Градозащитники ужаснулись облику «Чернышевской», открывшейся после ремонта в Петербурге

Новости

Станцию «Чернышевская» Петербургского метрополитена открыли 13 июля. Ее ремонтировали почти два года, а когда открыли, общественность оторопела: исторический облик станции оказался испорчен.

Недосмотрели

«Варварский погром» –  так назвали петербургские градозащитники то, что сделали с «Чернышевской» за время ремонта. В открытом письме в адрес правительства города, Комитета по охране памятников (КГИОП) и руководства метрополитена, опубликованном в телеграм-канале SOS СПБ СНОС, они выражают возмущение результатами ремонта:

«В процессе ремонта были утрачены как ценные элементы убранства, так и характерные для своего времени архитектурные решения. В наземном павильоне это штукатурные русты стен, столешницы светлого дуба, решение кессонированного (с углублениями — прим. ред.) потолка, пропорции декоративной разделки стен и прочее», — говорится в письме.

Градозащитники ужаснулись облику «Чернышевской», открывшейся после ремонта в Петербурге
Исторический облик Чернышевской. Фото: телеграм-канал Бориса Вишневского

Особая ценность Чернышевской в том, что она – образец архитектуры «оттепели»: построенная в 1958 году, станция была прекрасной иллюстрацией перехода от эстетики сталинского классицизма к модернизму. Но приметы этого переходного стиля оказались грубо стерты, пишут градозащитники.

В частности, оказались снесены эскалаторы со сложной отделкой металлическими тягами в технике «русский жакоб» – узнаваемые символы советского метро. Вместе с ними исчезли ценнейшие балюстрадные торшеры, светильники-факелы авторства А. Дамского и Л. Полякова.

Градозащитники ужаснулись облику «Чернышевской», открывшейся после ремонта в Петербурге

Все это произошло по недосмотру ведомства, охраняющего культурное наследие, считают авторы письма. Градозащитники требуют вернуть вестибюлю наземного павильона исторический облик, назвать имена проектировщиков и тех, кто согласовал проект, а также сообщить, где находятся ценные светильники и металлические отделочные тяги эскалаторов.

«Варварский евроремонт»

 «Чернышевская» за 65 лет существования не подвергалась реконструкции ни разу. Закрывая ее на два года, власти оправдывались необходимостью увеличить пропускную способность станции, которая не справлялась с пассажиропотоком.

Увеличить удалось. Вместо трех эскалаторов на «Чернышевской» теперь четыре. Это повысило пропускную способность на 6,5 тыс. пассажиров в сутки, пишет «Фонтанка», – до 45 тысяч. При этом власти всячески подчеркивали, что эскалаторы – «свои», питерские. Однако на третий день после открытия станции они сломались.

Градозащитники ужаснулись облику «Чернышевской», открывшейся после ремонта в Петербурге

«И это надо было делать долго и дорого? Не советуясь ни с какими специалистами по истории города (и истории метрополитена), уничтожить привычный не одному поколению горожан облик оной из первых станций в городе?» – недоумевает депутат заксобрания Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский в телеграм-канале ВишНевское время.

Депутат помнит «Чернышевскую» с раннего детства – она стала одной из первых станций метро, открытой через 3 года после его рождения и, по словам автора, всегда была красивой и привлекательной. Особенно впечатляли его эскалаторы, с деревянными декоративными панелями и металлическими, окрашенными под бронзу, светильниками.

После ремонта, по словам Вишневского, станция стала выглядеть, «как типовая, где-нибудь в новом районе на далекой окраине, где они почти все внутри одинаковые на вид».

Чувство утраты при виде новой «Чернышевской» испытал и урбанист Аркадий Гершман.

«Новые эскалаторы — это хорошо, но почему вместо бережной очистки и реставрации интерьеров был проведён варварский евроремонт? – пишет он в своем телеграм-канале «Город для людей». – Вместо бережной очистки вестибюля от налёта и визуального мусора последних лет тут смогли только устроить китч из материалов и несовместимых деталей, что, по сути, уничтожило наследие архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса. Зато теперь камеры — это главная архитектурная деталь вестибюля».

Сейчас градозащитники ждут официального ответа от руководства КГИОП и метрополитена. А в пресс-службе петербургского метрополитена на вопрос телеграм-канала «Ротонда» о том, где находятся снятые элементы, ответили: «Всё в метро».

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Петр

    Ужасный ремонт, потеряна причастность к городу, все серо и безлико, как и все к чему прикасается команда Беглова. Город потерял ещё одну достопримечательность

    Ответить
  2. Артем

    Да ничего. Все нормально. Про ст. м. Горьковская тоже говорили всякое… А потом примелькалось.

    Ответить