Проекты советских высокоскоростных магистралей, которым не суждено было сбыться

Блог

Удивительно, но в России до сих пор нет ни одной высокоскоростной железной дороги, где поезда могли бы разгоняться до 250 км/ч и больше. Попытки создать ВСМ были, но закончились провалом. Интересно посмотреть на них в свете очередной попытки построить ВСМ «Москва – Санкт-Петербург».

«Центр – Юг»: поезда в Крым не пошли

В СССР о строительстве ВСМ задумались в самом конце 1960-х. Тогда Министерство путей сообщения (МПС) СССР дало задание проектным организациям изучить вопрос, как повысить скорость движения на железных дорогах страны. Думали долго – почти 30 лет. В результате была сформулирована Государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт», утвержденная Совмином СССР в декабре 1988 года.

За ее основу взяли достижения японской высокоскоростной сети железных дорог Синкансэн: первая ее линия длиной 515 км была открыта между Осакой и Токио в октябре 1964 года. Это расстояние поезд преодолевал за рекордные 2,5 часа, делая 17 остановок.

Проекты советских высокоскоростных магистралей, которым не суждено было сбыться
Поезда Синкансэн

Примером для СССР также послужили скоростные линии во Франции, построенные для поездов TGV и ставшие самыми скоростными в Европе.

Головным проектом научно-технической программы стало строительство высокоскоростной (300 – 350 км/ч) магистрали «Центр – Юг» протяженностью 1500 – 2000 км. Как пишет «Российская газета», было принято решение строить отдельную скоростную пассажирскую железную дорогу из Москвы через Харьков, которая позже должна была разделиться на два направления: одно в Крым, другое через Ростов на Северный Кавказ. «Проект был достаточно перспективен, – цитирует газета доцента кафедры МИИТа Дмитрия Роменского, – в Советском Союзе этот транспортный коридор был самый пассажироемкий, по нему ежегодно совершались колоссальные объемы перевозок между Москвой и курортными городами».

Но проекту «Центр – Юг» не суждено было сбыться. Если верить Википедии, тогдашний начальник Октябрьской железной дороги Анатолий Зайцев «продавил» направление Ленинград – Москва и, вопреки программе, сделал его головным участком будущей ВСМ. Возможно, сыграла свою роль относительно малая протяженность «ленинградско-московского» участка, в то время как южная ветка была слишком длинной.

«На сверхдлинных маршрутах протяженностью более тысячи километров пассажиры охотнее летят самолетом. На таких больших расстояниях авиаперелет дает существенную экономию времени, а билет стоит примерно столько же», – считает Дмитрий Роменский.

Классическая протяженность ВСМ, по словам эксперта, составляет от 400 до 700 км.

Москва – Санкт-Петербург: все закончилось коррупцией и ямой

Линия Москва – Ленинград как раз подходила под классическую длину ВСМ. Поскольку железная дорога, построенная в 1851 году, проходила по оптимальному и наиболее прямому маршруту, было решено пускать по ней и высокоскоростные, и обычные поезда.

В первой половине 1960-х линию сделали своеобразной производственной лабораторией скоростного движения: здесь уложили бесстыковой путь из тяжелых рельсов со специально спроектированными советскими учеными стрелочными переводами. Это позволило поездам впервые в советской ж/д практике ездить со скоростью выше 160 км/ч. Вплоть до 1967 года здесь велись опыты по развитию максимальных скоростей пассажирских поездов до 180—200 км/ч. Но к 1970-м годам они постепенно сошли на нет.

В 1973 году для скоростного движения по трассе Ленинград – Москва были созданы электропоезда ЭР200 производства Рижского вагоностроительного завода и электровозы ЧС200 (Skoda, Чехословакия), рассчитанные на скорость до 200 км/ч.

Проекты советских высокоскоростных магистралей, которым не суждено было сбыться

С 1975 года по 1991 год (16 лет!) продолжалась тягомотная эпопея с попытками создать ВСМ Ленинград (Санкт-Петербург) – Москва: бесконечные программы, проекты, указы никак не приближали ее строительство. Свет забрезжил, казалось, в 1991 году, когда указом Ельцина от 13 сентября для строительства ВСМ было образовано РАО «Высокоскоростные магистрали». Как пишет ТАСС, стоимость проекта оценивалась в $7-10 млрд, причем частично планировалось строить его на заемные средства. Институт «Ленгипротранс» подготовил проект трассы: она должна была пройти параллельно существующим путям на расстоянии 30-50 км с отклонением в сторону Великого Новгорода.

Для новой дороги создали специальный скоростной поезд ЭС-250 «Сокол», который был разработан конструкторским бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург), судостроительной фирмой «Алмаз» (Санкт-Петербург) и заводом «Титран» (Тихвин, Ленинградская обл.). Но в ходе испытаний он так и не смог достичь заявленной скорости в 250 км/ч, а госкомиссия обнаружила еще и ряд небезопасных для эксплуатации недостатков. Поезду так и не дали ход: ныне его можно увидеть в петербургском Музее железных дорог России.

Проекты советских высокоскоростных магистралей, которым не суждено было сбыться
Автор: NearEMPTiness. Собственная работа, Wikimedia

Под проект «ельцинской» ВСМ рядом с Московским вокзалом в Петербурге, в 100 метрах от Невского проспекта даже выделили территорию и вырыли яму. На этом стройка закончилась. Через семь лет, в июле 1998-го, Ельцин отменил указ «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва», а РАО «ВСМ» было признано банкротом.

Позже, в 2007 году, после проверки деятельности компании Счетной палатой, ее председатель Сергей Степашин заявил, что 70 млн долларов, потраченных на проект, «ушло в никуда». О результатах открытого по следам уголовного дела так ничего и не известно. А в 2010 году на месте ямы открылся торгово-развлекательный центр.

Москва – Казань: очередная фантазия

Через 20 лет после фиаско ВСМ Москва – Петербург россиянам пообещали новую скоростную трассу Москва – Казань. Предполагалось, что она пройдет через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Согласно проекту, скорость поездов должна была достигать 360–400 км/ч. Минтранс пообещал начать строительство в 2019 году, а тогдашний глава министерства Евгений Дитрих даже заявил, что «уже есть задел». Завершить строительство планировали к 2027 году.

Проекты советских высокоскоростных магистралей, которым не суждено было сбыться

Как сообщал Интерфакс, был создан Российско-китайский консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group, который и спроектировал трассу. ВСМ Москва – Казань рекламировалась как приоритетный участок евразийского транспортного коридора Москва – Пекин. Общая стоимость его составляла около 1,7 трлн рублей, из которых 700 млрд должно было предоставить государство на безвозмездной основе. Еще 200 млрд давало РЖД, остальное должен был привлечь частный бизнес.

В РЖД даже выпустили презентацию нового скоростного поезда, больше, впрочем, похожую на мультфильм. При этом почему-то не сообщалось, где этот поезд планируют строить. А РИА Новости опубликовали красивые картинки того, как фантастически будут выглядеть вокзалы будущей высокоскоростной магистрали Москва – Казань. 

Проекты советских высокоскоростных магистралей, которым не суждено было сбыться
Рендер поезда Москва – Казань

Была в проекте и еще одна странная деталь: СМИ, в частности, «Коммерсантъ», писали, что ВСМ Москва – Казань пойдет до Гороховца по новым путям, а затем подключится к существующей железной дороге до Нижнего Новгорода. Эксперты восприняли это сообщение как недоразумение:

«По сути, нам предложат повторение истории с «Сапсаном», когда планировали-планировали отдельную магистраль до Петербурга, а потом махнули рукой и пустили «Сапсан» по действующим путям, отменив электрички и замедлив прочие поезда», – писал наш канал в Дзене.

Но беспокоились зря: магистраль, как обычно, не построили. В 2020 году вице-премьер Марат Хуснуллин озвучил причину: «высокая стоимость», а также «неподтвержденный пассажиропоток». Спрашивается, зачем тогда начинали?

ВСМ от Путина: предвыборные «обещания»?

И вот теперь новая тема: ВСМ Москва – Петербург.

Трасса, обещающая преодоление расстояния между двумя городами за фантастические 2 часа 15 минут. Стоит напомнить, что «Сапсаны», которые начали курсировать на маршруте Москва – Санкт-Петербург в 2009 году, пошли по обычным путям, на которых скорость не должна превышать 250 км/ч. Сегодня самый быстрый из «Сапсанов» преодолевает расстояние в 645 км за 3 часа 42 минуты.

Технически поезд «Сапсан» может развивать скорость до 300–350 км/ч, но на железных дорогах России это невозможно. Поэтому и возродился – в который раз – амбициозный проект ВСМ Москва – Петербург. Станет ли он очередной предвыборной «пустышкой» или будет реализован до конца, увидим в ближайшее время.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий