ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок

Блог
Как менялся парк вагонов ФПК и какие вагоны у перевозчика сегодня

Парк вагонов Федеральной пассажирской компании (ФПК) за шесть лет уменьшился примерно на пять тысяч единиц – следует из данных годового отчета перевозчика, опубликованного на сайте компании. При этом в 2021 году значительно снизились темпы закупки нового подвижного состава.

ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок
Производство новых вагонов на Тверском вагоностроительном заводе

В середине июня 2022 года Федеральная пассажирская компания – «дочка» РЖД, занимающаяся пассажирскими перевозками, – традиционно опубликовала отчет по итогам 2021 года.

По состоянию на 31 декабря 2021 года у ФПК было 15835 вагонов. Для сравнения: в конце 2020 года компания владела 16,5 тысячами вагонами, а в 2016 году – 21 тысячей вагонов. Таким образом за год парк вагонов сократился на 750 экземпляров, а за шесть лет – на пять тысяч.

При этом в 2021 году заметно снизились темпы закупки: за год парк пополнился всего 293 новыми вагонами. Для сравнения: в 2020 году было получено 648 новых вагонов, в 2019 – 572, в 2018 – 724, в 2017 – 425.

ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок
Таблица из отчета ФПК, стр.60

UPD. После публикации с нами связались представители «Трансмашхолдинга». Они утверждают, что в 2021 году поставили ФПК 436 вагонов, а не 293. В ФПК подтвердили, что действительно получили 436 вагонов, но не успели их зарегистрировать..

«В вагонах просто так нельзя возить пассажиров. Вагоны надо поставить на учет. И присвоить им номера. Чем занимаются уважаемые государственные организации. Процесс постановки на учет занимает порядка двух месяцев. В связи с чем невозможно учесть все прибывшие в парк вагоны одномоментно», – сообщила пресс-секретарь ФПК Анастасия Селина.

ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок
Производство новых вагонов в Твери

В 2021 году средний возраст вагонов составил примерно 17 лет, износ – около 54%. При этом купейные вагоны продолжают оставаться более возрастными, чем плацкартные. Средний возраст купейных вагонов – 18,4 года, плацкартных – 15,3 года.

Когда мы возмущаемся, что в поездах стало мало вагонов СВ, нужно иметь в виду, что у ФПК всего 470 таких вагонов. Их даже меньше, чем вагонов-ресторанов (662). Для сравнения: в 2016 году у ФПК было 878 вагонов СВ. То есть СВ стало в два раза меньше. Вот поэтому их нет даже в таком очевидном поезде, как «Россия» Москва – Владивосток.

ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок
Интерьер нового вагона СВ в туристическом поезде «Серебряный маршрут»

В отчете ФПК сказано, что на 31 декабря 2021 года в парке компании находилось 7013 купейных вагонов, в число которых входят и двухэтажные.

У компании 683 двухэтажки, однако это количество включает двухэтажные сидячие вагоны и двухэтажные СВ. Думаю, у ФПК около 630-650 купейных двухэтажных вагонов. Еще чуть-чуть – и окажется, что каждый десятый купейный вагон – двухэтажный.

Из этого числа двухэтажных вагонов – 66 нового модельного ряда «2020». Их хватило пока лишь на то, чтобы сформировать всего один регулярный ежедневный поезд – №137/138 Москва-Оренбург, а также один из составов поезда №103/104 Москва-Адлер (в общем обороте с поездом №23/24 Москва-Казань). И то при эксплуатации чуть не уронили один такой вагон.

ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок
Купе нового двухэтажного вагона модельного ряда «2020». Фото: Алексей Уланов

В общее количество купейных вагонов ФПК почему-то не включает вагоны габарита риц. У ФПК 266 вагонов риц, из которых 200 производства Siemens и ТВЗ начала 2010-х годов. Думаю, что 66 старых вагонов где-то ржавеют на базах запаса и еще не списаны. В эксплуатации они не встречаются.

ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок
Купе нового вагона габарита РИЦ

Плацкартных вагонов у ФПК 5549. Какие именно это вагоны, неизвестно. Но известно, что в 2020-2021 году перевозчик получил всего 67 нашумевших плацкартных вагонов со шторками (а разговоров-то было!).

ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок
Плацкарт РЖД со шторками

В ФПК также говорят, что у них в парке уже 600 вагонов «2019». Это двухвагонные сцепы с душем в каждом вагоне. Сколько из этих 600 вагонов купейных, а сколько плацкартных – не сообщается.

ФПК теряет вагоны. Что происходит с парком вагонов для пассажирских перевозок
Двухвагонные сцепы в составе поезда №9/10 Псков – Москва

При этом кондиционерами оборудовано более 88% вагонов, экологически чистыми туалетами – более 79%.

Очевидно, что ФПК сильно отстала от запланированных темпов закупки вагонов. В начале 2019 года перевозчик решением совета директоров установил календарный план закупки вагонов, согласно которому к концу 2021 года ФПК должна была купить около тысячи вагонов «2019» и порядка 250 вагонов «2020». Более того в следующем году должен был начаться выпуск новых вагонов «2023».

Сейчас можно списать провал закупок на санкции. Другое дело, что производитель не выдержал график поставки (или ФПК – график покупки?) задолго до 24 февраля. В итоге в поездах даже по популярным направлениям мы все чаще видим вагоны без кондиционеров.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Ксения

    293 новых вагона в 2021 году — цифра неверная. Автор материала ошибся.
    В годовом отчете ФПК значится цифра 436 вагонов с разбивкой по приобретенным! вагонам (именно приобретенным) с цифрами.

    Ответить
    1. Кирилл Балберов автор

      Я добавил в текст скриншот таблицы из отчета в подтверждение того, что автор не ошибся.

      Ответить