От Москвы до Черного моря за 16 часов: выполнимо ли для РЖД президентское «пожелание»

Блог

От Москвы до Черного моря за 16 часов на поезде: это не фантастика, а пожелание, которое высказал президент Владимир Путин на совещании по развитию Юга России и Приазовья. Насколько оно далеко от реальности и что с этим «пожеланием» делать железнодорожникам.

От Москвы до Черного моря за 16 часов: выполнимо ли для РЖД президентское «пожелание»
Автор: Липунов Г.А./wikimedia

Всем стоять, скорый из Москвы!

«Здесь, на южном направлении, есть узкие места, к сожалению. Прежде всего говорю о железной дороге. <…> Прошу обозначить предложения по расширению пропускной способности железных дорог в сторону Азовского и Черного морей. В том числе предлагаю подумать о возможном разделении грузового и пассажирского сообщения на южном направлении. При этом напомню об уже поставленной задаче. Что имею в виду? Нужно сократить до 16 часов время в пути пассажирских поездов от Москвы до черноморского побережья. Мы уже об этом неоднократно говорили. Азовское и Черное моря – это традиционные места отдыха, любимые миллионами наших граждан, и туризм – одна из ключевых отраслей экономики всего региона», – заявил Владимир Путин.

Сейчас время в пути самого быстрого пассажирского поезда от Москвы до Черноморского побережья – №101/102 Москва – Адлер – составляет 20 часов 48 минут: ровно столько он едет от столицы до Туапсе, первого приморского города на маршруте. До конечного пункта – Адлера – этот поезд доезжает за 23 часа 14 минут.

Быстрее не может: возможности для ускорения «малой кровью» исчерпаны. Поезда и так идут с максимально возможной скоростью, минимумом стоянок и электровозом ЭП20, который может ходить и под постоянным, и под переменным током.

При этом вся железная дорога на южном направлении и так встает, чтобы пропустить «самые скорые» поезда. А их много: два – на Адлер, остальные – на Ростов-на-Дону, Анапу, Кисловодск, Новороссийск и Симферополь.

От Москвы до Черного моря за 16 часов: выполнимо ли для РЖД президентское «пожелание»
Двухэтажный поезд Москва – Кисловодск

Вот почему обычные пассажирские поезда тащатся на юг так долго. К примеру, летний поезд №155/156 Москва – Анапа будет идти 1 день 6 часов 27 минут, то есть 30,5 часов! А поезд №44 Москва – Имеретинский курорт доползает до конечной за 1 день 9 часов 52 минуты, то есть почти за 34 часа!

Одна из причин долгого времени в пути: ближе к морю дорога становится однопутной. К примеру, таков почти весь участок от Краснодара до Туапсе. То есть поезда не могут идти навстречу друг другу полноценным ходом и вынуждены ждать встречные составы на разъездах, теряя время.

Среди других препятствий – путь не приспособлен для высоких скоростей в 160 км/ч.

«И цену сделать 20 тысяч за билет. Пусть сидят дома»

Сеть уже пестрит остроумными комментариями к пожеланию президента. «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе», – иронизирует наш подписчик Дмитрий, вспоминая слова поэта Некрасова.

«И цену сделать 20 000 за билет. Пусть сидят дома», – советует Екатерина.

От Москвы до Черного моря за 16 часов: выполнимо ли для РЖД президентское «пожелание»

Кто-то всерьез предлагает «подвинуть» в графике грузовые составы, отдав приоритет пассажирским.

«Вижу примеры, где, подвинув грузовое увеличили скорости пассажиров, – пишет Игорь. – Так, что мобильность реально возросла. И не только Сапсаны тут. Туризм на Выборг, Псков».

С ним не согласен пользователь KAB, защищающий грузоперевозчиков.

«Сапсаны» – это самое что ни на есть “костыльное» решение”, – возмущается он. – Примерно, как разгон на рубль и удар на копейку. Грузы заставили ездить в объезд с кружностью дополнительные 500 км… Оплачивают эти прелести жизни грузоотправители».

Пользователь под ником «Поездатая жизнь» опасается, что в погоне за скоростью из расписания «будет отрезано много городов».

А Николай считает, что имеет смысл начать строить новые спрямленные ж/д участки, где ровная местность: например, Новочеркасск – Энем/Крымская или Тула – Воронеж.

«С нетерпением ждем решения с наклонными кузовами для участка Краснодар – Туапсе», – вносит предложение пользователь Владимир.

Действительно, на южном направлении можно было бы повысить скорость за счет принципиально других вагонов – с наклоняющимися кузовами. Маятниковый механизм позволяет проходить повороты на железной дороге с бо́льшей скоростью, при этом пассажиры не ощущают дискомфорта. Такое решение можно было бы применить в отношении упомянутого участка от Краснодара до Туапсе, где дорога изобилует кривыми (поворотами). Если на таком отрезке пути повысить скорость поезда с обычными вагонами, то пассажиров будет бросать из стороны в сторону и ощущения будут примерно такие, как при морской болезни.

В РЖД закупали поезда с наклоняющимися кузовами за границей (например, «Стрижи» или «Аллегро»), но из-за санкций такие поезда больше не ходят. А значит, и наклоняющиеся вагоны нужно изобретать самим. А это – годы работы и большие деньги, которые с бухты-барахты взять неоткуда.

«Куда вас Сатана несет с вашими ускорениями»

Стоит вспомнить, что в истории уже был проект высокоскоростной магистрали «Центр-Юг», родившийся в СССР в конце 1980-х. Тогда было принято решение строить отдельную скоростную магистраль из Москвы через Харьков, после которого она разветвлялась – одна линия должна была пойти в Крым, другая – через Ростов на Северный Кавказ. Скорость на этой ВСМ предполагалась 300 – 350 км/ч.

Увы, проект провалился. Эксперты считают, что на таких сверхдлинных маршрутах люди охотнее пользуются самолетами: билет стоит ненамного больше, а экономия времени существенная.

С этим полностью согласен наш подписчик Алекс: «Зачем сейчас вообще там что-то сокращать, если из Москвы в Адлер самолет летит 3,5 часа? Смысл такого псевдоускорения околонулевой».

А читательница Ольга предлагает просто остановиться и успокоиться: «Куда вас Сатана несет с вашими ускорениями? Мчитесь как угорелые там. Жизнь одна. Поднимите головы, посмотрите на природу за окном поезда. Послушайте размеренный стук колес. Успокойте нервы».

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Игорь

    Прогресс должен идти вперёд! Если не будем идти в ногу с прогрессом , всегда будем догонять … Китай, Европу, японцев , арабов.

    Ответить