«РЖД возглавляют люди без профильного образования»: почему в этом нет проблемы?

Блог

В одном из комментариев читатель спросил мое отношение к тому, что РЖД возглавляют люди без профильного высшего образования. На первый взгляд кажется, что я должен заклеймить РЖД позором и написать статью, как ужасен Белозеров. Но отношение мое к этому вопросу неоднозначное. И вот почему.

«РЖД возглавляют люди без профильного образования»: почему в этом нет проблемы?

А правда ли, что там все без профильного образования?

Давайте начнем с самого главного. Это не правда, что РЖД возглавляют люди без профильного образования. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть сайт РЖД и посмотреть биографии руководителей.

Вот, например, Валинский Олег Сергеевич, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги. Окончил Ленинградский техникум железнодорожного транспорта и Петербургский государственный университет путей сообщения.

Или Кобзев Сергей Алексеевич, первый заместитель генерального директора РЖД. Окончил Московской институт инженеров железнодорожного транспорта.

Или Пегов Дмитрий Владимирович, заместитель генерального директора по вопросам пассажирского комплекса. Окончил Ленинградский электромеханический техникум по железнодорожной специальности, затем – Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения и Высшую школу экономики.

Короче говоря, если вы посмотрите биографии управленцев из высшего аппарата РЖД, то увидите, что утверждение про отсутствие профессионального образования у всех – не правда. Хотя у кого-то, конечно, его нет.

Есть такая профессия – управлять

Вообще-то говоря, чтобы быть управленцем, хорошо бы в первую очередь освоить соответствующую специальность. Управлять – это не только навык, но и наука, и этому учат в специальных вузах.

«РЖД возглавляют люди без профильного образования»: почему в этом нет проблемы?

Если вы руководите коллективом, где работают сотни тысяч человек – а в РЖД около 700 тысяч сотрудников – вам нужно знать про принятие управленческих решений, управление персоналом или финансовый аудит намного больше, чем про устройство подшипника.

В российском обществе есть ожидание, что лучший руководитель – тот, кто пришел «с низов» и поднялся вверх по карьерной лестнице. Но такой подход не всегда соответствует общемировой практике. Оппоненты этой теории скажут: хорошему ТОП-менеджеру все равно, чем управлять – заводом, сетью магазинов или консалтинговой компанией. Настоящий руководитель приходит на захудалое предприятие, делает его успешным и идет дальше на следующее, несмотря на отсутствие опыта в индустрии и предметной экспертизы.

Управленец-профессионал будет более эффективен и личностно, чем его коллега с инженерной профессией. Профессиональный топ-менеджер не будет привязан к конкретной отрасли и легко перейдет на работу в другой сегмент рынка.

Экс-директор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков, который успешно развил лоукостер до небывалых высот, ушел руководить «Перекрестком». А нынешний министр транспорта Виталий Савельев до того, как стать директором «Аэрофлота», успел поработать и в банках, и в телекоммуникационных компаниях. Я назвал эти фамилии для примера, а не потому что биографии этих людей меня восхищают. Есть тысячи других.

«РЖД возглавляют люди без профильного образования»: почему в этом нет проблемы?
Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков пробует себя в роли бортпроводника, чтобы понять производственные процессы. Фото: Марина Лысцева

В этом плане – большой вопрос, можно ли себе представить руководящим сетью магазинов, к примеру, экс-главу РЖД Геннадия Фадеева, вокруг фигуры которого до сих пор не утихают споры.

И в этом смысле, наверное, не так уж и важно, что глава РЖД Олег Белозеров окончил экономический, а не транспортный вуз. Важнее та информация, на основе которой он принимает управленческие решения. А вот эту информацию ему должны готовить специалисты. И я думаю, что ни у кого нет сомнений в том, что Белозеров вокруг себя выстроил гораздо более квалифицированную команду, чем была у Якунина.

Якунина, кстати, обсуждать в этом контексте не хочется вообще. Должность свою он занял за другие заслуги – и это, увы, частый случай в современной российской истории.

Менеджмент на местах

Совсем другое дело – это руководители среднего звена. Их обсуждают меньше, потому что это менее популярная, но не менее важная тема. Какими они должны быть – менеджеры на местах?

В Сети часто можно найти негативные отзывы о руководителях железнодорожных подразделений на местах. Мол, был классный парень, но как поставили директором депо (или любого другого структурного подразделения) – стал ужасен. И это тоже часто следствие отсутствия управленческого образования. Найм и отбор сотрудников, обучение и развитие персонала, управление конфликтами, мотивация, а также контроль выполнения задач и оценка результатов работы – этому всему необходимо учиться.

«РЖД возглавляют люди без профильного образования»: почему в этом нет проблемы?

И в этом смысле другая крайность – пришедший «с улицы» менеджер без опыта работы на железнодорожном транспорте – также недопустима. Ведь работает на местах очень важно знать нюансы. Здесь проблему могут решить (и отчасти решают) корпоративные программы повышения квалификации.

Тема дискуссионная и не такая простая, как кажется на первый взгляд. Пишите в комментариях, что думаете.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Владимир

    Приезжал к нам в депо Якунин. Было начало ноября. Говорит: зашёл вчера к главному диспетчеру. А там сотни задержек поездов по сети дорог. Диспетчер объяснил это нулевыми температурами. А Якунин удивился: а что нулевые температуры влияют на движение поездов?
    Объясняю: в момент перехода с плюса в минус происходят перемерзания пневматических цепей. Вода и снег на стрелках к вечеру превращаются в лёд.

    Ответить
    1. Din

      Да у нас на дню по нескольку раз туда сюда… С минуса на плюс)) о обратно, не дурите начальству голову))

      Ответить
    2. Андрей

      В РЖД как и в других сложных структурах и отраслях должны руководить профессионалы,которые знают работу и особенности каждой службы.А не «дефективные менеджеры»которые только соображают как сэкономить финансы.Из жизни прикол: комиссия стоят на месте схода и молодые «специалисты менеджеры»между собой говорят»странно, стрелки покрашены,трава выполота,мусор подобран,а вагоны всё равно упали».Это автору,для обоснования следующих статей,что профильное образование не обязательно.

      Ответить
  2. Андрей

    Как-то было сборище операторов у Белозерова, и они ему задают вопрос: — Олег Иванович Валентинович, что вы предпринимаете для сокращения сроков оборота вагонов? На что он ответил: — это не мой вопрос.
    Занавес.

    Ответить
  3. Даниил К.

    Лизнул автор знатно, ну что поделать

    Ответить
  4. 111

    Был бы во главе сейчас Якунин…. Писали бы какой он хороший. Да кстати и писали ведь, чего греха таить. Работать не хочется, вот писать это да.

    Ответить
  5. Алекс

    Вот так «эффективные менеджеры» и развалили экономику страны… Руководить тем, чего не знаешь…. Чего тут хорошего? И еще хвалиться этим!? Пора менять курс, «товарищи»…

    Ответить
  6. Эдуард

    И что, автор хочет сказать, что у нас при таких не профильных управленцах экономика первая в мире? Идиот.

    Ответить
  7. Виталий

    Истинными управленцами рождается около 12% от всей численности. Больше нет смысла. И основной предмет Достаточно Общая Теория Управления к сожалению не входит в обязательные профильных вузов. И определяли эти 12% бабки повитухи. К сожалению это все утрачено и имеем то что имеем….

    Ответить
  8. Аленка

    Ну да конечно. Всю жизнь работаешь, много опыта в этой сфере. Стремишься подняться по карьерной лестнице. А тут, приходит типо «менеджер» с улицы, и сразу садится на должность и тд. Вы о чем вообще сейчас написали автор?! Чушь полная. И это неправильно. Повышение квалификации можно получить за 72 часа, выдадут несчастную корочку и что? Стал специалистом в данной сфере? Вы серьёзно?! Вот так стало ОАО «РЖД» в наше время ни о чем. Утопия. Уже уходят спецы. Все похерили напрочь

    Ответить
  9. Ольга

    В чём то можно и согласиться. Но по большей части улучшений для работников ж. д. нет. Простых работников сокращают, переводят в аутсорсинг даже монтеров пути. Качество ж. д. путей падает, очень много сходов поездов. А вот проверяющих всё больше. Поэтому про Фадеев и говорят хорошо, что при нем не было такого бардака.!

    Ответить
  10. Елена

    «Директор депо» — это вы сильно сказали!

    Ответить
  11. При Брежневе

    Было лучше!

    Ответить
  12. Гость

    Бред. Люди типа Белозёрова могут заместителем генерального директора РЖД по экономике и финансам, но никак не генеральным директором. Это настолько специфическая отрасль, что закладывать политику развития должен профессионал, а его помощники (заместители) в силу своих талантов претворять это в жизнь. Мы много потеряли на железных дорогах за время якунинско-белозеровского правления. Последний нормальный министр был Конорев, который категорически выступал против приватизации ж.д.транспорта. Его не услышали. Железнодорожник с 40 летним стажем, сейчас главный принцип-накрасить губы. Дико растёт количество управленческого персонала на дорожном и московском уровне с высочайшими контрактными зарплатами. 500 тыс. В месяц это не очень много по их меркам. А внизу на поле работать некому и не за что

    Ответить
  13. Анатолий

    Если Олега Валентиновича окружает команда специалистов -управленцев, тогда почему к примеру на некоторых дорогах перед проведением ремонтных работ в «окна», на станциях начинают массово закрепляться поезда на главных путях, даже на перегонах по три поезда ставят под смену локомотивных бригад. А потом после завершения «окон» поезда на главных путях так и стоят, вывозить то не чем уже подошли другие поезда под которые надо заказывать бригады. А дежурный по станции сидит сутками за пультом объезжает брошенные поезда. А через некоторое время едет с проверкой вагон-путеизмеритель и закрывает занятые пути для движения, и снова сидит дежурный за пультом сутками. А нам говорят надо выполнять участковую скорость — это уже миф, работать на показатели советских времён. Провозная способность определяет работу дороги! Можешь везти больше и дальше -хорошо.

    Ответить
  14. Александр

    В статье есть ключевая фраза, про технологический процесс производства!!!
    Это определяющий момент управленца.!!!
    Т. Е. — ВСЕГДА!!! требуется обучение технологии, любого дела!!!

    Ответить
  15. Наталья

    Вроде бы все правильно пишите, управление — это наука. Но вот в части именно сегодняшнего РЖД сомнительно утверждать что управленец справляется лучше чем железнодорожник. Компания сильно сдала свои позиции по сравнению даже с периодом 20-25 лет назад. Раньше работать в отрасли было престижно и сложно попасть даже с профильным образованием, а сейчас берут всех кто приходит, есть образование, нет, без разницы, организуют курсы, причём онлайн и все. И зарплаты стали совершенно не конкурентные. Специалисты разбегаются по частным фирмам.
    Соглашусь что управленческий опыт нужен, но все-таки в комплексе с профессиональным образованием. Все таки управлять магазином » купи-продай» , это не технической отраслью. Нельзя сравнивать несравнимые вещи. Технической отраслью должен управлять инженер. Сейчас даже на государственном уровне хвастаются за голову что наплодили всяких менеджеров, а технарей и инженеров совсем нет. И кстати Жириновский открыто говорил, совсем незадолго до своей смерти, — » Управление нужно отдать инженерам, только тогда будет толк в развитии экономики».

    Ответить
  16. Виктор

    Я как железнодорожник в настоящий момент пенсионер. У руководства РЖД с конца 20 века в руководители предприятий отделов начальники стали пропихивать своих сынков и тд. Которые без опыта работы на местах. Сам знаком был с такими. Мысль у них только одна хапнуть побольше. В советское время в управлении, отделении работали специалисты со стажем работы по 15-20 лет. А сейчас попробуйте найдите в упралении того у кого стаж работы рядовым работником. Точно не найдете.

    Ответить
  17. Владимир

    Бред. Вот именно что вы должны заклеймить, а не писать чушь. Финансисты и экономисты должны не быть главой, а должны быть их замами. А управлять отраслью должны профи этой отрасли. Автор статьи, явно не в теме! Чтобы быть в теме, надо иметь не маленький опыт в этой отрасли. И не год и не два. Лучше лет 10 как минимум. От того что финансисты рулят, всё и печально в РЖД. Явно автор не застал времена МПС. Тогда ему было с чем сравнивать.

    Ответить
    1. Таня

      Полностью с Вами согласна, не РЖД стало, а черт знает что!!! Одна бумажная волокита!!!

      Ответить
    2. Пантелеймон

      А профи это кто ? Кто должен быть генеральным — машинист , движенец , путеец , энергетик — КТО ? Правильно автор пишет — дело руководителя организовать процесс а вникать в каждый из ньюансов должны замы , вот они и должны быть доками в деле , впрочем так и есть !

      Ответить
  18. Александр

    Ну да, вот у нас и разруха везде! В Москве всё хорошо, а вот у нас в Сибири….. Дорог нет, сельского хозяйства нет, заводы разрушены и всё это благодаря топ-менеджерам с библиотекарьским образованием! Автор сам-то понял, что нацарапал?

    Ответить
  19. Лариса

    Подумаешь! Вот вы статью раздули.У нас министр здравоохранения был(а) без медицинского образования. Чтож, бывает 🙁 к сожалению и такое.

    Ответить
  20. Гость

    Как работник ржд скажу, что железную дорогу развалили

    Ответить
    1. Гость

      Это точно и продолжают разваливать, то что от нее осталось🤨.

      Ответить
  21. Инга

    Безграмотные ,не прфессиональные руководители для которых железкато только деньги,деньги.а для меня это вся жизнь.

    Ответить
  22. Great Mike

    У варваров нет образования… не надр говорить, что управленцы с неизвестно какими дипломами неизвестно каких ВУЗов? упоавляют транспортом эффективнее, чем инженеры… Врут, как обычно… и хвалят сами себя, больше некому…

    Ответить
  23. Эвелина

    Примерно с середины 19 века в России началось активное строительство железных дорог и если почитать биографии управленцев и строителей можно заметить, что все они имели не одно высшее техническое образование — профильное обязательно, многие оставались в институтах передавать знания дальше, воплощали свои идеи в конкретных проектах, которые им предлагали возглавить. И люди с техническим образованием совершенно спокойно составляли сметы и руководили коллективами инженеров и рабочими. Конечно, это были люди из дворян, иногда из обедневших, но у них было хорошо с интеллектом и чувством долга перед Родиной и честью. Наверное, в этом все дело….

    Ответить
  24. Гость

    Просто развалили всю РЖД!!! Работать то некому, специалистов нормальных нет, убегают с ржд, одни руководители, дирекция на дирекции!!!! Все на договорных отношениях!!! Особенно прикалывает как сейчас разрабатываются различные мероприятия, называется это так «сделайте то не знаю что»!!! В бумагах скоро закопаемся!!!! Руководителями надо ставить тех, кто начинал со слесаря или помощника машиниста и поднимался по «ступенькам», а не понять кого!

    Ответить
  25. Елена

    У меня тоже знакомый окончил университет путей сообщения. Так после окончания он год слесарем в депо проработал. Месяцев через 10 мастером стал. И там года три проработал. Это уже лет через 7 он стал руководителем. Зато работу теперь с 0 знает. Но это все равно исполнители. А в руководстве самого главного управления все равно будут угодные, они себе советников в штат наберут и будут руководить в чем не разбираются.

    Ответить
  26. Сергей

    Практически со всеми комментариями, что выше, согласен. Железная дорога есть специфическая и довольно сложная отрасль народного хозяйства, где есть не только вагоны, локомотивы, путь, но и энергетика, связь, строительство и многое другое. И чтобы управлять такой структурой, обязательно нужен опыт работы «внизу», где познается и приобретается опыт не только по своей должности, но и связь одной ж.д. организации с другой. Сбой работы в одной организации тут же сказывается на итоге работы транспорта на ж.д. узле, регионе, управления ж.д. дороги, и в целом РЖД. Как итог, это задержка поездов, и как следствие, понесенные материальные и финансовые убытки кампании. Это в общем. А если говорить конкретно, то в МПС подбор кадров производился как нужно. Тот или иной специалист, набираясь опыта в работе, поднимался вверх по служебной лестнице. Мастер, старший мастер, главный инженер, руководитель локомотивного, вагонного депо и т.д. Далее вышестоящий уровень — отделение ж.д. (сейчас регион). Ещё выше управление дороги. И только после этого МПС. И не обязательно сразу главным инженером, замом или руководителем главка (сейчас департаментом), а начальником отдела. То есть, чем выше структура управления, тем выше знания, опыт и способность качественного управления. Сейчас в РЖД этого нет. На должностях начальников региона, управления ж.д. и РЖД должны стоять люди, имеющие большой и практический опыт как инженеры, большие хозяйственники и руководители. Экономисты и финансисты должны быть (и были) их замами, и только. …Тема большая и можно многое ещё что сказать, имея опыт работы на транспорте почти 30 лет. Но скажу одно. МПС было по факту намного энергичнее, живее, производительнее, доходнее, намного больше социально ориентированное для своих работников, чем сегодняшнее РЖД.

    Ответить
  27. Иван

    Афтар, иногда лучше жевать, чем писАть. Малограмотный аналитик.

    Ответить
  28. Олег

    Понимаете, топ-менеджеру не важно, на чьих костях это всё делается, и как это всё тяжело в труде, ему главное цифры и оборот прибыли, а остальное всё его не волнует, на примере осмотра под председательством Н. Ему глубоко всё равно что на пути творитися, главное, чтобы фантики не валялись.

    Ответить
  29. Алексей

    За заместителей вопросов нет! Почему компанию возглавляет персонаж, который не понимает в работе?!

    Ответить