«Вагон с иголками», или Почему так назван вагон «Ёж»

Блог

Одна из последних советских моделей вагонов московского метро – «Еж» – скоро исчезнет из подземки. Вспоминаем, как все начиналось, почему получилось у вагонов такое веселое название и сколько еще осталось до пенсии легендарным «ежикам».

«Вагон с иголками», или Почему так назван вагон «Ёж»

Остроконечная крыша. Мифы и реальность

В Советском Союзе вагоны метро называли по буквам алфавита. Большую их часть выпускали на Мытищинском вагоностроительном заводе. Первый, под буквой «А», вышел в 1934 году. «Б» делали с 1937 по 1939-й. Вагоны «В» (всего 120 единиц) вывезли из метрополитена Берлина по репарации в 1945 году. «Г» выпускался в 1939–1940 и в 1947–1955. Наконец, «Д» собирали с 1955 по 1963 годы и «Е» с 1963 по 1969-й.

А дальше с наименованиями произошел казус. Когда дошли до букв «Ё» и «Ж», их решили соединить в одно целое. Видимо, чтобы не создавать соблазна для «народных» модификаций каждой из этих букв по отдельности. Так в 1970 году родился вагон «Еж». Пассажиры тут же прозвали вагоны «ёжиками», как и все его последующие модификации – «Еж1», «Еж2» и «Еж3».

«Вагон с иголками», или Почему так назван вагон «Ёж»

Вокруг названия «ежиков» тут же возникли мифы, иногда очень смешные. Например, такой: вагон якобы получил такое название из-за особого типа крыши, в которой присутствуют остроконечные металлические штыри, напоминающие иголки. Якобы эти штыри служили для лучшего рассеивания тока при движении поезда и помогали предотвращать насыщение воздуха электрическими разрядами. Ничего из этого не соответствует действительности.

Интересно, что на сочетании «Ёж» использование букв алфавита в названиях поездов прекратилось. Буква «З» отчего-то попала в опалу и ее решили «проскочить», а вагоны типа «И» начали проектировать, но так и не закончили. С 1976 года модели поездов стали просто нумеровать. А в 1990-х и нулевых вагонам стали давать имена: «Яуза», «Русич», «Ока», «Москва», «Нева», «Юбилейный».

«Вагон с иголками», или Почему так назван вагон «Ёж»

Уходящая натура. На прощание с «ежом» есть еще две недели

Модернизированные версии «ежей» ходят в московском метрополитене до сих пор. Они особенно любимы так называемыми метрофанатами – молодыми людьми, интересующимися подземкой. В прошедшую новогоднюю ночь они устроили вечеринку в одном из вагонов празднично украшенного поезда «Еж3» (этот состав выпускают под Новый год с 2016-го) и в ночь с 31 декабря 2023 года на 1 января 2024 года проехали несколько кругов по Таганско-Краснопресненской линии, умудрившись даже накрыть в вагоне праздничный стол.

«Вагон с иголками», или Почему так назван вагон «Ёж»

На вагонную вечеринку за 5 часов заглянуло более 70 человек. Перед этим Московский метрополитен опубликовал расписание движения новогоднего поезда на Таганско-Краснопресненской линии. Поэтому узнать точное время прибытия «ежа» на определенную станцию было несложно.

Метрофанаты спешили запечатлеть «уходящую натуру», поскольку 8 января 2024 года, как анонсировало руководство подземки, поезд должен был уйти на пенсию, иными словами, на списание и утилизацию. Однако, «по многочисленным просьбам трудящихся», новогоднего «ежа» оставили на линии еще на две недели – до 24 января.

«Вагон с иголками», или Почему так назван вагон «Ёж»

Между тем реальность оказалась совсем непраздничной. «За всей этой мишурой состав был уже просто в убитом состоянии, – отмечает автор паблика «Делай метро лучше». <…> – Хорошая идея была изнасилована желанием пиарщиков говорить о «любимом поезде», но не делать его таковым: не было и намека на то, чтобы как-то отреставрировать поезд, вернув, к примеру, аутентичный салон». Жаль, что начальство подземки пошло по простому пути списания. «Ежу» вполне можно было продлить жизнь и оставить его в метро для «атмосферности».

«Вагон с иголками», или Почему так назван вагон «Ёж»
Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий