Два года назад против России начали вводить экономические санкции. Они ударили в том числе по производству рельсового подвижного состава. Какие-то ограничения удалось обойти – но далеко не все. Есть типы поездов, трамваев и локомотивов, которые попросту перестали производить.
Двухсистемный электровоз ЭП20
Электровоз ЭП20 сыграл важную роль для железных дорог России. Во-первых, это единственный электровоз, который может возить поезда на участках, электрифицированных как переменным, так и постоянным током. А, во-вторых, это единственный электровоз, производившийся в России, который может разгоняться до 200 км/ч.
Электровоз производился Новочеркасским электровозостроительным заводом совместно с французской машиностроительной компанией Alstom. После введения санкций компания ушла из России, а производство ЭП20 прекратилось.
Более того, часть поездов, которые ходили с ЭП20, теперь курсируют с другими электровозами. Последний ЭП20 был произведен в конце 2021 года.
В будущем запланировано создание российского аналога ЭП20 – электровоза ЭП40.
Рельсовый автобус РА3 «Орлан»
Рельсовые автобусы РА3 «Орлан» перестали производить в 2022 году. Неофициально сообщалось, что возникли проблемы с импортозамещением двигателей. Заменить их не на что.
В 2024 году РЖД пообещали закупить десять вагонов для РА3. Судя по всему, речь идет о дополнительных промежуточных вагонах для поездов, которые были выпущены в двухвагонном исполнении.
Благодаря «Орланам» появилось много пригородных маршрутов там, где поезда локомотивной тяги не запускались из-за нерентабельности.
«Финист» вместо «Ласточки»
«Ласточки» выпускались на заводе «Уральские локомотивы» по лицензии Siemens. После введения санкций и ухода Siemens из России производство остановили. Последняя «Ласточка» ЭС1П была произведена в апреле 2023 года.
«Уральский локомотивы» утверждают, что смогли довольно быстро импортозаместить «Ласточки» и вместо них уже летом 2023 года выпустили первый поезда ЭС104, который со временем получил название «Финист».
Однако оценить работоспособность «Финиста» пока не получается. Сообщалось, что перевозчики столкнулись с трудностями при их эксплуатации, и пока неясно, устранены ли они.
Трамваи ВКМ «МиНиН», которым не хватает редукторов
Трамваи «МиНиН» для Нижнего Новгорода производится, но его поставки существенно отстают от графика, а проблемы признают даже городские власти.
По данным мэрии, сказывается нехватка шестерен редукторов, но не из-за того, что их не могут произвести в России, а потому что все заводы, которые могут выпускать высокоточное изделие, работают на оборонку.
Пока в город поступило только 14 вагонов из общего заказа в 170 машин. Качество поставляемой техники вызывало нарекания, но белорусский производитель указывал, что часть неисправностей была вызвана ненормативным состоянием рельсового полотна, писал Rollingstock.
Трамваи производит белорусский BKM Holding, в том числе на российской площадке в Нижегородской области.
Двухэтажные вагоны нового модельного ряда «2020»
Двухэтажные вагоны модельного ряда «2020» существенно отличаются от предыдущих. Главные нововведения – тележка с «мягкой» пневмоподвеской, увеличенный габарит (пассажиры верхних полок вторых этажей не бьются головой о потолок) и много электроники – в том числе беспроводные зарядки.
Формально объявления о снятии вагонов с производства не сообщалось, но в ФПК/РЖД в последний год не сообщали о получении таких вагонов и об их включении в составы поездов дальнего следования. Новые двухэтажные поезда формируются из новых двухэтажных вагонов, но прежнего модельного ряда.
По данным на конец 2022 года, в вагонном парке ФПК находилось всего 115 вагонов модельного ряда «2020». Из вагонов «2020» составлены все составы поезда №31/32 Москва – Орск, а также несколько составов поездов №103/104 Москва – Адлер и №23/24 Москва – Казань (два последних находятся в общем обороте) и один турпоезд.
При этом в РЖД очень любят эти вагоны. Их изображения активно публикуются в рекламных буклетах, а сами вагоны выставляются на выставках – в частности, на выставке «Россия» на ВДНХ.