60 лет назад из Петрозаводска в Ленинград отправился первый поезд-экспресс. Удивительно, но он шел со скоростью современной «Ласточки».
Из Карелии с ветерком
21 апреля 1964 г. из Петрозаводска в Ленинград в первый рейс вышел поезд-экспресс №47, напомнил Национальный архив республики Карелия.
Расстояние в 300 км он преодолевал за 5 часов 20 минут.
Официально скоростной поезд получил название «Карелия». Но в народе его с легкой руки журналистов окрестили «Карельская стрела».
Название пошло от тепловоза ТЭП10, который был выделен для обслуживания экспресса и назывался «Стрела». Его конструкционная скорость составляла 140 км/ч.
Поезд уходил из Петрозаводска в 06:36, приходил в Ленинград в 11:59. Обратно из северной столицы он отправлялся в 18:30 и прибывал в Петрозаводск в 23:59. На маршруте было только три остановки – в Погре (Подпорожье), Лодейном Поле и Волховстрое.
Таким образом, «Карельская стрела» фактически была точным прообразом современной «Ласточки», только появилась на 50 лет раньше, пишет издание Factornews.ru. Сегодня самая быстрая «Ласточка» Петрозаводск – Санкт-Петербург проделывает этот путь за 5 часов 4 минуты, самая медленная – за 5 часов 29 минут. Разница, согласитесь, несущественная.
Откуда такая скорость?
Ранее поезда затрачивали на путь от Петрозаводска до Ленинграда 9 часов 30 минут, писала газета «Ленинская правда», а тут – неслыханная скорость! Да еще и с комфортом: интерьер поезда «Карелия» журналисты «Ленинской правды» сравнивали с салоном реактивного самолета.
«В вагонах нового экспресса пассажиров ждет множество удобств», – писала газета 22 апреля 1964 г. Внутри поезда были мягкие удобные сиденья, проводницы были одеты в оригинальную форменную одежду, а сами вагоны поезда имели темно-вишневую ливрею с яркой надписью на нижней панели.
Впрочем, такой сервис и такая скорость для 1960-х годов были не такой уж фантастикой. Еще до войны между Москвой и Ленинградом был запущен первый фирменный поезд СССР «Красная стрела», развивавший скорость 120 км/ч благодаря специальным паровозам серии «Л», пишет РИА «Новости».
Но разогнать поезд «эльке», как ее называли, мешали деревянные вагоны.
Когда в 1950-х они были заменены на цельнометаллические на усиленных тележках, «Красная стрела» стала разгоняться до 160 км/ч. Но и везли ее тогда уже тепловозы, как и «Карельский экспресс».
Не забудем и про еще один поезд-экспресс: в 1963 году Москву и Ленинград связала «Аврора», достигавшая скорости 160 км/ч благодаря чехословацкому электровозу ЧС-2.
Загадочное исчезновение
Странно, но «Карельский экспресс» просуществовал недолго – всего 6 лет. Уже в 1970 году в расписании поездов он не значился, пишут специалисты Национального архива Карелии.
Правда, еще в течение нескольких лет он назначался в качестве дополнительного на майские и ноябрьские праздники, но шел уже дольше. А потом и вовсе исчез из расписания, а его место заняли неторопливые ночные поезда.
Неторопливы они были до смешного: к примеру, в 1973 году между Петрозаводском и Ленинградом запустили поезд № 55/56, который значился «скорым», но по скорости движения был самым медленным из всех пассажирских на этом участке.
До Ленинграда он добирался за 11 часов, а обратно за 9 часов 49 минут, тогда как другие пассажирские поезда проходили это расстояние за 7 часов…
О скоростном сообщении между столицей Карелии и северной столицей вспомнили в 2011 году: тогда появился скорый вечерний поезд № 5. Он преодолевал расстояние между двумя городами за 4 часа 55 минут.
А через 3 года, в мае 2014 года вместо него по маршруту Петрозаводск – Санкт-Петербург была запущена скоростная «Ласточка».
По иронии судьбы, в этом году у нее, как и у «Карельского экспресса», юбилей, только маленький – 10 лет.