В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Блог

Летом из Сербии в Черногорию ходят два поезда – дневной и ночной. Я хотел поехать на дневном поезде. Это позволяет увидеть при свете всю железную дорогу. А она считается одной из самых красивых в Европе. Железная дорога – и правда живописная. А вот от поезда я получил куда меньше удовольствия.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Поезд «Тара»

Я уже описывал поездки по этой железной дороге на ночном поезде в одноместном и шестиместном купе. Пришло время прокатиться на дневном поезде.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Дневной поезд называется «Тара» – по названию заповедника, который находится в Сербии на границе с Боснией и Герцеговиной.

Еще несколько лет назад дневной поезд был ежедневным и состоял из большого количества вагонов, так что на популярном железнодорожном сайте seat61, посвященном путешествиям по Европе, можно прочитать рекомендации, как выбрать лучший вагон. Сейчас выбора нет.

Билет можно купить только в кассе. Онлайн продажи отсутствуют. В кассе удается лишь спросить, есть ли в поезде кондиционер, ведь по прогнозу в день поездки будет выше +30. «Есть», – обещают мне. «Посмотрим, это ж Черногория», – иронизирует моя спутница, с которой я покупал билет. «Если не будет, я сразу выйду. И наплевать на потерю 2000 рублей», – категорично обещаю я.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Билет в пересчете на российские деньги и правда стоит около 2000 рублей. Кажется, за поездку в международном поезде – это совсем недорого. Особенно, если учесть, что ехать 12 часов.

Билеты в Сербии, как и во многих европейских странах, состоят из двух частей – непосредственно билет и квитанция о бронировании конкретного места. Для внутренних поездов по Сербии и Черногории место не бронируют. А для международных – наоборот – нельзя без брони.

Несколько лет назад в Сербии вокзал перенесли из центра города в неудобный район. Около пяти лет это была неприглядная подземная станция с платформами. Но сегодня здесь практически закончено строительство нового терминала.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Правда, внизу – жуть. Грязь и протечки.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Поезд в Черногорию начинает маршрут не из Белграда, а из ближайшего пригорода – города Земун. Так что Белград для него – промежуточная станция. Кстати, заканчивается маршрут тоже не в столице Черногории городе Подгорица, а на побережье в Баре.

В поезде всего четыре вагона и выглядит он также, как поезда, которые курсируют в Черногории по внутренним маршрутам.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Кондиционер с характером

Когда я вошел в купе, мое место было занято. Я показал пассажирке билет и по-английски попросил его освободить. Громко выругавшись, женщина встала и удалилась. Ее возмущение я понял позже.

В купе уже ехали двое россиян, серб и бельгиец. Начали обсуждать особенности национальных железных дорог.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Первые два часа все шло буднично. Дорога была обычной, пейзажи невпечатляющими, кондиционер работал, и даже никто не курил в вагоне, что для Сербии – большой достижение.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Потом начались горы.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

А потом… сломался кондиционер.

Проводник, который здесь один на несколько вагонов, долго копался в щитке и потом лишь развел руками: «Ничего не могу сделать». Мы сходили в соседние вагоны, чтобы проверить, каково там, и оказалось, что так же. Ничего не работает.

Поскольку проводник не знал ни русского, ни английского, а я не знал сербского, объяснялись жестами. Он пытался сказать, что проблема в локомотиве. И нужно дождаться, когда отцепится сербский локомотив и прицепится черногорский.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Часа за два стало жарко – почти невыносимо. Окна – в лучших российских традициях – задраены, форточки не предусмотрены. Жаловаться некому, станций нет. Можно только написать письмо по электронной почте в перевозчику. Адрес размещен на наклейках в разных частях вагона.

«Да, черногорский поезд смог меня удивить», – подумал я.

Через некоторое время вдруг подуло. Само. Но оказалось, что это в вагоне включилась вентиляция, которая забирает горячий воздух снаружи. На всякий случай я еще раз прошелся по вагонам и проверил, как там. В соседнем было прохладно. И было полностью свободное купе.

Я перешел туда и позвал с собой русскоязычных попутчиков. А еще там работала розетка!

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

В этот момент я понял, почему возмутилась сербка. Ехать здесь можно, где угодно, вне зависимости от того, что написано в билете. И никому – ни проводнику, ни пограничникам – до этого нет никакого дела.

Кстати, в какой-то момент на встречу проходил аналогичный поезд. Там в одном из вагонов были открыты все окна, а из окон выглядывали пассажиры и торчали руки. Я понял, что там кондиционера нет в принципе.

Поезд, который всегда опаздывает

Так доехали до границы. Сперва – сербская. Через час – черногорская. Везде контроль документов – формальный. Прокатали паспорта через специальную «машинку», поставили штампики и, не задавая лишних вопросов, ушли.

Вместе с пограничниками в поезд зашел торговец водой и «хладным пивом». Проводники в поезде ничего не продают. Кипятка тоже нет.

После черногорской границы начался самый красивый участок дороги. Вообще, вся железная дорога Бар – Белград при длине в 476 км имеет 254 тоннеля общей длинной около 114 км, а также 435 мостов общей длинной около 15 км. А на черногорском участке поезда поднимаются высоко в горы. Дорогу открывал в 1976 году президент Югославии Иосип Броз Тито. После распада страны она пришла в запустение, что в конечном итоге привело к крупной катастрофе в 2006 году, когда у электрички ЭР31 отказали тормоза и вагоны улетели в каньон со 100-метровой высоты. Жертвами катастрофы стали 47 человек.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

На черногорском участке поезд становится практически «пригородным». В него набилось много людей. Это было воскресенье и, видимо, все ехали в столицу, так что места все заняли.

К сожалению, сделать красивые фото с самого живописного участка не получилось. Солнце уже спряталось за горы, стекло было грязное и бликовало.

Но вот несколько красивых фотографии из прошлой поездки. Тогда, правда, тоже было пасмурно.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито
В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито
В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Поезд Земун – Бар обладает удивительным свойством. Он нигде особо не стоит, но при этом всегда опаздывает. При этом и на границах он стоит меньше, чем положено по расписанию. Почему так – загадка. Но в Подгорицу мы приехали на полчаса позже графика.

В +35 сломался кондиционер. Дневной поезд из Сербии в Черногорию по дороге Иосипа Броз Тито

Вот столичный вокзал Подгорицы, только не смейтесь. Я хотел купить обратный билет, но мне сказали, что по карте нельзя и отправили снимать наличку. Я умилился.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий