«Гранд Сервис Экспресс»: как первый частный ж/д перевозчик в России поехал в Крым

Поезда

Компания «Гранд Сервис Экспресс» — первый частный железнодорожный перевозчик в России.  Сегодня компания имеет монополию на ж/д перевозки в Крым поездами «Таврия», а также владеет поездом №53/54 «Гранд Экспресс» сообщением Петербург – Москва. Рассказываем об истории компании и ее последних достижениях.

«Гранд Сервис Экспресс»: как первый частный ж/д перевозчик в России поехал в Крым
Поезд «Гранд Экспресс» на Ленинградском вокзале в Москве. Фото: пресс-служба ГСЭ

«Мужчины в дорогих пальто и дамы в мехах»

Компания «Гранд Сервис Экспресс» получила лицензию на железнодорожные пассажирские перевозки в 2002 году. Она стала первой частной компанией – железнодорожным перевозчиком РФ с полностью частным капиталом. Основатель ГСЭ – главный отечественный идеолог частных ж/д-перевозок Михаил Рабинович, на тот момент владелец вагоноремонтного завода «Циркон Сервис».

Любопытно, что первоначально компания занималась организацией перевозок бригад ремонтников в вагоне-лаборатории с хорошим уровнем комфорта. Затем на его базе решено было сделать вагон-салон. Параллельно появилась идея создания туристического поезда, писал корпоративный журнал Grand в 2005 году.

На Тверском вагоностроительном заводе закипела работа: для нового комфортабельного поезда надо было создать кузова. Одновременно в компании «Циркон Сервисе» для них начали делать «начинку». Так родился вагон модели 61-4193 – на четыре купе с баром. Их выпустили 7 единиц. Одновременно произвели пятикупейные вагоны (модель 61-4197). Так на свет появился первый частный поезд «Гранд Экспресс». 15 июля 2005 года он был запущен по маршруту Москва-Санкт-Петербург. Вот как описывал этот исторический момент журнал «Коммерсантъ Деньги» в статье «Золотовагонники»:

«Около полуночи на Ленинградском вокзале появляется респектабельная публика. Мужчины в дорогих пальто и дамы в мехах намерены следовать по маршруту Москва—Санкт-Петербург поездом «Гранд Экспресс». Поезд — в сравнении с теми, что на соседних платформах, — коротковат, всего 14 вагонов. Снаружи вагоны стандартные, ничем не отличаются от других. Зато внутри — роскошь».

«Отель на колесах» – так компания позиционировала свой первый поезд в рекламных проспектах и остается верна этому принципу уже 18 лет. На сегодня «Гранд Экспресс» – поезд, в котором больше всего вагонов классов СВ и люкс на маршруте Санкт-Петербург – Москва.

Размер купе – в два раза больше стандартного, внутри мягкие ковры и красное дерево. Закрываются купе индивидуальными картами-ключами. Вместо обычных полок — диваны, раскладывающиеся почти на полтора метра. Телевизоры, DVD, Wi-Fi, душевые комнаты, махровые халаты…

«Гранд Сервис Экспресс»: как первый частный ж/д перевозчик в России поехал в Крым
Поезд №53/54 «Гранд Экспресс» в старой ливрее

В «Гранд Экспрессе» есть купейные вагоны, СВ и люксы. Они отличаются по классам обслуживания и по дизайну. В 2023 году компания обновила вагоны экспресса.

Однако без критики обойтись не получится: при обновлении забыли сделать базовые вещи. Например, в купе и СВ так и не появились душевые комнаты.

«Гранд Сервис Экспресс»: как первый частный ж/д перевозчик в России поехал в Крым
Новый окрас поезда «Гранд Экспресс»

Перевозки в Крым: двойная перезагрузка

В 2019 году в ГСЭ произошла перезагрузка: она два раза сменила собственника. Сначала компания перешла под контроль частного железнодорожного оператора «ТрансКлассСервис» (ТКС). Ранее у ТКС не было собственных поездов, компания включала свои вагоны в составы поездов ФПК. Новый владелец не стал менять формат обслуживания поезда «Гранд Экспресс» и сохранил бизнес-модель в почти неизменном виде.

Однако через месяц ТКС неожиданно продал компанию, но покупателя не назвал. Нынешняя структура собственников ГСЭ тщательно закамуфлирована в реестре юрлиц. По данным СПАРК, которые приводит Forbes, компания в равных долях была переоформлена на кипрскую «Sorena Investments Ltd» (принадлежит вышеупомянутому Рабиновичу) и офшор «Piper Participation Corp.» с Британских Виргинских островов, связанный с братьями Ковальчуками, давними друзьями Владимира Путина.

«Гранд Сервис Экспресс»: как первый частный ж/д перевозчик в России поехал в Крым
Вагоны компании ТКС

Неудивительно, что вскоре после перезагрузки «Гранд Сервис Экспресс» стал главным перевозчиком на крымском направлении. После присоединения полуострова к России в 2014 году оно сулило значительную прибыль: туристический поток обещал рост в несколько раз. Вскоре после запуска Крымского моста, в августе 2019-го директором компании был назначен человек «от власти» — Александр Ганов, который за две недели до этого покинул пост вице-губернатора Тамбовской области.

То, что крымские маршруты доверили частному перевозчику, закономерно: после вхождения Крыма в состав РФ все российские госструктуры, в том числе ж/д перевозчики, оказались под санкциями США и Европы. «Как бы частная», компания «Гранд Сервис Экспресс» отлично подходила на роль «громоотвода». Все было обставлено очень натурально: «Открывается новое направление, никем не занято, почему не попробовать?» – цитировали «Ведомости» Ганова, который подчеркивал, что у компании нет статуса эксклюзивного перевозчика в Крым или единственного исполнителя.

Однако в начале 2020 года США все же ввели санкции против ГСЭ и лично Александра Ганова. Пресс-служба компании поспешила заявить, что меры никак не скажутся на работе перевозчика, так как организация работает на территории России.

«Таврия» значит Таврида

Поезд в Крым назвали «Таврия» — от Тавриды, исторического названия Крымского полуострова. Первые «Таврии» отправились из Москвы и Санкт-Петербурга в Крым 25 декабря 2019 года. По сообщению издания «Коммерсантъ», покупатели билетов в Крым обрушили сайт перевозчика в первый же день продаж, 8 ноября. Самый дешевый билет стоил около 3 тыс. руб., самый дорогой — 10 тыс. руб. (СВ). За первый день было продано около 3 тысяч билетов.

«Гранд Сервис Экспресс»: как первый частный ж/д перевозчик в России поехал в Крым

Летом 2020 года поезда «Таврия» связали Крымский полуостров с более чем тридцатью крупными населенными пунктами в Уральском и Северо-Западном регионах, центральной и южной части России, говорится на сайте перевозчика. Также составы ГСЭ отправились из Москвы и Петербурга в Евпаторию и обратно.

В 2023 году маршрутная сеть «Таврии» расширилась до 43 регионов России. Всего в прошлом году на поездах «Таврия» путешествовали 5 млн пассажиров, сообщает сайт компании. Самым популярным направлением остается Москва – Симферополь – Москва (60%). О флагманском поезде в Симферополь можно прочитать здесь.

Кроме Симферополя, самые популярные станции в Крыму Севастополь – (10%) и Джанкой (8%). При этом большинство пассажиров путешествует в плацкартных вагонах (64%), в купейных вагонах ехали 34%, в СВ – 2%, в люксе – 0,3%.

За прошедшие новогодние праздники 2023/2024 года (с 29 декабря 2023 года по 8 января 2024) «Гранд Сервис Экспресс» перевез поездами «Таврия» в направлении Крыма 90,6 тысяч пассажиров, говорится в телеграм-канале компании.

«Не поездка, а адище»

Частный перевозчик – не значит абсолютно хороший. Претензий к «Гранд Сервис Экспресс» у пассажиров много, хотя и на несколько порядков меньше, чем к государственному перевозчику ФПК. Есть у ГСЭ и откровенные минусы: в отличие от РЖД, у этой компании нет бонусной программы, меньше льгот для пассажиров, а сайт и мобильное приложение не синхронизированы друг с другом. Кроме того, в вагонах «Таврий», оборудованных душем, услуга «Душ» платная, тогда как у ФПК такая опция бесплатна.

Компанию «Гранд Сервис Экспресс» часто ругают и за то, что некоторые ее поезда идут долго. Но тут уже претензии не к ней: расписание составляют владельцы инфраструктуры – РЖД и Крымская железная дорога.

А вот претензии к качеству вагонов – это как раз к ГСЭ. Один из очевидных минусов – дополнительные поезда в Крым, которые компания вынуждена ставить на маршрут, когда спрос на перевозки превышает предложение и основных составов не хватает. Тут уже не до эксклюзивного сервиса, лишь бы довезли.

«Не поездка, а адище» – так озаглавила свой отзыв на сайте Отзовик.ру пассажирка, ехавшая в Крым тем самым дополнительным поездом.  «Получается эдакая «сборная солянка», – поясняет она. – Не знаешь, какой вагон тебе попадется – старый или новый. А цена будет одна и та же. Не самая приятная лотерея получается, согласитесь».

Ей не повезло: попался вагон без кондиционера. «Я вообще не думала, что такое возможно в 21 веке!» – ужасается дама. – Он просто не предусмотрен в таком старом вагоне. Во всех остальных вагонах поезда кондиционер был. Вот такой «лотерейный» билет мы вытащили…». Температура в вагоне, по словам пассажирки, доходила до +36 градусов. «Дикое пекло. Даже не знаю, как мы это пережили. Пот катился градом. Проводник на одной из длинных стоянок устроил нам обливания водой. Да-да, просто поливал желающих из тазика в тамбуре. Вот такая услуга «люкс». Не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться».

И хотя таких отзывов немного, все же очевидно, что компании есть над чем работать. Все-таки в разделе «Миссия» на ее сайте заявлено, что она специализируется на «перевозках повышенной комфортности». «Комфорт, безопасность пассажиров и высокий уровень сервиса являются основными приоритетами нашей компании», – говорится в обращении гендиректора. Рядом – фотография Александра Ганова на фоне новых вагонов поезда. Хочется пожелать, чтобы в ближайшем будущем все вагоны в ГСЭ стали бы такими.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий