РЖД закупят всего 86 новых электричек в 2024 году: почему это «капля в море»

Блог

В РЖД отчитались: в 21 российском регионе в 2024 году на пригородных маршрутах появятся 86 новых составов. Речь идет в основном об электричках ЭП3Д. Но сотня электричек – «капля в море». В основном, подвижной состав пригородных поездов в регионах оставляет желать лучшего. Даже в Петербурге.

РЖД закупят всего 86 новых электричек в 2024 году: почему это «капля в море»

Какие поезда закупают в РЖД

В этом году новый подвижной состав закупают для пригородных маршрутов 21 российского региона – например, для Свердловской, Новосибирской, Иркутской, Ростовской областей, Хабаровского и Алтайского края, Дагестана и Бурятии, сообщили в РЖД.

Компания планирует поставить 70 современных составов электропоездов, из них 40 составов переменного тока ЭП3Д, 19 поездов постоянного тока ЭП2ДМ и 16 «Финистов». Также ожидается поставка 25 вагонов локомотивной тяги и 10 вагонов рельсовых автобусов РА-3 «Орлан», отмечается в сообщении.

До конца марта 2024 года в эксплуатацию будут введены 32 пригородных электропоезда. Новые поезда уже ходят в Кемеровской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Белгородской областях, Приморском крае и в других субъектах РФ. При этом еще 43 электропоезда, а также вагоны для рельсовых автобусов и локомотивной тяги РЖД планируют поставить в регионы до конца 2024 года.

Что такое ЭПЗД и ЭП2ДМ

ЭП3Д – пригородный поезд переменного тока. По сути, это продолжение старых рижских электричек, только производятся новые поезда в Подмосковье. Они оборудованы крэш-системой безопасности пассажиров и локомотивной бригады, кондиционерами и usb-разъемами для подзарядки гаджетов. Серийный выпуск поездов ЭП3Д был начат в октябре 2016 года.

РЖД закупят всего 86 новых электричек в 2024 году: почему это «капля в море»
Поезд ЭП3Д. Фото: Kirill94/TrainPix

ЭП2ДМ начали выпускать в 2023 году. Это поезд постоянного тока, модифицированная версия ЭП2Д (который, в свою очередь, как две капли воды похож на ЭП3Д, с разницей лишь в родах тока). Поезд отличается дизайном и сиденьями, а главное в нем доведена до максимума доля российских комплектующих. К его созданию были привлечены более 80 предприятий из разных регионов России.

РЖД закупят всего 86 новых электричек в 2024 году: почему это «капля в море»
Интерьер поезда ЭП2ДМ

«Орлан» – нужный дизель-поезд, которому помешали санкции

Рельсовый автобус РА3 «Орлан» – довольно новое средство передвижения на отечественных железных дорогах. Это дизель-поезд, состоящий из двух или трех вагонов. «Орланы» начали разрабатывать в конце 2017 года на заводе АО «Метровагонмаш» (входит в «Трансмашхолдинг»). На железных дорогах они появились в 2020 году. Раньше массово выпускались рельсовые автобусы предыдущих модификаций РА1 и РА2.

РЖД закупят всего 86 новых электричек в 2024 году: почему это «капля в море»
РА3 «Орлан» в Карелии

Дизель-поезда не зависят от контактной сети и очень нужны на неэлектрифицированных участках железных дорог. В связи с уходом иностранных компаний из России производство рельсовых автобусов «Орлан» в 2022 году было остановлено.

Какие вагоны для РА3 произведут в этом году – загадка. Весьма вероятно, что центральные. Они нужны для превращения двухвагонных «Орланов» в трехвагонные и не содержат оборудования, которое не смогли импортозаместить. Новости об удлинении составов периодически приходят из регионов.

Оставшиеся одновагонные дизель-поезда серии РА1 (всего 82 поезда) в течение 2025-2026 годов достигнут предельного срока эксплуатации.

РЖД закупят всего 86 новых электричек в 2024 году: почему это «капля в море»
Поезд РА1 «Воттоваара Экспресс» в Карелии

Интересно, что в 2019 году «Трансмашхолдинг» совместно с компанией Alstom планировал создать на базе «Орланов» поезд на водородном двигателе (взамен дизельного). Поезд был бы экологически безвредным: вместо дизельных выхлопов он выбрасывал бы в атмосферу дистиллированную воду.

Для сравнения: обычный рельсовый автобус тратит около 900 тонн топлива и выбрасывает в атмосферу 67 тонн парникового газа в год. Пилотным регионом был выбран Сахалин, куда планировалось поставить 13 таких поездов. Первый состав должны были создать к 2024 году.

«Финист», не долетевший до финиша

«Финист» – электропоезд полностью российского производства. Он считается самым передовым отечественным поездом, им любят хвалиться в РЖД и говорить, что это – наш ответ санкциям: ведь «Финист» – импортозамещенный аналог «Ласточки».

Финист
Электропоезд «Финист»

Этот поезд начали выпускать в конце 2023 года на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме Свердловской области. Обкатку «Финиста» начали на Урале в конце 2023 года. А с 2024 года на линии Свердловской железной дороги поставили 13 поездов. Однако в январе работали всего два состава, заметил автор «1520. Все о жд», посетивший Екатеринбург. С самого начала обкатки «Финисты» стали ломаться. Сейчас «Финисты» проходят ремонт на заводе-изготовителе.

«Ржавые ведра» и ныне там

Составы, которые РЖД планирует передать регионам, комфортны, имеют удобные и чистые туалеты, системы климат-контроля, подъемники для инвалидов, USB-разъемы для зарядки гаджетов. Но только в масштабах России 86 новых электропоездов – это «капля в море». В регионах основной подвижной состав – это по-прежнему старые ржавые «ведра» без туалетов, кондиционеров и розеток.

Например, в Петербург не поступает никаких новых поездов, кроме «Ласточек», которые были переданы в прошлом году. Основа подвижного состав сегодня – это старые поезда производства Торжокского завода и немного демиховских электричек.

РЖД закупят всего 86 новых электричек в 2024 году: почему это «капля в море»

Сегодня средний возраст вагонов в пригородном сообщении по России – 18 лет. Это значит, что до 2035 года необходимо будет закупить 9,5 тысяч новых вагонов, сообщал ТАСС со ссылкой на председателя комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов.

Обновлением подвижного состава занимаются операторы пригородных перевозок (ППК) и регионы, которые выделяют соответствующие средства. Подвижной состав приобретается в лизинг, что приводит к увеличению затрат примерно в 2,5 раза, пишет «Профиль».

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий