Шарганская узкоколейка когда-то была частью разветвленной сети узкоколейных железных дорог на Балканах. Сегодня это не более чем туристическая достопримечательность. Сербские железные дороги смогли сделать ее одним из самых посещаемых туристических мест в стране. Ширина колеи здесь – 760 мм.

Название
Осмица – это по-сербски восьмерка. Дорога получила такое название, потому что траектория ее самой живописной части маршрута похожа на восьмерку. Поезд, поднимаясь в горы, дважды проходит одну и ту же точку на разной высоте.


Новая старая дорога
Дорога была построена в 1920-е годы. В 1971 году узкоколейку закрыли, а в 2003 восстановили и запустили в работу – уже как музейную. Интересно, что принадлежит дорога главному сербскому перевозчику – аналогу РЖД, который называется «Србија Воз». Российские узкоколейки (кроме детских железных дорог) в структуру РЖД не входят.
Шарганскую осмицу начинали строить дважды. Первый раз – в 1916 году – в составе других участков узкоколейки. Тогда даже вырыли длинный тоннель под холмом Буда, но сошел оползень, которых пoхоронил около 200 рабочих – итальянских и русских пленных (тогда шла Первая мировая война). Говорят, русских было больше, чем итальянцев, но точное число погибших до сих пор не установлено. В память о них недавно построили православный храм, который прозвали Русской церковью. Дорога к нему выложена шпалами, а поручни сделаны из рельс.

Маршрут
Поезда начинают движение от станции Шарган Витаси, где находится крупное депо.

Затем поезд постепенно спускается к поселку Мокра Гора – центральной станции маршрута, попутно проходя через пять мостов и 22 тоннеля общей длиной 5445 метров. Именно на этом участке поезд проходит знаменитую «восьмерку». Перепад высот составляет 354 метра.

По пути поезд делает четыре остановки. Первую – на станции Ятаре. Эта станция не существовала изначально и была построена при восстановлении узкоколейки. Здесь крупный разъезд, красивый вокзал, смотровая площадка и живописный водопад.


Следующая остановка – Голубичи. Эту станцию построил режиссер Эмир Кустурица для съемок фильма «Жизнь как чудо», я уже рассказывал о ней подробно. Буквально в нескольких сотнях метров отсюда есть небольшая платформа со смотровой площадкой. Поезд останавливается там тоже.

Наконец, спустившись с горы поезд прибывает в поселок Мокра Гора – конечную точку маршрута.

В 2011 году железную дорогу продлили дальше за Мокру Гору – в Боснию и Герцеговину, до города Вышеград (продлили опять же по старому маршруту узкоколейки). Рейсы в Боснию и Герцеговину организуют летом. Зимой поезда ходят по сокращенному маршруту Мокра Гора – Ятаре.

Подвижной состав
Как правило, поезда по Шарганской осмице ходят с тепловозами (румынскими).


Но есть и несколько паровозов производства компании «Дуро Дакович». Один из них, который мне удалось сфотографировать, – 1949 года выпуска.


Вагоны все разные, но тоже исторические. На одном из них удалось обнаружить заводскую табличку 1924 года.


При этом все вагоны – абсолютно разные по планировке.
Атмосфера железной дороги
Шарганская осмица – большой железнодорожный мир. Здесь сохранились семафоры, деревянные шпалы, от которых пахнет креозотом, фонари на шлагбаумах, флюгарки…






А окрестности узкоколейки – железнодорожный заповедник. Здесь на достаточно большой площади разбросано множество артефактов. Паровозы, вагоны-кафе, гостевые дома, украшенные соответствующей атрибутикой, рестораны с тематическими фотографиями, гостиницы на станциях… Есть даже другая узкоколейка (600 мм) и музей при ней.





