В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки

Блог

Внезапно на сети железных дорог России обнаружился по-настоящему интересный исторический вагон. Он наследует планировку дореволюционных вагонов Международного общества спальных вагонов. Такие вагоны служили в самых престижных поездах, в том числе в «Красной стреле» до начала 1990-х. А один из таких вагонов «снимался» в рязановском «Вокзале на двоих».

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Вагон №0 в составе поезда «Гранд Экспресс»

Вагон с историей

Вагон СВ необычной планировки появился этим летом в составе поезда №53/54 «Гранд Экспресс». Он курсирует в одном из двух составов – под номером 0. Особенности этого вагона в том, что двухместные СВ объединены между собой попарно через умывальное помещение, где оборудованы раковина и душ. На восемь купе – четырех санзула. Туалеты расположены классически – с двух концов вагона.

Но начнем с истории.

В 1891 году император Александр Третий подписал указ, который разрешал иностранной акционерной компании из Бельгии CIWL работать в России «под наименованием Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов». Так из России за рубеж начали ходить поезда и вагоны, которые отличались повышенным комфортом. Особенностью их планировки были умывальные комнаты, расположенные между двумя соседними купе.

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки

После революции 1917 года международное сообщение было остановлено и вагоны стали использовать во внутрироссийских поездах. В частности, один такой вагон попал и в «Красную стрелу», в которой прослужил вплоть до 1950-х годов.

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
«Красная стрела». Архивное фото
В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Фото: А.С.Бернштейн, 1952

Затем, когда дореволюционные вагоны исчерпали срок службы, Ленинградский завод имени И.Е. Егорова выпустил несколько десятков вагонов типа 15сб, которые по планировке повторяли вагоны Международного общества спальных вагонов. Наконец, в 1978 году было выпущено еще несколько таких вагонов – специально для замены «15сб» в «Красной стреле». Другое дело, что в «Красную стрелу» в такие вагоны могли попасть только специальные категории пассажиров.

«Тогда таких вагонов было построено менее, чем существует пальцев на одной руке. Они (вслед за 15Сб) унаследовали планировку вагонов Международного общества спальных вагонов и скорых европейских поездов, где смежные двухместные купе объединены через умывальные помещения (они же душевые). Помните, Агата Кристи описывает подобную планировку в «Восточном экспрессе»? В современной жизни по своему классу вагон находится где-то между “люксом” и СВ. И в отличие от среднестатистического “люкса” несет не 8, а 16 мест (в восьми купе)», –

пишет на своей странице «Вконтакте» историк железной дороги Павел Дунаев, который стал моим попутчиком в таком вагоне.

В вагоне под номером 0

Итак, сейчас вагон 1978 года выпуска включен в состав «Гранд Экспресса» под номером 0. Снаружи вагон отличается от остальных – он имеет красно-коричневую ливрею и надпись «ZARENGOLD».

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Вагон №0 в составе поезда «Гранд Экспресс»

Вагон, который когда-то работал в составе «Красной стрелы», теперь принадлежит частному перевозчику. Он курсировал в фешенебельных туристических поездах по БАМу и Транссибу, а теперь оказался в составе «Гранд Экспресса».

Внутри – отделка под дерево. Выглядит стильно и кажется, что это те самые вагоны из прошлого. Однако, как говорит Павел Дунаев, интерьер здесь – новодельный.

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Фото: «Гранд Экспресс» / «Вконтакте»

«Надо сказать, что именно благодаря тому, что вагон когда-то работал в составах “Красной стрелы”, я по умолчанию к возможности поездки в нём относился с некоторым пиететом. Да, я знал, что весь интерьер (кроме некоторых деталек от 15Сб) тут новодельный, но кузов-то тот самый!», – пишет историк.

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Интерьер исторического вагона «Гранд Экспресс». Фото: Павел Дунаев

В нашем рейсе было выкуплено всего одно купе. Система организации продажи билетов здесь следующая. Купе выкупается целиком, ехать в нем могут один или два пассажира. В стоимость поездки входит завтрак на двоих и один трансфер комфорт-класса в городе прибытия (в пределах КАДа в Петербурге и МКАДа в Москве).

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Фото: «Гранд Экспресс» / «Вконтакте»

В купе расположено две кровати – внизу и наверху. «Полкой» назвать это язык не поворачивается. Спать хорошо и комфортно.

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки

За столик можно присесть с двух сторон – напротив кровати в углу есть небольшое кресло. Также на противоположной от спальных мест стороне – вход в душевую.

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Фото: «Гранд Экспресс» / «Вконтакте»

В душевой комнате есть возможность заблокировать двери с двух сторон, так что пассажиры из соседнего купе напротив вас не потревожат.

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Фото: «Гранд Экспресс» / «Вконтакте»

«Мое дело – рассказать о тех неочевидных “плюшках”, доступных во время поездки. Во-первых, это душ. Испытано дважды за поездку. Поймал себя на мысли, что впервые в душе слышу через вентиляцию гудки встречных поездов. В этом что-то есть! (правда, надо сказать, что банных полотенец и халатов в отличие вагонов-люкс тут Вам не положено). Но, пожалуй, главное открытие – это кровать, которая в разложенном состоянии оказывается под окном. Поясняю: можно лежать и смотреть в окно!!! Не об этом ли мы всегда мечтали?» – продолжает Павел Дунаев.

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки
Фото: Павел Дунаев

Утром вам сервируют завтрак, а на выходе из вагона вас встречает водитель, который проводит вас до такси и довезет до дома. Эта опция включена по умолчанию сразу в несколько классов обслуживания «Гранд Экспресса».

В России курсирует вагон из далекого прошлого с одним душем на два купе. Впечатления от поездки

Как в «Вокзале на двоих»

Перевозчик напоминает, что режиссер Эльдар Рязанов в фильме «Вокзал для двоих» снимал встречу героев Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко именно в таком вагоне «Красной стрелы». Зная это, понятным становится диалог героев, которые находятся в смежных купе.

– Этот разговор через стенку противоестественен.

– Иди сюда.

– Нет, ни за что!

– Ну, давай встретимся на нейтральной территории.

– Это где? В умывальнике?

Вот почему нейтральная территория – умывальник. Не зная особенностей планировки таких вагонов, диалог оказывается не до конца понятен.

Вагон №0 в составе «Гранд Экспресса» курсирует до конца сентября.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. СЕРГЕЙ

    ЧУШЬ КАКАЯ-ТО !!!! ОДИН ДУШ НА 2 КУПЕ !!! А ЕСЛИ В СОСЕДНЕМ КУПЕ ЕДЕТ ЧЕЛОВЕК С ГРИБКОМ НА НОГАХ , ТО ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ДУША НАСТУПАЕТ 100% ЗАРАЖЕНИЕ ГРИБКОМ !!!! ОЧЕНЬ НЕУДОБНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ДУШЕВОЙ !!!!

    Ответить