 2014

    Ответить
  4. Евгений

    Фпк дно полное ! Особенно депо москва-киевская ! Во главн стоит лицо нетрадиционной ориентаций Тонких Р.А. , главный нарядчик тоже тот еще фрукт , людей закатывают, из рейса ути домой только через больничный , часы воруют , зарплату кроят . И все ФПК такое . Только думают как карман набить , раньше проводник был хозяин вагона а теперь торгаш и халдей . План по чайной не сдал — выговор , открытки по 200 рублей не толкнул — выговор , за все платит проводник .

    Ответить
  5. Vlabislav Volosik

    РЖД выгодно имет всякие конторы, по типу «рога и копыта», это же классика жанра))))

    Ответить
  6. Алла

    Добрый день, ответьте ,пожалуйста . Мы с мужем пенсионеры -инвалиды 2 группы ,купили билеты в санаторий Ростов-на-Дону-Лазаревская на 15.09.23 . никакой скидки нам , при заказе билетов онлайн не предоставили. Объясните,пожалуйста , технику получения этой скидки. Мы и путевки в санаторий и проезд оплачиваем сами и никаких скидок никогда никто не предлагал.Спасибо , жду ответ

    Ответить
    1. Кирилл Балберов автор

      Здравствуйте. Этот вопрос лучше задать в РЖД. Насколько мы знаем, скидка положена инвалидом первой группы на основании сведений Федерального реестра инвалидов.

      Ответить