РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»

Блог

Самый быстрый способ доехать из Москвы в Петербург на дневном поезде – это путешествие на скором поезде №63/64 Самара – Петербург. Он пришел на смену скоростному «Стрижу», который был отменен в марте 2022 года. Поезд идет между двумя городами всего шесть часов, час из которых тратится на выезд из Москвы. Так что чистого хода – пять с небольшим часов, что немногим уступает «Сапсану» и показывает истинные возможности РЖД на этом направлении.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Поезд №63/64 Самара – Петербург прибыл на Московский вокзал

В чем «фишка» поезда

Нам все время говорили, что «Сапсан» – уникальный проект и заменить его нечем. Так-то оно так, но между Петербургом и Москвой ходит еще «Невский экспресс» – поезд, которому больше 20 лет, который состоит из российских вагонов и ведом электровозами ЧС200 (Чехословакия) или ЭП20 (российско-французский).

Был еще «Стриж». От Москвы до Петербурга ходил за пять часов. Сам поезд испанский, а электровозы – те же Э20.

Но «Стриж» Петербург – Самара отменили из-за санкций, и в РЖД решили, что его нужно заменить. И назначали поезд Петербург – Самара из обычных цельнометаллических вагонов производства Тверского вагоностроительного завода. То есть таких же вагонов, как в любом другом составе. Но потрудились над расписанием.

В итоге поезд проходит тот же маршрут – от Самары до Петербурга всего на полтора часа дольше, чем ходил «Стриж». Причем замедлен он был лишь на участке Петербург – Москва, где «Стриж» мог идти со скоростью 200 км/ч, а новый поезд идет 160 км/ч.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Расписание поезда №63/64 Самара – Петербург

Поезд состоит из девяти вагонов. Почему так мало – большой вопрос. Полагаю, есть ограничения по возможностям локомотивов (он идет под ЭП20, ТЭП70БС и ЭП2К). Классы обслуживания похожи на те, что были в «Стриже». Это шесть купейных вагонов (включая штабной), вагон СВ и две сидячки. Последовательность, правда, странная. 1-6 вагоны – купейные, 7, 9 – сидячие, 8 – СВ.

Плацкартных вагонов нет. Что как бы намекает на премиальность поезда. К тому же он курсирует через день!

Маршрут хороший. Поезд соединяет Петербург, Москву, Владимир, Нижний Новгород, Саранск, Самару. Если была бы задача коллекционировать областные центры по маршруту, то была бы остановка еще и в Твери! Но там поезд не тормозит (как не останавливался и «Стриж»). Зато останавливается в Чудово, откуда можно добраться до Великого Новгорода. Это единственная остановка между Петербургом и Москвой.

В действительности поезд оказался не таким премиальным, как можно было бы подумать на первый взгляд. Я уже рассказывал, что выяснилось, например, что в стоимость поездки в СВ не входит посещение бизнес-зала.

Дешевле «Сапсана»

В августе этот поезд ходил битком. Я ехал в середине сентября в один из дней посередине недели. И за несколько часов до отправления поезда из Москвы (а уходит он в 14:52) в поезде оставалось больше 70 свободных мест в купейные вагоны, а также несколько сидячих кресел и несколько мест в СВ.

«Сидячка» стоила совсем не дорого – около 1300 рублей. За верхнюю полку в купейный вагон просили около 2900, нижняя стоила 3500, а СВ – около 6500 рублей. Сидячие места к отправлению скупили все. Купейные и СВ не распродали.

Меня удивило обилие свободных мест – «Сапсаны» в этот день шли в Петербург битком, хоть и стоили дороже.

Поезд от Арзамаса до Петербурга идет с электровозом ЭП20. Стоянка на Восточном вокзале Москвы – всего 12 минут. И вот в 14:52 мы отправляемся.

Я взял билет в штабной вагон. Получилось это случайно – просто выбирал свободное купе.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Интерьер купейного вагона нового модельного ряда «2020»

Все купейные вагоны в этом поезде – из нового модельного ряда «2020» – это вагоны от так называемых двухвагонных сцепов, в каждом из которых есть душ.

Двери обычных купейных вагоны украшены видами городов, которые проходит поезд. В штабном вагоне этого нет. Помимо в штабе ехали еще человек пять, в том числе в купе для маломобильных пассажиров.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Оформление дверей купе поезда

Пока шел к вагону обратил внимание, что на разных вагонах было выставлено совершенно разное время. Мелочь, но для железной дороги – неаккуратно.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»

Мое купе было абсолютно чистым – видно, что никто до меня здесь не ехал.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Интерьер купе поезда №63/64 Самара – Петербург

После отправления поезда пришла проводница, рассказала про вагон, предложила чай, кофе, кондитерские изделия. Премиальность поезда оказалась только в его скорости и новизне вагонов. Еда в стоимость билета не входит – в поезде нет вагона ресторана. Может, это и к лучшему. В «Стриже» еда была исключительной! Например, такой.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Питание в «Стриже»

На уровне бизнес-класса самолетов. В обычных поездах ФПК обычно кормит кое-как. Но я так привык, что в «Мегаполисе» и «Гранд Экспрессе» во всех классах дают тапочки (даже в самых экономичных), что расстроился, когда оказалось, что тут их не положено.

Удивило, что поезд буквально «рванул» с Восточного вокзала и доехал до технической стоянки на станции Лихоборы Московского центрального кольца за каких-то 17 минут. Я сравнил – другие поезда этот маршрут проезжают не менее, чем за 20 минут. Затем – 35 минут на смену направления движения. Локомотив отцепляется с одной стороны, обгоняет поезд и прицепляется с другой. С Лихобор отправились в 15:45 и прибыли в Петербург в 21:10. Время в пути составило 5 часов 25 минут. Это еще при том, что мы сделали остановку в Чудово.

Вагоны новые – косяки старые

Пока ехали, было время осмотреть вагон. Это моя не первая поездка в вагонах «2020».

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Интерьер купе поезда №63/64 Самара – Петербург

Самая большая претензия – это по два сейфа в нижних «шкафчиках», которые «съедают» место для вещей. Причем самое смешное, что один из них совсем не работал, а у второго код набирался, но не защелкивалась дверь.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Интерьер купе поезда №63/64 Самара – Петербург

В одном из туалетов есть душ. Это хорошо. Вместо титана – пурифайер. Регулятор температуры воздуха в купе отсутствовал. Но это и неплохо. Он есть в других аналогичных вагонах, но фиктивный.

Открывается и закрывается купе с помощью карточек, что удобно.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Интерьер купе поезда №63/64 Самара – Петербург

Под столом – четыре розетки, а на верхних полках – еще и по два USB-разъема.

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»
Интерьер купе поезда №63/64 Самара – Петербург

Не знаю, работает ли в этом поезде система «один проводник на два вагона». В моем вагоне ехали два проводника и начальник поезда. Похоже, они посмотрели в какую-то базу и распознали во мне потенциальную угрозу. Я уже писал, что, кажется, у них есть отметка, что я могу написать про поездку, поэтому ко мне нужно относиться особенно внимательно. Пока я покупал у проводника чай, откуда-то из служебного купе я слышал слово «блогер».

РЖД удивили: от Москвы до Петербурга за пять часов и лежа! Оказывается, так быстро могут не только «Сапсаны»

Через полчаса после отправления поезда пришел начальник поезда с видеорегистратором на груди и спросил, все ли меня устраивает. Меня забавляет эта их традиция – они всегда приходят в начале поездки, и никогда – в конце. А в середине поездки был парад. Сперва пришел начальник поезда и предупредил, что сейчас будет уборка. Потом пришла проводница №1 с пылесосом. На мое замечание, что я пришел в идеально чистое купе два часа назад и не успел ничего запачкать, она сказала, что «так положено» и начала усердно пылесосить. Потом пришла проводница №2 в перчатках и с тряпкой и стала вытирать пыль. Это выглядело довольно смешно.

В целом, поездка прошла хорошо. В Петербург приехали точно по графику! В дороге я успел и поспать, и поработать, напился чаю, зарядил все свои устройства, вдоволь посмотрел в окно и вышел отдохнувшим. Это лучше, чем «Сапсан», скажу я Вам.

А теперь ложка дегтя. Полное время в пути этого поезда от Москвы до Петербурга с учетом технической стоянки – 6 часов 18 минут. Допустим, от Ленинградского вокзала он мог дойти за 5,5 часов. Все остальные дневные поезда на локомотивной тяге (кроме «Невского экспресса») между двумя городами идут минимум 8,5 часов.

Так что в РЖД, если бы захотели, могли бы организовать быстрое движение между Петербургом и Москвой транзитных поездов. Но для этого нужны свободные пути (коих нет из-за «Сапсанов»), быстрые локомотивы (коих дефицит, потому что ЭП20 – двухсистемные и нужны на южном направлении, а больше их не будет) и хорошие вагоны.

В новом расписании 2022/2023 года поезд сохранен с курсированием через день. А вот другой поезд Петербург – Самара превратился из пассажирского в скорый. Раньше он ходил через день под номером 337/338. Теперь поезд получил номер 47/48, изменил маршрут (теперь он идет через Пензу вместо Инзы). К поезду ежедневно прицепляют беспересадочные вагоны Петербург – Уфа.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Светлана Мартынова

    Почему опять не ходит поезд 63/64 ? И когда вновь начнет ходить ?

    Ответить
    1. Кирилл Балберов автор

      Из-за ремонта путей отменили. Будет несколько рейсов в октябре, а на регулярку вернется в ноябре.

      Ответить
  2. Сергей

    В ущерб пригородным направлениям можно сделать скоростную линию между городами. И опять же, в Китае и Европе разделены линии скоростных поездов и пригородных с товарняками, тут же я на даче под Солнечногорском наблюдаю как товарняк едет по этой двухпутке… Какое скоростное движение, вы о чём? Пьяные что-ли?

    Ответить