Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном

Блог
Этот поезд ходит два раза в неделю и связывает несколько малых городов Карелии с Петербургом

Поезд №349/350 Петербург – Костомукша – из числа немногих оставшихся, которые связывают небольшие города с цивилизацией. Кажется, ФПК не любит такие поезда и относится к ним, как к «нагрузке». И денег не приносят, и отменить нельзя. Поэтому и вагоны в них сильно так себе, и тепловозы выдают, которые по пути могут сломаться. Так случилось и в моей недавней поездке.

Ламповый светильник и гравитационный туалет

Поезд Петербург – Костомукша курсирует дважды в неделю. Из Петербурга по средам и пятницам, из Костомукши по четвергам и субботам. Причем ходит разной составностью. На выходных – полноценный поезд с десятком вагонов: купейных, плацкартных и сидячих. В другой день – «огрызок» из пяти-шести вагонов. Спрос есть, билетов не достать, но ФПК – негибкая компания и увеличивать количество вагонов в составе не торопится.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Поезд №349/350 (слева) на Ладожском вокзале Петербурга

Поезд отправляется с Ладожского вокзала под тепловозом. В теории первые два часа пути (до станции Кузнечное) он мог бы идти с электровозом, но, видимо, РЖД не выгодно задействовать электровоз на столь коротком участке. Кстати, «Ласточки» Петербург – Сортавала идут до Кузнечного своим ходом, а дальше их «подхватывает» тепловоз. Но на подцепку локомотива к «Ласточке» уходит 20 минут, а на замену электровоза на тепловоз ушло бы все 40. Так что решение «коптить провода» (так говорят, когда по электрифицированному участку идет тепловоз, а не электровоз) – в данном случае в пользу пассажира. Вернее, в пользу скорости.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Тепловоз ТЭП70-215 с пассажирским поездом Петербург – Костомукша

Перед отправлением сходил посмотрел «в лицо» тепловозу, который нас повезет. Это был старенький ТЭП70. Сам поезд состоял из вагонов трех классов: купейных, плацкартных и сидячих – самых разных лет постройки и самого разного качества. Были здесь и новые тверские плацкарты, и сидячка, на которую без слез не взглянешь.

Правда, меня очень порадовало, что в каждом вагоне (в том числе в примитивной сидячке) висят занавески. Даже в фирменных поездах такое бывает нечасто.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном

Я собрался ехать внезапно и купил билет в штабной вагон в купе. Продажи открылись за два часа до отправления поезда, так что в купе я оказался один. Штабным был вагон из старых тверских. Кондиционеры уже сделали, розетки под столом появились, а биотуалеты еще не поставили. Но на станциях пассажиры могли ходить в соседний вагон – новый плацкарт.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
«Туалет. Во время стоянки не пользоваться»

В вагоне было уютно. Те же занавески на окнах, скатерть на столе, у проводника продавалось много разных товаров, можно было бесплатно набрать как кипяток из титана, так и охлажденную воду из чайника (давно такого не видел!).

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Интерьер купе пассажирского поезда №349/350 Петербург – Костомукша
Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном

Душу железнодорожного гика грели светильники: почти как в старых немецких вагонах Аммендорф или Герлиц.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Светильник в вагоне поезда №349/350 Петербург – Костомукша

Пять часов медитативных видов

Садясь в поезд, никогда не знаешь, что ждет тебя в пути: интересная беседа, сосед-храпун или возможность в одиночестве помедитировать, глядя в окно. А может, небольшое приключение?

Я настраивался на поездку в тишине и одиночестве: я люблю наслаждаться видами карельской природы из окна. Пикантности добавлял тот факт, что это единственный регулярный поезд дальнего следования, который следует из Петербурга через Сосново-Приозерск-Кузнечное.

Надежды мои оправдались. Вот Токсово и его вокзал, который два года назад снесли: сначала объявили реставрацию, а в итоге построили новый.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Новый вокзал на станции Токсово

Вот озеро в Кавголово.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Кавголовское озеро

А это Приозерск.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Вокзал станции Приозерск. Выявленный объект культурного наследия народов России

И еще живописная фотография.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном

А это встречная «Ласточка» из Сортавалы в Петербург.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Вечерняя «Ласточка» сообщением Сортавала – Петербург

Кстати, судя по размещенному на стенках вагона расписанию, этот состав иногда ходит дополнительным поездом из Петербурга в Москву. На Ладожском вокзале я видел поезд Петербург – Сонково с маршрутными табличками Петербург – Костомукша, из чего сделал вывод, что вагоны ротируются еще и с ним.

«Даже не знаю, как выехать»

Станция Яккима находится за две остановки до Сортавалы. После остановки наш поезд отправился от Яккимы и вдруг резко затормозил. Не прошло и пяти минут, как стало понятно: локомотив сломался. Тот самый — страшненький, крашеный-перекрашенный, который я фотографировал на Ладожском вокзале. Из рации начальника поезда, который ехал в соседнем купе, доносились умные слова: «нагрев кожуха зубчатой передачи третьего тягового двигателя», «заклинило колесную пару», «даже не знаю, как выехать».

Вот и приключение началось, подумал я. Очень интересно.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Поезд №349/350 Петербург – Костомукша

Но приключение было недолгим. Нам повезло: в Яккиме на запасном пути стоял свежий и исправный ТЭП70БС. Но, чтобы его подцепить, нашему ТЭП70 нужно было освободить путь. А на встречу уже вышел скорый 159/160 Петрозаводск – Москва с вагонами беспересадочного сообщения Рускеала – Москва.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Вокзал станции Яккима

Было очевидно, что ждать придется долго, так что пассажирам разрешили выйти на станции погулять, покурить и просто подышать воздухом. В нашем купейном вагоне климат был хорош, окна открыты, а вот в сидячке и плацкартах без форточек быстро образовалась «баня»: пассажиры жаловались.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Поезд №159/160 прибывает на второй путь станции Яккима

Из Яккимы отправились на полтора часа позже расписания. Зато на следующей станции Куокканиэми стояли всего минуту вместо 20, которые были заложены в расписании для пропуска 159/160.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Вокзал Куокканиэми из окна поезда

Кстати, интересно, что машинист в новом ТЭП70БС остался тот же, что вез нас на ТЭП70, потому что он мог водить пассажирские поезда. А тому, который сидел в Яккиме в ТЭП70БС, пришлось пересесть в сломавшийся ТЭП70.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Поезд №349/350 Петербург – Костомукша на станции Сортавала

В Сортавалу мы приехали на час позже графика. Я отследил дальнейшее продвижение поезда из любопытства: сможет ли он нагнать время по пути до Костомукши? Смог: в пункт назначения поезд прибыл ровно в 9:00, то есть согласно расписанию. Где-то шел быстрее графика, а на станции Суккозеро стоял вместо 39 минут две. Это лишний раз говорит о том, насколько растянуто расписание у российских поездов. А поездная бригада – молодцы. И в поезде чисто. И сами спокойно делали свою работу.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном

Кстати, на следующий день в первый рейс должен был отправится дневной поезд Рускеала – Сортавала – Выборг – Сортавала под тепловозом и с вагонами «Рускеальского экспресса». Предполагалось, что его повезёт ТЭП70БС, но в итоге дали «двойную Машку» – так называют тепловозы 2М62. Наверняка замену сделали из-за поломки нашего ТЭП70.

Тест поезда из Петербурга в Костомукшу: санитарные зоны, сломавшийся тепловоз и бесконечные озера за окном
Первый рейс поезда Рускеала – Выборг – Сортавала с тепловозом 2М62у-0044. Фото: Павел Дунаев

А я на следующий день поехал в первый рейс туристического поезда Сортавала – Суккозеро на гору Воттоваара. Как все прошло, читайте здесь.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Я тоже ехал в тот день, с Питера до Суккозера. Ехал в 7 вагоне, там биотуалет был. От Суоярви поезд уже тянул 2ТЭ116, номер не запомнил.

    Ответить
  2. Михаил

    Раньше он ходил с ВЛ-10 до Кузнечного.

    Ответить