Вагоны модельного ряда «2019» стали самыми популярными в вагонном парке РЖД/ФПК. Это двухвагонные сцепы – они бывают плацкартными, купейными и даже СВ. За счет таких вагонов перевозчик в последние годы активно обновляет свой парк, однако вагоны многие критикуют. И есть за что.

Двухвагонный сцеп
Вагоны были презентованы в 2019 году и в документах ФПК так и называются – «2019», хотя фактически у модели есть цифровое обозначение: 61-4516 и 61-4517. Согласно первоначальным планам, РЖД за 2019 – 2023 годы должны были закупить более двух тысяч таких вагонов. Пока это число не достигнуто. По данным на конец 2021 года, в парке РЖД числилось 604 таких вагона. Более свежей статистики пока нет.
Такие вагоны курсируют во многих новых поездах – не только из Москвы или из Петербурга, но и далеко за их пределами. Достаточно сказать, что именно из таких вагонов сформирован поезд №1/2 «Россия», который курсирует между Москвой и Владивостоком. Учитывая, что для обеспечения ежедневного курсирования поезда используются 15 составов, можно себе представить, сколько нужно вагонов! Также такие вагоны можно найти в поездах №9/10 Москва – Псков, №59/60 Санкт-Петербург – Нижний Новгород, №71/72 Москва – Белгород и многих других…
А в начале мая перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» анонсировал, что его новый поезд №159/160 Москва – Керчь, который будет курсировать с конца мая по сентябрь 2023 года, будет составлен только из новых купейных вагонов «2019».
Главная особенность вагонов «2019» в том, что они попарно соединены в так называемые «двухвагонные сцепы». В каждом сцепе есть вагон ведущий и ведомый. В ведущем вагоне оборудовано служебное помещение, в котором едет проводник (или бригада из двух проводников).

В ведомом вагоне проводника нет, а на месте купе проводника может быть оборудована зона в зависимости от пожеланий перевозчика – например, туда можно поставить аппараты по продаже какой-то еды.

Посадка в оба вагона осуществляется через «ведущий» вагон, откуда по сцепке можно легко перейти в соседний вагон.
По замыслу РЖД, такая схема обслуживания позволяет экономить на проводниках. Она называется «малолюдные технологии обслуживания». На практике обычно, если сцеп обслуживают два проводника, на крупных станциях все же открывают двери двух вагонов.

Если же сцеп обслуживает один проводник, то посадка и высадка и правда производится через «главный» вагон.

Иногда перевозчик ставит в состав несколько «ведущих» вагонов подряд, тогда фактически концепция «двухвагонного сцепа» не используется.
Душ есть, титана нет, микроволновка в «серой» зоне
Еще одно важное отличие вагонов «2019» – производитель смог избавиться от одного из двух тамбуров в каждом вагоне. За счет этого в одном из двух санузлов дополнительно удалось разместить душ.

Чтобы всем хватало воды, в вагоне поставили баки увеличенного объема (на 1600 литров вместо 800). Теперь пассажиры в пути следования могут принимать душ – в поездах ФПК душ работает всегда, услуга бесплатная, а в поездах ГСЭ за душ нужно платить дополнительно 200 рублей. Подробный разбор устройства санузлов вагона можно почитать в моем блоге на «Дзене».

Когда вагон презентовали в 2019 году, производитель заявлял также, что в освободившемся за счет «выселения» проводника из ведомого вагона купе можно организовать зону для установки вендинговых автоматов, детскую зону или багажное купе. Однако за четыре года эксплуатации в ФПК так и не выработали единой концепции, как использовать это купе. Чаще всего оно просто закрыто.
Еще одна неурегулированная опция – это так называемая «кухонная» зона. Опять же на презентации и производитель, и ФПК анонсировали, что пассажирам будут доступны и холодильник, и микроволновка. Об этом рассказывал даже Первый канал.
«Появилась сервисная зона, оборудованная кофемашинами и вендинговыми автоматами. В вагоне имеется комната, где установлена дополнительная раковина, холодильник и микроволновая печь», – сообщали РЖД в пресс-релизе.

Фактически это все действительно есть, однако пользование холодильником и микроволновкой для пассажира не регламентировано и остается на усмотрение проводника. Хотя с учетом того, что количество вагонов, оборудованных такими зонами, приближается к тысяче, уже можно было бы разработать некий стандарт.
Еще один недостаток подобных вагонов – отсутствие титанов, благодаря которым в вагонах поездов всегда был кипяток. Причем титан устроен так, что пассажир получает фактически дистиллированную воду. Новые устройства называются пурифайеры. Подобные часто устанавливаются в офисах. Они берут воду из системы водоснабжения вагона, фильтруют ее и нагревают, либо наоборот охлаждают. Плюс в том, что теперь у пассажира есть еще и охлажденная вода. Минусы: горячая вода – не кипяток (около 60-80 градусов), а ее чистота зависит от добросовестности компании, которая обслуживает фильтры.

Иногда проводники разрешают пользоваться термопотом, установленным в служебном купе. По крайней мере, я сталкивался с таким в одном туристическом поезде.

Вагоны снабжены сенсорными мультимедийными экранами. К сожалению, перевозчик использует их нерационально. На них выводится реклама, написанные убористым текстом правила, а также расписание – если оно достаточно большое (как, например, в поезде «Россия»), то оно становится нечитаемым.
Среди других претензий – качество материалов, из-за чего в вагоне довольно быстро появляются повреждения пластика.
Также проводники жалуются на работоспособность автоматических дверей в сильные морозы.
Плацкартный двухвагонный сцеп
В целом, «начинка» плацкартных отсеков несильно изменилась по сравнению с вагонами предыдущих моделей. Оба туалета (включая туалет с душем) находятся в конце вагона. На окнах – двойные шторки (для небольшого затемнения и полной защиты от света). Каждое пассажирское место внизу оборудовано розеткой, наверху – usb-разъемом для зарядки гаджетов. При этом каждому пассажиру (включая проезжающих на верхних боковых полках) доступен индивидуальный светильник.

Купейный двухвагонный сцеп
Нижние места купейных вагонов «2019» – это так называемые трансформеры.

Днем места превращаются в сидячие диваны, на ночь спинку можно опустить – в ней находятся матрас и белье. Большой недостаток этой модели в том, что при раскладывании спального места матрас часто падает за полку, и вытащить его оттуда весьма непросто.

По сравнению с вагонами предыдущих моделей в купе есть три изменения.
Во-первых, как и в плацкартных вагонах, на окнах – двойные шторки.
Во-вторых, столик спроектирован по-новому. У него появились боковые «крылья», которые можно сложить, чтобы они не мешали спать.

Наконец, в-третьих, купе оборудовали сейфами для каждого из пассажиров. Однако оба сейфа – для пассажира с верхней и нижней полки – расположены внизу, из-за чего пассажир нижнего места оказывается обделен полочками для размещения личных вещей.

Вагон СВ
Вагоны СВ модификации «2019» от купейных отличаются только отсутствием верхних полок.

Штабной вагон с купе для четырех маломобильных пассажиров
Главное отличие штабного вагона купейного вагона от штабных вагонов прошлых лет выпуска – это наличие купе для четырех маломобильных пассажиров, а не для двух, как было раньше. Благая идея перевозить в одном рейсе больше нуждающихся вызвала критику у людей с ограниченными возможностями.

Проблема в том, что в одно купе могут теперь купить билеты пассажиры с разными расстройствами. Места друг от друга отгорожены попарно шторкой – такой же, как в душе. Понятно, что если в купе едет человек с ментальными нарушениями психики, то поездка рядом с ним другого больного человека может превратиться в мучение.
Также штабной вагон оборудован специальным туалетом для маломобильных пассажиров и подъемником.
Купе в штабном вагоне не отличаются от обычных.
Всё как всегда, про безопасность никто не думает. Вагон как написано в разных источниках горит по разному от 7 до 28 мин. А инструкция по пожарной безопасности в исполнении почти минут на 30. И как за это время умудрился эвакуировать 108 пассажиров ???????? Я бы в таком ни как проводник, ни как пассажир не хотела бы ехать…. Безопасность важнее всего.
Поездил в таких вагонах. + Только душ и био туалет,а купе кроме розеток можно сказать -. Не понравилось
Помню, ехала как-то в поезде «Москва — Чита». Пурифайер там работал через пень-колоду и выдавал вместо горячей еле тёплую воду. Ни чай заварить, ни лапшу. И, вследствие того, что фактически на два вагона приходится один проводник, очереди на посадку на конечных и на крупных станциях просто огромные. Стоять в такой очереди летом — ещё полбеды, но зимой, на морозе…
Очереди не из за этого .. а из за подачи состава в «притык» к отправке. Открывания дверей, так же ближе к отправке… Ну и «тщательности» проверки проездных документов . Которая по сути своей, все равно фикция… Если после посадки, все равно, как правило, все перепроверяют, уже внимательно….
Когда поезд подан заранее, двери открыты, а проводник не тормозит посадку, очередей не бывает ..
Ржд с ума сошли, чем они там думают
у меня в купе сейфов не было. полки нижние очень неудобные для сидения, из-за спинки они Уже, на разобранном сидеть тоже неудобно, т.к. все эти полочки мешают. Лежать тоже неудобно, между полкой и стеной образуется зазор, матрас ездит, белье сбивается. Крылья у стола не складывали, т.к. они не мешают. Да, вода никогда не была горячей, поэтому чай пить с такой водой лично мне не приятно. Холодильником я всегда и везде пользуюсь, т.к. мне там нужно хранить инсулин. Ещё сами проводники предлагают пассажирам с детьми детское питание убрать в холодильник.
О нагрузке на проводника естественно никто не думает .
Да и зачем ?
Может пора уже одного проводника на весь состав поставить, пусть с хвоста состава пассажиров принимает. А ещё лучше убрать и этого проводника, вместе с начальником поезда, и помощником машиниста. Машинист во время стоянки не ведёт состав, стало быть может пассажиров заселять. Экономия!))
Ничего не сказано о туалетах. А это пипец. Чтобы умыться, нужную постоянно биться головой о зеркало, поскольку сенсорный водопровод и раковина спрятаны за и под зеркалом. Не облиться невозможно. Это про плацкарт.
Подробно освещал эту тему здесь, так что полностью с Вами согласен! https://dzen.ru/a/YaaiwtFZ405eun12
А в плацкарте на верхней полке, как я понимаю, всё также нельзя занять сидячую позу, только лежать? Голова в верхнюю полку упирается! Положение строго лёжа! Как в гробу!
А в плацкарте на верхней полке всё так же нельзя принять сидячее положение? Только лёжа?
«… в поездах ФПК душ работает всегда, услуга бесплатная…»
Только сегодня вернулась из Питера, поезд «СПб-Белгород», ФПК, вагоны двухэтажные. Так вот там информация русским по белому — принять душ стОит 150 рублей.
Или здесь идёт речь исключительно об обсуждаемой модификации вагонов и именно в них приём душа бесплатный?
Речь идет про эту модификацию. Тут бак на 1600 литров и воды всем хватит. В более ранних моделях вагонов бак 800 литров, и там прием душа — платная услуга, чтобы регулировать количество желающих.
Вы хотели Всё и
Сразу?
Это же Россия!!!!
А откуда такой страшный цвет российских вагонов? С ностальгией вспоминаю уютный ,симпатичный ,зелёный… Мы каждый год ездили в отпуск. Откроешь окошко ,навстречу теплому, вкусному ветерку и такой восторг! А сейчас…. На дальние расстояния (впрочем как и раньше ) на чистоту даже намёка нет. Но теперь часто не работают кондиционеры ,окна не открыть и изнываешь от вони и духоты. И тот ,кто разрабатывает эти вагоны, видимо далёк от поездки на них. Верхние полки в плацкарте так и остались ужасными, только в лежачем положении .Один вариант- зависать на нижней и раздражать попутчика, который заплатил за свою полку и может спокойно не разрешить садиться на неё. Попить чай или кофе — уже нереально, вода мерзко- теплая. Единственный плюс- это женское купе, мужское купе. В остальном- только всё хуже и хуже…
Один проводник на два вагона при посадке, это забавно. Однажды довелось сесть в Краснодаре в поезд Адлер-С.Петербург. Поезд прибыл с опозданием и номера вагонов в перемешку, поэтому посадка была в ускоренном темпе. Вскочил на обум и иду по составу с огромной сумкой к своему вагону. Короче бардак. РЖД государственное предприятие, по этой причине очень хочется узнать контролирует ли Роспотребнадзор все эти архитектурно-организационные нововведения? Или не очень надо, потому как не приказано.