Москва передала в Уфу польские трамваи, они уже начали работу

Новости

По Уфе начали курсировать польские трамваи Pesa, отстраненные от работы в Москве. Как новые вагоны приживаются в столице Башкирии, почему эти трамваи не угодили столичным властям и что думают о «песиках» пассажиры?

«Царский подарок»

Первый трехсекционный трамвай модели 71-414 Pesa Fokstrot, который привезли из Москвы, в начале сентября вышел на один из самых загруженных в городе маршрутов – №5 «Госцирк – улица Пушкина», сообщает телеграм-канал «Вечерняя Уфа».

В первый тестовый рейс на трехсекционном низкопольном трамвае отправился глава администрации Уфы Ратмир Мавлиев. Он сообщил, что до конца года в столицу Башкирии прибудет около 20 вагонов Pesa, а всего Уфе обещано около 60 польских трамваев.

Москва передала в Уфу польские трамваи, они уже начали работу

Интересно, что, будучи столицей республики, Уфа из-за нехватки денег давно довольствуется остатками «с барского стола»: помимо бэушных КТМов, в 2023 году Москва прислала для башкирской столицы модернизированные чешские «Татры» 1980-х годов выпуска. Теперь власти города «смогли каким-то образом выпросить» у Москвы вагоны Pesa, которые Уфа получит бесплатно, оплатив только доставку, пишет башкирское издание UFA1.RU.

«Учитывая, что стоимость такого трамвая сегодня существенно больше ста миллионов за единицу, подарок можно считать царским и, конечно, можно только благодарить тех, кто принимал посильное участие в принятии такого решения со стороны Москвы. Это было довольно непросто», – цитирует башкирское издание «Пруфы.ру» транспортного аналитика Олега Арефьева.

Отчего же «песики» (так называют в народе трамваи Pesa) не прижились в Москве?

«На тебе, Боже, что мне не гоже»

В Москва трамваи Pesa Fokstrot появились в 2014 году: тогда столица получила от Польши 70 вагонов из предполагаемой партии в 120 вагонов.

Любопытно, что изначально в конкурсе на поставку в столицу трамваев тогда победил «Уралвагонзавод» (УВЗ). Предполагалось, что он получит несколько трамваев Pesa и освоит сборку с последующей локализацией производства в России.

Однако в итоге все вагоны были произведены в Польше, а по документам они считались российскими. УВЗ лишь разместил на вагонах свою заводскую табличку.

В течение 10 лет 23 вагона работали на маршрутах Краснопресненского депо №№ 6, 10, 15 и 21. Однако они часто ломались, а после введения санкций в 2022 году обслуживать их стало проблематично.

Кроме того, в Москву успели прийти только первые 60 вагонов, после чего рубль рухнул. Москва рассчитывалась с УВЗ рублями, и расплачиваться с поляками по новому курсу завод уже не мог. Поэтому часть готовых вагонов осталась в Польше.

А в декабре 2023 года Москва отправила трамваи Pesa в отставку.

Среди причин такого решения называют не только проблемы с запчастями. По одной из версий, столичные власти решили унифицировать свой парк трамваев, чтобы все они были от одного производителя, – так их легче обслуживать. Тем более что российские заводы научились делать неплохие трамваи.

«Одна из самых убитых трамвайных систем страны»

А тем временем уфимцы рады и подержанным вагонам.

«В Уфе одна из самых убитых трамвайных систем страны», – так оценивает состояние трамвайных путей в башкирской столице «Мострансмониторинг».

Предыдущие подарки Москвы (вагоны КТМ) сходили с рельсов буквально через день-два после начала эксплуатации, утверждают авторы ресурса, а вагоны Pesa не менее чувствительны к состоянию путевого хозяйства.

Износ трамвайных путей в Уфе достиг сотни процентов, подтверждает UFA1.RU. Но при этом за ними «всё же осуществляют уход, чтобы не повторилась история, как в Кемерове», уточняется в публикации.

Даже 22 вагона уже станут «серьезным шагом вперед для Уфы», и «похоронить электротранспорт уже будет сложно», считает аналитик Олег Арефьев. Эксперт рассказывает, что в Уфу приезжали специалисты из Москвы, которые оценили путевое хозяйство и дали рекомендации по обслуживанию польских трамваев.

Но возникает вопрос: если в Москве не нашли запчасти, то откуда они в Уфе?

Судя по всему, чинить польские трамваи будут с помощью запчастей российского производства, полагает Арефьев. «Вопрос с запчастями практически решен москвичами был уже давно, сняли с эксплуатации их совсем по другой причине», – говорит эксперт.

«Они смотрелись просто космически»

Десять лет назад москвичи радовались трамваю Pesa точно так же, как сейчас – уфимцы.

«На фоне старых «Татр» и «КТМ-8» (в которых ещё и обитали турникеты) «Песы» смотрелись просто космически: длинные, низкопольные, с уютным салоном, мягкими креслами, кондиционером и плавным ходом», – пишет в своем «Живом журнале» Георгий Красников, блогер-транспортник.

По его словам, польские трамваи свои появлением произвели в Москве фурор. Их уход Красников считает преждевременным и называет утратой.

«Отличные удобные вагоны, я бы сказал, одни из лучших в Москве», – добавляет он. 

С ним согласны многие москвичи, пользовавшиеся польскими трамваями.

«Трамваи были очень хорошие, мягкий ход, плавный, – пишет Мурат в комментариях к нашему телеграм-каналу. – Намного вместительнее были, чем те же «Львята», которыми нас пичкают в прямом смысле слова. Очень жаль, что трамвайное управление просто пнуло под пятую точку «песы», тупо из-за своего нежелания их обслуживать».

«На каждом стыке «Витязь» звенит, «песы» идут тихо. Мелочь, а приятно», – дополняет Родион в комментариях «Мострансмониторинга».

Для справки: Pesa – семейство низкопольных сочленённых трамваев, которые производят в польском городе Быдгощ на заводе Pesa. В Москве на их место вышли отечественные «Витязи» и «Львята» производства ПК «Транспортные системы».

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий