«Опоздала на самолет – обратный билет аннулировали». Авиакомпаниям хотят запретить мировую практику

Новости

Совет Федерации предложил правительству запретить аннуляцию авиабилетов, состоящих из нескольких сегментов, если пассажир не воспользовался одним из них. Сейчас при покупке билетов «туда – обратно» или со стыковками сгорает вся цепочка, если человек опоздал или не явился на один из рейсов. Кто от этого выиграет, а кто проиграет?

Опоздавший платит дважды

На путешествие на Сейшельские острова Женя К. с подругой копили долго – целый год. Рейс был через Дубай. Стыковка была длительной – девять часов и девушки проспали: когда они прибежали на посадку, то регистрация уже была завершена. В результате был аннулирован не только сегмент Дубай – Сейшелы, но и два других перелета – Сейшелы – Дубай и Дубай – Москва. Пришлось покупать билеты заново, благо у девушек оставались деньги.

О том, что авиабилет может «сгореть» в случае неявки на один из сегментов перелета, неопытные путешественники не знают. И с изумлением обнаруживают это уже после того, как пропустили один из перелетов. Между тем это правило давно существует в мировой практике авиаперевозок, в том числе и в России. У нас аннуляция билета чаще всего происходит на внутренних перелетах, когда билет куплен «туда и обратно» в одном заказе.

Так случилось и с Анной Г. Она купила билет Москва – Красноярск – Москва, но на рейс в Красноярск опоздала. Ей пришлось покупать новый билет в Красноярск за полную стоимость. Однако в обратном вылете она была уверена. Каково же было ее удивление, когда при регистрации на обратный рейс выяснилось, что ее билет в Москву был аннулирован из-за неявки на первый перелет! В итоге Анне пришлось заново покупать авиабилет.

Как избежать no show

Можно ли избежать таких ситуаций?

Можно, если заблаговременно предупредить авиакомпанию, говорит юрист Анастасия Корнилова, которую цитирует журнал «Т – Ж».

«Если вы оформили перелет одним бронированием и не сможете воспользоваться каким-то из участков маршрута, надо предупредить об этом авиакомпанию, – говорит юрист. – Если авиакомпания не получила от клиента уведомление, она вправе аннулировать бронь всего билета. Причина отмены — неявка на рейс, no show».

«Опоздала на самолет – обратный билет аннулировали». Авиакомпаниям хотят запретить мировую практику

No show (от англ. «не явился») — это ситуация, когда пассажир не пришел на рейс и не предупредил авиакомпанию о том, что отказывается от перевозки, объясняется на сайте авиакомпании Utair. Билет, получивший статус no show, аннулируется полностью. Чтобы избежать этого, нужно снять место в билете, а лучше всего позвонить напрямую в авиакомпанию, и тогда есть возможность сохранить остальные рейсы, объясняется на сайте Utair.

У каждой авиакомпании свой период времени, в течение которого пассажир может уведомить ее о неявке на рейс. У одних компаний – не позднее 40 минут до вылета, у других – час.

Если же авиакомпанию не предупредили, «сгоревшие» сегменты перелета вновь выставляют на продажу. Таким образом перевозчики два раза зарабатывают на одном и том же пассажире. Ситуация не очень хорошая. Однако и авиакомпании можно понять: так они стараются минимизировать убытки от незадачливых пассажиров.

Интересно, что аннулирование практикуют десять крупнейших авиакомпаний России, кроме «Уральских авиалиний» и «Ижавиа», выяснила газета «Известия»: если пассажир не явился на один из рейсов, билеты на последующие сегменты в этих двух компаниях не аннулируются.

Справедливости ради

С инициативой отменить аннуляцию многосоставных билетов еще в апреле этого года выступили депутат Госдумы Сергей Леонов и председатель Общероссийского объединения пассажиров, зампред Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. Причиной они назвали большое число жалоб от пассажиров, которые узнавали об аннуляции их билета уже по факту, приехав в аэропорт.

«Человек опоздал на рейс, в панике ищет новый, рассчитывая, что остальные билеты действительны, а они, оказывается, уже отменены. И он чаще всего об этом даже не знал. Это очень несправедливая ситуация», — говорит депутат Леонов, которого цитируют «Известия».

Депутат считает, что авиакомпаниям сначала необходимо уточнить, намерен ли человек воспользоваться остальными билетами в бронировании, и только в случае отказа уже затем аннулировать его проездные документы.

Инициативу поддержал Совет Федерации, тем самым проявив заботу о деньгах пассажиров. Но как быть авиакомпаниям, которые начнут терпеть убытки от неявок на рейсы?

Авиакомпаниям не стоит плакать?

Совфед предлагает субсидировать авиакомпании для исполнения этой инициативы, а возможность для этого заложить в федеральный бюджет на 2025–2027 годы. Помимо заботы о деньгах потребителя своей инициативой Совфед хочет унифицировать правила, действующие на всех видах транспорта.

«Опоздала на самолет – обратный билет аннулировали». Авиакомпаниям хотят запретить мировую практику

Действительно, в ж/д перевозках и автобусах пассажир имеет право сесть на любой станции в границах выкупленного маршрута, будучи уверен, что место останется за ним.

Однако у предложения есть оборотная сторона.

Запрет аннуляции может сломать всю существующую модель ценообразования на рынке гражданских авиаперевозок и привести к росту тарифов, пишет Турдом.

Они не исключают, что для минимизации своих финансовых рисков авиакомпании перейдут на схему продажи point to point, то есть на каждый сегмент – отдельный билет. Но такой вынужденный для перевозчиков вариант приведет к большим неудобствам для пассажиров. Им придется получать и вновь сдавать багаж в транзитном аэропорту, тогда как по единому билету его просто перегрузили бы с одного самолета на другой. Кроме того, в случае задержки первого рейса авиакомпания уже не будет отвечать за опоздание пассажира на ее же следующий рейс – ведь перелеты будут совершаться по разным билетам.

Отмена аннуляции, как ни парадоксально, может ударить по карману пассажиров. Авиакомпании в ответ на меру вполне могут компенсировать дополнительные финансовые риски повышением цен на билеты.

Впрочем, инициатива Совфеда может и не встретить понимания в правительстве: как-никак, практика аннуляции основана на общемировом опыте.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Александр

    Как авиакомпания может терпеть убытки, если пассажир не явился на рейс, а билет уже оплачен? Только сэкономит немного на топливе и аэропортовском обслуживании

    Ответить