Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро

Блог

Одна из самых обсуждаемых тем последних месяцев – закупка петербургским метрополитеном новых вагонов, в которых нет ни usb-портов для зарядки гаджетов, ни кондиционеров. Это резко контрастирует с Москвой, которая уже несколько лет покупает для метро поезда, где присутствует все перечисленное.

Как «Смарт» перестал быть «Смартом»

О том, что Петербургский метрополитен будет закупать принципиально иные поезда, стало известно в 2019 году. Тогда на форуме пассажирского транспорта был представлен макет нового вагона Smart. Его тогда детально описывали СМИ, а спустя два года тогдашний транспортный вице-губернатор Петербурга Максим Соколов фактически повторил эти публикации, описав технические характеристики новых вагонов.

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
Презентация макета вагона в 2019 году. Фото: пресс-служба Трансмашхолдинга

«Это самый технологичный состав в нашей стране. Для новых вагонов сконструировано «умное» окно, которое транслирует видео на прозрачное стекло. В салонах появятся USB-розетки, модули Wi-Fi и экраны трех типов: интерактивная карта метро, наддверные табло с бегущей строкой, экраны для трансляции развлекательных и информационных программ. Кроме того, планируем применять новые системы вентиляции и меняющееся в течение дня освещение. Утром тона будут холодными, а вечером – теплыми.

Для маломобильных пассажиров и родителей с колясками предусмотрены специальные места. Вагоны стали просторнее, а попасть в них проще благодаря расширенным дверным механизмам. Рассматриваем два варианта: первый – с шириной 140 см, второй – 160 см, что гораздо шире дверей на действующих вагонах. Эта идея позволит ускорить посадку-высадку пассажиров, сократит стоянку поезда на станции и увеличит пропускную способность метрополитена в целом.

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
Макет вагона Smart. Фото: Максим Соколов / ВК

Мы также учли пожелания наших машинистов. Кабина оборудована современными средствами управления поездом, системой микроклимата и эргономичным пультом управления. Основные элементы оставили на привычных местах. Другие важные новшества – система помощи, которая проследит за самочувствием машиниста, и система снижения шума. Предусмотрена техническая возможность перевода нового поезда в беспилотный режим. Обучение машинистов начнем уже в этом году», – писал Соколов.

Примерно в то же время аналогичный пресс-релиз выпустил комитет по транспорту Петербурга.

Потом про поезд долгое время не вспоминали. И вот в конце августа 2022 года появилось неожиданное сообщение, что Петербургский метрополитен заключил контракт на поставку 950 вагонов, но назывались они уже не Smart, а «Балтиец».

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
Поезд «Балтиец». Фото: Трансмашхолдинг

В конце августа подписали контракт, а в начале сентября получили первый поезд. Никто не успел понять, откуда он взялся (ну то есть понятно, что он произведен «Трансмашхолдингом», но когда именно произошла трансформация в сторону удешевления – неясно).

Оказалось, что в «Балтийце» нет ни умных стекол, ни увеличенной ширины дверей (остановились на варианте в 1400 мм), ни кондиционеров, ни usb-зарядок. С таким набором характеристик поезд оказался максимально похожим на вагоны предыдущего поколения, которые получили название «Юбилейные» и поставлялись в Петербург до 2015 года.

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
Внутри вагона поезда «Юбилейный»

Удивительно, как произошла подмена одних вагонов другими. Никто особо не объявлял об изменениях в контрактах, никто не рассказывал, что будут другие поезда. Просто их тихо строили и потом выдали за новые.

Нужны ли USB

Отсутствие usb-портов и кондиционеров стало едва ли не самой обсуждаемой темой в СМИ и блогах. Но так ли они нужны?

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
Внутри вагона поезда «Балтиец»

На мой взгляд, usb-зарядки обязательны в современных электричках, вагонах поездов дальнего следования, междугородних автобусах, самолетах и прочих видах транспорта, где пассажир находится долго. В вагонах метро, наверное, можно обойтись и без них, но классно, если они есть. Особенно если этот поезд позиционируется как инновационный и будет служить до середины XXI века. При длительных поездках в транспорте, где есть usb-разъемы, я частенько ими пользуюсь, и вижу, что пассажиры тоже с удовольствием подключаются.

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
USB-разъемы вмонтированы в сиденья поездов «Москва-2020»

Но здесь очень важно, как реализованы эти розетки. Например, в «Иволгах» второго поколения (курсируют в Москве на первом диаметре МЦД Лобня – Одинцово) есть usb-разъемы на 2,1А, которые поддерживают ускоренную зарядку. А в поездах московского метро «Москва 2019» и «Москва 2020» разъемы хоть и есть, но через них телефон заряжается куда медленнее. Как-то за полчаса поездки в «Москве 2020» я смог увеличить заряд батареи всего на 4%, после чего перестал пользоваться этими разъемами как бесполезными.

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
Модуль с usb-зарядками между сиденьями в поезде «Иволга»

Думаю, возмущение петербуржцев связано с тремя вещами: 1) а в Москве есть, 2) обещали и не сделали, 3) поезд позиционировали, как инновационный, а на деле он мало чем отличается от старых поездов.

Обман также многие почувствовали после того, как городские чиновники, в том числе губернатор города запустили опросы о необходимости usb-разъемов в метро, но по итогу никаких решений принято не было. Кстати, мы в «Дзене» тоже запустили голосование о том, нужны ли usb-разъемы в метро. По данным на 11 декабря, 65% проголосовавших считают, что usb-розетки в современных поездах обязательны.

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро

За последние несколько месяцев я побывал в нескольких европейских столицах – и нигде не видел ни одного вагона с usb-разъемом. Даже абсолютно новые поезда с «автопилотом» в Милане на линии, которая открылась буквально в ноябре 2022 года, – и те без usb. Хотя я не могу сказать, что это тот образец, с которого нужно брать пример.

А без кондиционера можно?

Вторая претензия к новым вагонам – отсутствие кондиционеров. И вновь это тот вопрос, на который нет однозначного ответа.

Да, в московских поездах кондиционеры есть. Но в московском метрополитене совсем другая температура воздуха летом. Московское метро – мелкого заложения, там летом жарко.

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
Поезд «Балтиец» в Петербургском метро

В петербургском метро летом не жарко. Поэтому если в вагонах открыты окна, то дышаться будет легко.

Но открытые окна в вагонах сказываются на комфорте пассажиров, потому что это – лишний шум. При закрытых окнах в поездах намного комфортнее.

Заменой кондиционеру могла бы служить хорошо работающая бесшумная вентиляция. Однако пока недостаточно данных, чтобы сказать, является ли она таковой в «Балтийце». Во время моей единственной поездки на этом поезде, мне показалось, что в вагоне все же было достаточно душно. Видел такие мнения и в других публикациях, однако никто толком не замерял показания качества воздуха в «Балтийце».

Страсти по USB, или Нужны ли «зарядки» и кондиционеры в петербургских поездах метро
Поезд «Балтиец» в Петербургском метро

На фотографиях и видео в Сети «Балтиец» всегда запечатлен с закрытыми окнами. Хотя в Петербурге уже четыре таких состава и их активно фотографируют, я не нашел ни одного снимка с открытыми окнами. Возможно, это связано с испытаниями, в том числе испытаниями систем вентиляции поезда.

Другое дело, что кондиционер выводит поездку на принципиально иной уровень комфорта. Когда поезд оборудован кондиционером, машинист может регулировать температуру воздуха в салоне вагона, понижая и повышая ее в зависимости от сезона и оттого, как одеты пассажиры. Жаль, что этого не будет.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий