«Все разроют, здания снесут, а ничего не построят». Долгострой – самый плохой сценарий для ВСМ

Блог

В этот раз, кажется, за строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали сообщением Петербург – Москва взялись серьезнее, чем когда-либо. Стройку многократно обсуждали с участием Владимира Путина, в том числе накануне выборов. Но самое худшее, что могут сделать – это превратить ее в долгострой. Объясняем, почему.

Сапсан ВСМ
Поезда «Сапсан»

Построить ВСМ – дело непростое. Нужно и пути правильно проложить, и десятки искусственных сооружений построить, и новые станции возвести, в том числе в центре Петербурга и Москвы. А затем еще и поезд разработать – такой, чтобы он ехал со скоростью 300 км/ч.

Пока именно с поездом, кажется, – самое узкое место. После ухода из России «западных партнеров» машиностроительная отрасль заметно затормозилась.

«Финист», который сделали на заводе «Уральские локомотивы» «Ласточке» на замену, работает так себе. Новая «Иволга 4.0», которую импортозаместили сильнее предыдущих, до сих пор не вышла на работу с пассажирами, хотя московская мэрия анонсировала начало поездов в конце 2023 – начале 2024 года. Электровозы ЭП20 – единственный современные электровозы, которые могут ехать со скорость 200 км/ч и работать как под постоянным, так и под переменным током, производить перестали.

«Все разроют, здания снесут, а ничего не построят». Долгострой – самый плохой сценарий для ВСМ
Электровоз ЭП20

В мире совсем немного стран, которые могут строить высокоскоростные поезда. Главные из них – Франция, Германия, Испания и Италия в Европе, Китай и Япония – в Азии. Многие из них работают в связке. Например, итальянцы строят свои поезда вместе с японцами и французами.

Если Россия пополнит список этих стран – честь ей и хвала. Но проблема в том, что дорога к строительству высокоскоростных поездов у всех этих стран заняла десятилетия. Нашу ВСМ обещают построить за четыре года – к 2028-му. Где взять поезд, если нет даже никаких наработок в эту сторону – неясно. Можно, впрочем, купить готовый. Но об этом речь не идет. Да и кто продаст в нынешних условиях? Китай?

Вторая проблема – инфраструктура. Путь, наверное, построить мы можем. По крайней мере, железную дорогу для «Сапсана» под скорость 250 км/ч – продолжили. Пусть и на небольшом участке. А где 250, там и 300!

РЖД Интернейшнл неплохо строит. В частности, в Сербии.

Но железная дорога – проект, требующий больших пространств. В буквальном смысле слова. Для трассы, вокзалов и инфраструктуры нужна земля, которая в Москве, Подмосковье, Тверской, Новгородской, Ленинградской областях и Петербурге, как не трудно догадаться, уже довольно плотно поделена. Учитывая то, как в России относятся к частной собственности, – совсем без уважения – не трудно предугадать, что земли часто будут просто изыматься и оспорить это вряд ли получится. Жители Тверской области, которые не хотят расставаться со своими домами и дачами, уже протестуют.

В Москве и Петербурге для строительства ВСМ наверняка что-нибудь снесут. В том числе историческое. Причем, возможно, возьмутся за снос с особым рвением и сразу. Мы знаем, что это проще всего.

Собянин рассказывает, что именно Москва – единственный регион, где строительство для ВСМ уже идет. Строят мост через канал имени Москвы, прокладывают новые пути. Но вокзала еще нет. Появится на Рижской, но пока нет даже проекта.

Несмотря на обилие новостей о ВСМ за последние месяцы, сайт ВСМ как будто застыл в прошлом. За 2024 год – всего две новости. Последняя из них – перепечатка сообщения ТАСС о том, что глава РЖД Олег Белозеров сообщил о готовности проектно-изыскательских работ по строительству по строительству ВСМ «более, чем на 60%».

То есть полного понимания, как именно пойдет трасса, пока нет. Но в Москве ее уже строят.

Самое худшее, что может быть – это если все разроют, здания снесут, а в итоге ничего не построят. Такое, напомним, уже было в 90-е, когда в Петербурге на Лиговском проспекте вырыли котлован, на месте которого должен был появиться вокзал ВСМ по тому, еще старому проекту. В итоге ВСМ строить не стали, а на месте котлована построили торговый центр «Галерея».

Не хотелось бы заполучить еще торговых центров вместо исторических построек в Москве и Петербурге. О том, что в РЖД умеют легко сносить здания с историей мы знаем. Так в конце 2023 года РЖД снесли историческое здание на Ходынской улице, 10А, строение 2. Здание было построено в конце XIX века, в нем размещались архив Московской железной дороги и транспортная прокуратура.

«Все разроют, здания снесут, а ничего не построят». Долгострой – самый плохой сценарий для ВСМ

До этого при реконструкции Рижского вокзала снесли здание поста централизации, который был построен в 1900–1901 годах и оставался последним уцелевшим сооружением подобного типа на всей Московско-Виндавской железной дороге.

«Все разроют, здания снесут, а ничего не построят». Долгострой – самый плохой сценарий для ВСМ

Долгострои плохи еще и тем, что когда объекты инфраструктуры строятся долго, они успевают устареть. На ум приходит новый терминал аэропорта Берлина. Его строили пятнадцать лет вместо первоначально запланированных пяти. И когда достроили, то оказалось, что пассажиропоток вырос в несколько раз и терминал нужен больше.

Не буду скрывать: мне тоже очень хочется ВСМ. Но еще больше хочется, чтобы ее строительство не затянулось на десятилетия. Ведь в этом случае жертвой строительства могут пасть не только наши надежды, но и люди, и земли, и здания.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий