Чем пахнет железная дорога сейчас и чем пахла раньше

Блог

Когда оказываешься в тех или иных местах, неожиданно всплывают в воспоминаниях железнодорожные запахи из прошлого. Давайте вспомним, чем раньше пахла железная дорога и чем пахнет теперь.

Чем пахнет железная дорога сейчас и чем пахла раньше
Паровозные работы на станции Сортавала

К идее написать такой текст меня подтолкнула недавняя туристическая поездка в Боснию и Герцеговину. Там, в небольшой туристической деревне Станишичи, построили аттракцион – железную дорогу вокруг озера. Казалось бы – ничего не обычного, но рельсы лежат на шпалах, пропитанных креозотом. Тех самых шпалах, которых в России все меньше, потому что переходят на бетон. И я сразу вспомнил тот запах.

Чем пахнет железная дорога сейчас и чем пахла раньше
Железнодорожный аттракцион в деревне Станишичи в Боснии и Герцеговине

Похожее чувство я испытал, когда зашел в старый немецкий вагон, который курсирует из Сербии в Черногорию. Там меня ждал запах пластика – почти такой же, как был в советских «Аммендорфах» и «Герлицах».

Чем пахнет железная дорога сейчас и чем пахла раньше
Купейный вагон поезда Белград – Бар

Теперь этих вагонов в сети РЖД почти не осталось, а за запахом нужно идти в музей РЖД на Балтийском вокзале, где сохранен исторический вагон «Красной стрелы». Если попасть на авторскую экскурсию Павла Дунаева, вы почувствуете в вагоне тот самый аромат.

Чем пахнет железная дорога сейчас и чем пахла раньше
Купейный вагон «Красной стрелы» в Музее железных дорог в Петербурге

Раньше в районе вокзалов всегда пахло угольным дымом. Топили вагоны, а еще раньше – паровозы. Сейчас, живя в большом городе, этот запах почти не ощутить. Хотя, если уехать в регионы, где зимой топят углем, то можно быстро вернуться в детство. В прошлом году я вполне надышался такими «ароматами» в Улан-Удэ, а в этом – в Белграде.

Неожиданная дискуссия развернулась в соцсетях после того, как глава РЖД Олег Белозеров и мэр Москвы Сергей Собянин открыли новый транспортно-пересадочный узел. Белозеров тогда рассказал, что на транспортно-пересадочном узле в числе прочих инноваций «применен аромамаркетинг», чтобы «у новой железной дороги в красивом городе Москве был свой запах».  «Специфический запах железных дорог – это запах солидола будет здесь подкачиваться?» – уточнил Собянин. «Это было раньше, а сейчас мы наоборот добавляем приятное, чтобы внутренне создавало хорошее настроение. И утром, и вечером», – ответил Белозеров.

Комментаторы тут же напомнили мэру, что солидол – это другое и что, вероятно, он имел в виду, как раз креозот.

Понюхать паровоз сейчас снова может каждый. Для этого в Москве достаточно доехать до депо Подмосковная, а в других городах – «махнуть» на линии, где работают ретропоезда.

Чем пахнет железная дорога сейчас и чем пахла раньше
Ретропоезд «Селигер» сообщением Осташков – Бологое

«Щемяще и тревожно пахла паровозная гарь, которая очень сильно отличается по запаху от сизых дымов, исходящих из пассажирских поездов, хотя по ним тоже сразу почуешь близость железки. В пассажирских поездах жгут древесный уголь, а в паровозах жгли каменный, и потому запах этот густ и едок. Обдавая дымом перрон, вокзал и вагоны, паровоз создавал атмосферу странствия. Запах угольного дыма не слишком приятный для пассажиров, тем не менее, веселил, будоражил», – пишет в книге «Повседневная жизнь российских железных дорог» историк Алексей Вульфов.

Он, кстати, вспоминает и некоторые другие запахи. «Особым компонентом аромата был запах фонарей, ведь они коптили… Едкий запах потухшего керосинового фонаря с набором разноцветных “очков” на кривом колесике с фольгой от шоколадки вместо отражателя — в этом не меньше романтики железки, чем в паровозном свистке», – отмечает Вульфов.

Запахи на железной дороге бывают не только приятные, но и… Про туалеты говорить не будем. Но иногда после поездки в современных вагонах одежда пропитывается запахом какого-то ароматизатора, который, видимо, как раз и применяют в санузлах. Несколько раз во время поездок в новых вагонах из системы вентиляции шел уверенный запах горелой проводки. Как мне объяснили, это из-за того, что эти системы промывают ацетонсодержащими жидкостями.

А иной раз в вагон так засосет гарь от тепловоза, что оказываешься как будто под выхлопной трубой. Кстати, несмотря на всю паровозную романтику, ощущать в вагоне паровозную гарь – тоже так себе затея. Как-то в вагоне Москва – Рускеала так пахнуло дымом, что потом полчаса проветривали, открыв все окна.

А какие железнодорожные запахи вы помните или знаете?

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий