Трамваи, электрички, поезда метро и вагоны поездов дальнего следования – Россия производит подвижной состав, которому могут позавидовать некоторые европейские страны. Отобрали пять примеров того, чем реально может гордиться отечественное вагоностроение.
Трамваи «Витязь»
Трамваи «Витязь», «Богатырь» и «Львенок» от производителя ПК ТС – хороший подвижной состав европейского уровня. Низкопольные одно-, двух- и трехсекционные трамваи вовсю ходят по российским городам. В них есть кондиционеры и usb-разъемы для зарядки гаджетов.
Далеко не все европейские трамваи могут «похвастаться» таким «фаршем». Например, в новых трамваях от Alstom, которые эксплуатируются в Париже, нет usb-зарядок.
Проблема с трамваями в России в том, что новых вагонов от ПК ТС не очень много, а пути в большинстве российских городов, увы, не позволяют трамваям разгоняться по максимуму, но это – претензии не к производителю.
Кстати, ПК ТС основал выходец с Усть-Катавского вагоностроительного завода Феликс Винокур. Недавно он продал компанию и уехал из России, писали СМИ. Сейчас ПК ТС контролируется «Трансмашхолдингом».
Поезда «Москва 2020»
Поезда «Москва 2020» и их более новая модификация «Москва 2024» – хорошие и современные поезда. Это вагоны с хорошей шумоизоляцией, сквозным проходом, климат-контролем и usb-разъемами для зарядки гаджетов. У вагонов интересный современный дизайн. В Европе аналогичные поезда метро найти не просто.
В европейских городах (и Стамбуле) поезда метро часто бывают более продвинутыми с технической точки зрения (беспилотные, выше скорость), но при этом часто они поставляются без кондиционеров или тех же usb-разъемов.
Проблема, однако в том, что пока весь мир создает беспилотное метро, в России даже не думают об этом и выпускают поезда, которые ближайшие 30 лет будут ездить с машинистами. Вторая проблема – подвижной состав современными «продвинутыми» поездами обновляется только в Москве. Даже в Петербурге, куда поставляют поезда «Балтиец», в вагонах нет ни кондиционеров, ни сквозных проходов, а интерьер гораздо проще.
Кстати, и «Москву 2024», и «Балтиец» производит Метровагонмаш (входит в «Трансмашхолдинг»).
«Иволга»
Электропоезд «Иволга», который производит Тверской вагоностроительный завод (входит в тот же «Трансмашхолдинг»), обладает отличными характеристиками. Он может разгоняться до 160 км/ч, идет мягко, а в вагонах есть все необходимое для комфортной поездки – туалеты, кондиционеры, usb-разъемы (в последних моделях – даже usb type-C) и относительно комфортные кресла.
Подзарядить телефон в европейском пригородном поезде часто бывает довольно сложно.
Из недостатков «Иволг» – их мало, они ходят только в Москве, в них мало сидячих мест. Для сравнения – в уже упомянутом Париже (в Берлине и Милане, впрочем, то же) на схожие расстояния запускают двухэтажные поезда, в каждом вагоне которых – в 2-3 раза больше сидячих мест.
Еще один недостаток эксплуатации «Иволг» – они ходят на маршрутах, где им не разогнаться до заявленных 160 км/ч (так что реальную скорость эксплуатации мы, в общем-то и не знаем).
Двухэтажные вагоны «2020»
Двухэтажные вагоны «2020», кажется, стали вершиной вагоностроения в России. Вагоны снабдили тележками с пневмоподвесом для мягкого хода, внутри купе – usb и беспроводные зарядки, климат-контроль (заявлена даже регулировка температуры воздуха в купе), а в одной из туалетных комнат – полноценный душ.
Такие вагоны – хорошее решение для комфортной перевозки пассажиров в ночных поездах.
В Европе подобных поездов пока нет. Что-то похожее можно будет найти разве что в Финляндии, которая заказала двухэтажные вагоны для ночных поездов на север страны – и то эти еще не поступили в парк перевозчика.
В большинстве своем в ночных поездах в Европе уровень комфорта и сервиса несравнимо ниже.
Из недостатков – двухэтажные вагоны «2020» либо не производят совсем, либо производят в небольших количествах. По данным на конец 2022 года (более свежей статистики пока нет), в парке компании было всего 115 таких вагонов. Новые поезда запускают с двухэтажными вагонами прежнего модельного ряда.
Вагоны ретропоездов
Особый успех – это вагоны ретропоездов. Стильный дизайн и интересные решения. Рестораны, детские вагоны и вагоны-люксы, купейные вагоны и СВ, вагоны с открытым кузовом – как правило, все это обладает своим стилем и интересными техническими решениями.
Например, вагоны, которые сделаны для движения с паровозом, дополнительно оборудуются генераторами, которые позволяют пассажирами оставаться с электричеством и кондиционером, пока поезд идет с паровозом или стоит на станции.
Производит такие вагоны, как правило, Тамбовский вагоноремонтный завод.
Ретропоезда популярны в Европе, однако большинство из них предназначены для коротких поездок и предлагают иной уровень комфорта и сервиса (кроме нескольких частных поездов).
Иволга ….до 160 км но не может….это точно успех после конной тяги.Посмотрите на Европу,Китай…350 и не предел.Да и класс кресел намного удобнее.